ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Раздельное накопление мусора - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО"
на других лицах. Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО. Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность по осуществлению которой возложена на регионального оператора. В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений
Определение № 01АП-5850/2021 от 09.03.2022 Верховного Суда РФ
Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации № 641», постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», исходили из недоказанности товариществом факта возникновения на стороне общества неосновательного обогащения в заявленном размере. Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные в дело доказательства, установив, что уведомление о раздельном накоплении мусора получено обществом 22.11.2019, в связи с чем именно с этого момента учет образующихся у товарищества твердых коммунальных отходов может производиться исходя из количества и объема контейнеров; компоненты, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере размещаются в контейнере зеленого цвета (не раздельный сбор), к которым подлежит применению общий тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; до даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2020 по делу №
Определение № А43-41281/20 от 18.05.2021 АС Нижегородской области
обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 по 30.09.2020 и 621 рубль 35 копеек пеней, начисленных с 12.02.2019 по 05.04.2020. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Смирнов Валерий Анатольевич (далее – Предприниматель). В предварительном судебном заседании представитель истца иск поддержал, заявил ходатайство о привлечении Предпринимателя к участию в деле в качестве соответчика. Представитель ответчика иск не признал, указал, что Общество осуществляет раздельное накопление мусора , объемы, предъявленные к оплате не накапливает, оспорил сведения о количестве сотрудников в офисе, установленные региональным оператором в акте обследования. Предприниматель направил письменно правовую позицию, согласно которой считает, что услуги по обращению ТКО должен оплачивать арендатор помещения (Общество). Суд удовлетворил ходатайство истца о привлечении Предпринимателя к участию в деле в качестве соответчика. По итогам предварительного судебного заседания суд счел необходимым предложить истцу уточнить требования к каждому из ответчиков, Обществу представить сведения о численности
Постановление № А43-1614/2021 от 23.12.2021 АС Волго-Вятского округа
тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при раздельном накоплении. В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Судами установлено, что 30.10.2019 ТСЖ «Народная, 50» направило в адрес ООО «Нижэкология-НН» заявку (повторную) на заключение договора на оказание услуг с ТКО, в которой истец уведомил ответчика о принятом решении о раздельном накоплении мусора . Данная заявка получена Обществом 22.11.2019. Таким образом, после получения уведомления учет образующихся у Товарищества ТКО может производиться исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2020 (оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций) по делу № А43-5484/2020 удовлетворен иск Товарищества о понуждении ООО «Нижэкология-НН» заключить договор на оказание услуг по обращению с
Постановление № А10-4088/2021 от 28.04.2022 АС Восточно-Сибирского округа
16.06.2021 по день фактической оплаты долга. В удовлетворении иска в остальной части отказано. Не согласившись с решением и постановлением, ИП Хомяков Н.В. обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами судов о доказанности факта обращения ответчика к истцу с заявкой на заключение договора, факта оказания услуг, ссылается на самостоятельную организацию раздельного накопления мусора и отправление его на утилизацию. ООО «ЭкоАльянс» доводы заявителя кассационной жалобы отклонило, указав на их несостоятельность (письменный отзыв от 24.03.2022). Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон. Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел
Постановление № 01АП-5850/2021 от 13.10.2021 Первого арбитражного апелляционного суда
последующий период (после получения уведомления) учет мусора надлежит производить исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. Как следует из представленных в материалы дела документов и не оспаривается ответчиком, на контейнерной площадке истца установлено два контейнера объемом 1,1 м.куб., а вывоз ТКО производился 6 раз в неделю. Также суд правомерно отклонил утверждение ТСЖ «Народная,50» о применении к услугам, оказываемым ответчиком тарифа установленного для раздельного накопления мусора по следующим причинам. Согласно пункту 19 Правил обращения с ТКО в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. Исходя из буквального содержания названного правила суд первой инстанции, пришел к верному выводу о том, что к категории сортированных отходов относятся отдельные виды отходов, подлежащие накоплению в специальном контейнере (сетчатый контейнер).
Решение № 12-33/2014 от 27.01.2014 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)
материалов дела следует, что по результатам административного расследования в отношении ООО «Система Чибис» 21 октября 2013 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ. В ходе расследования установлено нарушение п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», выразившиеся в установлении на площадке для сбора мусора и пищевых отходов одного контейнера; отсутствии у контейнера крышки или специально оборудованного приспособления; отсутствии раздельного накопления мусора и пищевых отходов; заполнении контейнера на момент осмотра более чем на 2/3 объема; отсутствии утилизации транспортной деревянной тары. Рассматривая дело, выявленные в действиях общества нарушения судья установил, при этом пришел к выводу о возможности применения норм о малозначительности совершенного деяния. Пунктом 2.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» предусмотрено установка для сбора мусора и пищевых отходов раздельных контейнеров с крышками (или специально закрытые
Решение № 21-2879/21 от 16.12.2021 Московского областного суда (Московская область)
и указанным Соглашением (п.5.1.3); осуществлять сбор и транспортирование ТКО из мест (площадок) накопления отходов в соответствии с объемами (массой) ТКО, указанных в территориальной схеме (п.5.1.11); размещать и использовать для накопления ТКО контейнеры и бункеры, соответствующие установленным требованиям Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, и требованиям действующего законодательства (п.5.1.14). В соответствии с утвержденным реестром общественных контейнерных площадок от 04.02.2021г., согласованным с ООО «Каширский региональный оператор» на контейнерной площадке, расположенной в Коломенском г.о., с.Черкизово, ул.Советская у д. 6 предусмотрена установка двух заглубленных контейнера, пять синих контейнера типа РСО сетка РО и бункер-накопитель для сбора крупногабаритного мусора . Однако согласно, письму директора МБУ «Спецавтохозяйство», осуществляющего в рамках выполнения муниципального задания содержание и уборку контейнерных площадок городского округа Коломна, фактически установлено два контейнера для раздельного сбора отходов, тогда как утвержденным реестром предусмотрено размещение на указанной контейнерной площадке пяти емкостей для раздельного сбора отходов. Вина
Решение № 3А-11/2022 от 12.01.2022 Амурского областного суда (Амурская область)
случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Аналогичные положения содержатся в пункте 10.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 24 августа 2017 г. № 408. Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО возложена не только на физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и на орган местного самоуправления, то есть на муниципальное образование. Однако утвержденное Благовещенской городской Думой понятие собственника места (площадки) накопления ТКО не соответствует указанным нормам права, необоснованно ограничивает круг лиц, которые могут быть собственниками мест (площадок) накопления ТКО, тем самым незаконно исключает ответственность муниципального образования как собственника создаваемых им мест (площадок) накопления ТКО. В абзаце 75 пункта 1.4 Правил благоустройства дано понятие мусора , к которому отнесены отходы, образованные в процессе деятельности юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, не относящиеся к твердым коммунальным отходам или в