ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Рассмотрение разногласий фас - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"План деятельности Федеральной антимонопольной службы на период 2016 - 2021 годы" (утв. ФАС России 25.05.2016)
ФАС России А.Н. Голомолзин В.Г. Королев А.В. Редько 140. Мероприятие 2.15.1 Реализация мониторинга за нарушение законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) Управление регулирования электроэнергетики Д.А. Васильев, Управление регулирования ТЭК Д.Н. Махонин, Управление регулирования связи и информационных технологий Е.А. Заева, Управление регулирования в сфере ЖКХ А.Г. Матюхин, Управление регулирования транспорта А.А. Кузнецов 4 кв. Мониторинг проведен, результаты доложены 141. Индикатор направления (блока мероприятий) Рассмотрение в досудебном порядке споров и разногласий Заместитель руководителя ФАС России С.А. Пузыревский 142. Мероприятие 2.16.1 Проведение анализа нарушений со стороны региональных тарифных регуляторов, выявленных в ходе рассмотрения досудебных споров и разногласий Управление регионального тарифного регулирования Ю.В. Попкова 4 кв. 4 кв. 4 кв. 4 кв. 4 кв. 4 кв. Мониторинг проведен, результаты анализа доложены 143. Цель 3 Повышение эффективности контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг
Приказ ФАС России от 14.06.2018 N 814/18 (ред. от 12.10.2020) "Об утверждении Перечня и методики расчета значений целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 1 "Инвестиционный климат" и подпрограммы 6 "Развитие антимонопольного и тарифного регулирования, конкуренции и повышение эффективности антимонопольного контроля" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в части компетенции ФАС России"
15 февраля года, следующего за отчетным. 7) Показатель: Дрд - доля решений Федеральной антимонопольной службы по итогам рассмотрения разногласий и досудебного рассмотрения споров, отмененных вступившими в законную силу решениями суда. Структурное подразделение, ответственное за расчет достигнутого значения показателя (индикатора) - Управление регионального тарифного регулирования ФАС России. Единица измерения показателя - проценты. Дрд = Кос/Крд * 100%, где: Кос - количество решений ФАС России по итогам рассмотрения разногласий и досудебного разрешения споров, отмененных вступившими в законную силу решениями суда, Крд - общее количество решений ФАС России по итогам рассмотрения разногласий и досудебного рассмотрения споров, Дрд - доля решений Федеральной антимонопольной службы по итогам рассмотрения разногласий и досудебного рассмотрения споров, отмененных вступившими в законную силу. Источник информации - данные ведомственной отчетности Федеральной антимонопольной службы. Периодичность - годовая. Дата получения достигнутого значения показателя - до 15 февраля года, следующего за отчетным. 8) Действовал до 30 июня 2019 года. - Приказ ФАС России
Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1997 N 920-р "О временном исполнении обязанностей руководителя Рабочего центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации"
целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); 2.1.3. Рассмотрение споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов); 2.1.4. Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, иными органами, по вопросам, относящимся к компетенции Управления; 2.1.5. Разработка и участие в разработке нормативных правовых актов, по вопросам, относящимся к компетенции Управления. III. Полномочия Управления 3.1. Управление осуществляет следующие полномочия: 3.1.1. Организует работу в рамках компетенции Управления по выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе посредством систематического наблюдения и анализа; (п. 3.1.1 в ред. Приказа ФАС России от 14.09.2017 N 1226/17) (см. текст в предыдущей редакции) 3.1.2. Подготавливает предложения о направлении органам исполнительной власти субъектов
Определение № 305-ЭС21-20676 от 15.11.2021 Верховного Суда РФ
и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, по результатам рассмотрения заявления ООО «Верхнебалкарская МГЭС» о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен ФАС России выявлены нарушения тарифного законодательства, допущенные Министерством энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) при установлении платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ООО «Верхнебалкарская МГЭС». Оспариваемым решением антимонопольного органа требования общества, указанные в заявлении о рассмотрении разногласий, удовлетворены частично, министерству поручено пересмотреть плату за технологическое присоединение, установленную приказом от 12.09.2019 № 30, в соответствии с действующим законодательством и указанным решением, в том числе: произвести
Определение № А40-21068/20 от 10.08.2021 Верховного Суда РФ
в Республике Саха (Якутия) на 2019 год для нужд заказчика. Протоколом от 23.10.2019 рассмотрения и оценки котировочных заявок победителем признано общество и 05.11.2019 победителю направлен договор на поставку нефтепродуктов. Общество 08.11.2019 разместило в единой информационной системе протокол разногласий № 1 к договору поставки нефтепродуктов с внесением изменений в части сроков оплаты, заказчик 14.11.2019 разместил мотивированный отказ об отклонении протокола разногласий. Общество 15.11.2019 повторно разместило в единой информационной системе протокол разногласий № 2 к договору поставки нефтепродуктов, с внесением изменением в части сроков оплаты и доставки, а так же с изменением юридического адреса. В свою очередь, заказчик 27.11.2019 разместил в единой информационной системе протокол об уклонении победителя от заключения договора по итогам запроса котировок в электронной форме и направил сведения в антимонопольный орган для решения вопроса о включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков. В ФАС России поступило заключение комиссии управления от 30.12.2019 по делу № РНП-223-10/19 о включении
Определение № А40-281045/19 от 23.04.2021 Верховного Суда РФ
рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, во исполнение полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения комитет на основании приказа от 11.12.2018 № 5-78/тэ установил для общества методом долгосрочной индексации тарифы на тепловую энергию на 2019 год - первый год долгосрочного периода регулирования 2019-2023 годы. Не согласившись с указанными тарифами, общество обратилось в ФАС России с заявлением о рассмотрении разногласий. По результатам рассмотрения заявления ФАС России принято решение о частичном удовлетворении заявления. Не согласившись с решением антимонопольного органа в части отказа в признании затрат обоснованными, общество обратилось в арбитражный суд. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого решения ФАС России в части выводов, касающихся статей затрат «Водоснабжение и водоотведение на общепроизводственные нужды» (пункт 1.3.2 мотивировочной части решения) и «Внереализационные расходы»
Определение № 305-ЭС21-812 от 17.03.2021 Верховного Суда РФ
дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводыне находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, по итогам рассмотрения разногласий, возникших между ООО «КриоГаз» и органом регулирования по вопросу установления тарифа в сфере холодного водоснабжения, утвержденного Постановлением № 16/7, ФАС России вынесено решение от 04.10.2019 № СП/86599/19 о частичном удовлетворении заявления ООО «КриоГаз». Не согласившись с решением антимонопольного органа в части отказа в удовлетворении требований, ООО «КриоГаз» обратилось в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспоренное решение ФАС России в части отказа в удовлетворении требований ООО «КриоГаз» соответствует законодательству и не нарушает его права
Определение № А40-171841/19 от 30.12.2020 Верховного Суда РФ
на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. При изучении доводов кассационных жалоб и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалобы могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, по результатам рассмотрения разногласий между обществом и департаментом в области государственного регулирования цен в сфере теплоснабжения ФАС России выявлены нарушения тарифного законодательства, допущенные департаментом при установлении тарифов в отношении общества. Оспариваемыми решениями антимонопольного органа требования общества, указанные в заявлении о рассмотрении разногласий, удовлетворены частично, признаны экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении необходимой валовой выручки (далее – НВВ) на 2019 год расходы по ряду статьям затрат, указано на необходимость устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Удовлетворяя
Решение № А63-16797/16 от 15.02.2017 АС Ставропольского края
начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. ГУП СК «Крайтеплоэнерго» обращалось с заявлением о рассмотрении разногласий, возникших с органом регулирования – РТК СК, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Федеральную антимонопольную службу России. Заявленные ГУП требования касались в том числе вопросов учета недополученного дохода организации. По итогам рассмотрения разногласий ФАС России приняла решение о частичном удовлетворении требований ГУП СК «Крайтеплоэнерго», были признаны экономически обоснованными и подлежащими учету при тарифном регулировании дополнительные расходы ГУП СК «Крайтеплоэнерго» по статьям затрат «Расходы на оплату труда в 2016 году» и «Отчисления на социальные нужды в 2016 году». При этом обращаем внимание, согласно пункту 6 приказа ФАС России от 02.09.2016 № 1250/16 «О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникающих между органами регулирования
Решение № А58-5492/2021 от 14.10.2021 АС Республики Саха (Якутия)
территориальным сетевым организациям. Госкомцен РС(Я) в соответствии с Правилами 1178 рассмотрел представленные документы и установил для Общества тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год как для моносетевой организации. При таких обстоятельствах, в материалах дела отсутствуют доказательства как представления обществом недостоверных сведений в целях обоснования тарифа, так и заведомую недостоверность этих сведений для организации. Из оспариваемого постановления и материалов административного дела следует, что под такой недостоверностью административный орган понимает выявленные при рассмотрении разногласий ФАС России обстоятельства, что не образует диспозицию части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ. Объективная сторона вмененного Обществу правонарушения, заключающегося в умышленном представлении недостоверных обязательных сведений, административным органом не доказана, не подтверждается материалами административного дела. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Между тем в нарушение положений
Постановление № А40-221116/2021 от 11.08.2022 АС Московского округа
рассмотрены ФАС России на основании представленных обществом и ЛенРТК материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543. Величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ), установленная ЛенРТК для общества на 2021 год, составляет 2 424 108,99 тыс. руб. Величина НВВ, которую общество считает экономически обоснованной, равняется 2 902 211,54 тыс. руб. По итогам рассмотрения разногласий ФАС России принято решение об отказе в удовлетворении заявленных регулируемой организацией требований, при принятии которого ФАС России руководствовалась следующим. Относительно расходов регулируемой организации по статье затрат «Арендная плата» величина заявленных в ФАС России разногласий составила 7546,57 тыс. руб. (учтено ЛенРТК 2 345,69 тыс. руб., экономически обоснованная величина, заявляемая обществом, - 9 892,26 тыс. руб.). Непосредственно для целей применения тарифного законодательства при определении суммы расходов, подлежащей включению в НВВ на соответствующий период регулирования, арендная плата
Постановление № 16АП-1209/2017 от 19.06.2017 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3 -й расчетный период регулирования, в полном объеме. Судом первой инстанции также установлено, что ГУП СК «Крайтеплоэнерго» обращалось с заявлением о рассмотрении разногласий, возникших с органом регулирования - РТК СК, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Федеральную антимонопольную службу России, при этом заявленные ГУП требования касались, в том числе, вопросов учета недополученного дохода организации. По итогам рассмотрения разногласий ФАС России приняла решение о частичном удовлетворении требований ГУП СК «Крайтеплоэнерго», были признаны экономически обоснованными и подлежащими учету при тарифном регулировании дополнительные расходы ГУП СК «Крайтеплоэнерго» по статьям затрат «Расходы на оплату труда в 2016году» и «Отчисления на социальные нужды в 2016 году». При этом было обращено внимание, что согласно пункту 6 приказа ФАС России от 02.09.2016 № 1250/16 «О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникающих между органами
Решение № 3А-196/20 от 16.07.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)
28 Правил регулирования подготовлено экспертное заключение. Расчет тарифов в соответствии с заявлением ООО «ТГК» произведен методом индексации установленных тарифов. В приложении № 1 к постановлению РСТ от 18 декабря 2018 № 84/7 приведены утвержденные тарифы с разбивкой по периодам и категориям потребителей, в приложении № 2 – долгосрочные параметры регулирования. Не согласившись с принятым тарифным решением, Общество 19 февраля 2019 года направило в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) заявление о разногласиях. По результатам рассмотрения разногласий ФАС России вынесено решение от 6 июня 2019 года (том 3 листы 84-96) которым Региональная служба по тарифам Ростовской области признана нарушившей пункты 28, 38 Основ ценообразования, пункт 29 Правил; требования ООО «ТГК», указанные в заявлении о разногласиях, удовлетворены частично. Органу регулирования предписано произвести анализ и расчет величины экономически обоснованных расходов, отразить анализ в экспертном заключении по ряду статей затрат, в том числе «расходы на ремонт основных средств», «расходы на холодную воду», «прибыль», «налог
Решение № 3А-30/2016 от 19.09.2016 Камчатского краевого суда (Камчатский край)
области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями», ПАО «КамГЭК» направлено в Федеральную антимонопольную службу России заявление в связи с необоснованным невключением в НВВ при утверждении тарифов на 2 полугодие 2016 года в Приложение № 1 и в Приложении № 2 расходов по статьям затрат: «Оплата труда» и «Амортизационные отчисления». Согласно протоколу заседания Правления ФАС России от 26 мая 2016 года № 3-13/2016, при рассмотрении разногласий ФАС России установила следующее. ПАО «КамГЭК» предлагало установить тарифы на электрическую энергию с 1 июля 2016 года в размере 5,197 руб./квт.ч, а необходимую валовую выручку на 2016 год в размере 321 531000 рублей. РСТ установил тарифы на электрическую энергию с 3 июля 2016 в размере 2,537 руб./квт.ч, а необходимую валовую выручку на 2016 год в размере 221 691000 рублей. Таким образом, ПАО «КамГЭК» просило признать экономически обоснованным размер тарифа с ростом в 2,05 раза
Решение № 3А-15/2018 от 15.05.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)
доверенностей, в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, представили возражения на исковые требования, просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В судебное заседание заинтересованное лицо – Федеральная антимонопольная служба России, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в судебного заседания своего представителя не направила, представила письменные пояснения на исковое заявление, в котором указала, что результатам рассмотрения заявления ООО ЭК «Радиан» о разногласиях со Службой по тарифам Иркутской области при установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2017 год был принят приказ ФАС России от 21.07.2017 г. № 971/17 «О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ООО Энергетическая компания «Радиан» и Службой по тарифам Иркутской области». Которым в удовлетворении требований ООО ЭК «Радиан» было отказано, вместе с тем, Служба
Решение № 12-453/17 от 15.06.2017 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)
затраты по статье «Операционные расходы» скорректированы на индекс потребительских цен, определенный в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в связи с чем, требования ООО «СКС» частично признаны экономически обоснованными. Величина средств, подлежащая дополнительному учету в необходимой валовой выручке ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ года, по статье «Операционные расходы» сложилась на уроне <данные изъяты> тыс. руб. По рассмотрению разногласий по статье «Работы и услуги производственного характера» установлено следующее. ООО «СКС» были заявлены затраты на работы и услуги производственного характера на сумму <данные изъяты> тыс. руб. Ввиду представления регулируемой организацией исчерпывающего перечня документов в ФАС России в части обоснования затрат на работы по эксплуатации и техническому обслуживанию по договору с ООО «Евроботен», а также затрат на оформление разрешительной документации МП <адрес> «Городская административно-техническая инспекция по благоустройству», расходы которой не относятся к реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, требования регулируемой организации признаны обоснованными в полном объеме, дополнительному учету в необходимой валовой выручке ООО
Решение № 12-31/20 от 19.05.2020 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)
и направляется сторонам, участвующим в рассмотрении разногласий, в течение 5 рабочих дней со дня его принятия, это решение подлежит опубликованию в информационном бюллетене Службы и размещению на официальном сайте; решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, подлежит исполнению в течение одного месяца со дня его принятия, если в решении не указан иной срок. В результате рассмотрения разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ОАО «<данные изъяты>» и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга дата ФАС России издан приказ от №, в соответствии с которым органу исполнительной власти Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в срок до дата предписано, кроме прочего, принять решение о продолжительности переходного периода и значения понижающих коэффициентов, установленных на переходный период, установление которых предусмотрено пунктом 8 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве