ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Размещение стелы - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Правительства РФ от 23.05.1998 N 491 "Об изменении состава Межведомственной комиссии по регулированию вопросов, связанных с использованием системы магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации"
Российской Федерации, наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, наименование должностного лица или органа власти муниципального образования, оказывающего поддержку проекту. Правила размещения и размеры элементов кобрендинговой зоны содержатся в разделе 03.06.01 электронной библиотеки бренда. Рекомендуется размещать кобрендинговую зону на макетах всех рекламных коммуникаций, полиграфической продукции, а также содержащих рекламные сообщения POS- и промо-материалов, бумажной, сувенирной продукции согласно разделам 05.01 - 05.04, 05.05, 05.06, 06.01 - 06.05 электронной библиотеки бренда соответственно. При оформлении внешнего вида МФЦ рекомендуется размещать кобрендинговую зону на главной горизонтальной фасадной вывеске МФЦ, табличке с режимом работы, информационном постере, кузове транспортного средства при выездном обслуживании заявителей согласно размерам и принципам, содержащимся в разделах 08.03, 08.07, 08.08 и 11.01 электронной библиотеки бренда соответственно. При оформлении навигационных указателей рекомендуется размещать кобрендинговую зону на информационной стеле , большой и малой стелах, навигационном указателе сити-формата согласно указанным в разделах 08.09.01, 08.12.01, 08.13.01 и 08.14.02 электронной библиотеки бренда размерам соответственно. При
Письмо ФАС России от 30.05.2016 N АК/36040/16 "Об отнесении информации к рекламе"
правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Автозаправочные станции являются объектами сервиса автомобильных дорог, и информирование водителей о приближении к автозаправочной станции (далее - АЗС) путем установления стелы или информационного табло со сведениями о наименовании АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива является сложившимся обычаем делового оборота в этой сфере предпринимательской деятельности, который соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Следовательно, размещение информационного табло или стелы АЗС в непосредственной близости к автомобильной дороге, обеспечивающее безопасность дорожного движения, в целях информирования наравне со знаками сервиса (дорожный знак 7.3 "Автозаправочная станция") о приближении к АЗС (ближайшей по ходу движения автомобиля), является правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, и не является рекламой. Размещение сведений об АЗС иными способами может рассматриваться в качестве рекламы. При этом указанная позиция также изложена в решении Президиума ФАС России от 05.02.2014 N 1-4/5-1. А.Б.КАШЕВАРОВ
Определение № 12АП-4444/19 от 13.11.2019 Верховного Суда РФ
устранению и недопущению конкуренции на рынке наружной рекламы города Волжского Волгоградской области. При этом суд апелляционной инстанции установил, что на спорных конструкциях (стелах) учреждением были размещены сведения, носящие не информационный характер и не преследующие цели, указанные в Постановлении администрации от 21.03.2018 № 1451 «О выдаче разрешений на размещение объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов», в связи с чем пришел к выводу, что для размещения стел с целью размещения на них рекламы администрации надлежало провести торги. Суд кассационной инстанции поддержал выводы суда апелляционной инстанции. Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов. Возражения заявителя относительно выводов судов не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке. Несогласие администрации с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное
Определение № 11АП-4794/19 от 08.10.2019 Верховного Суда РФ
ограниченной ответственностью «ТАИФ-НК АЗС» (далее – общество), уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – учреждение) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 16:50:171302:39, расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул. Оренбургский тракт, в границах и координатах согласно схеме, приложенной к заявлению от 10.09.2018 № 002-01-1768, для размещения стелы , изложенного в письме от 15.10.2018 № 13513/КЗИО-ИСХ; понуждении учреждения в течение 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о выдаче обществу разрешения на использование вышеуказанного земельного участка для размещения стелы, установил: решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019, заявленные требования удовлетворены. Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.07.2019 судебные акты отменены, дел направлено на новое рассмотрение в
Определение № 309-КГ16-5297 от 08.06.2016 Верховного Суда РФ
норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке. Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено. Как усматривается из судебных актов, оспариваемое решение вынесено администраций по результатам обращения общества с заявлениями от 09.02.2015 №№ 17, 18 по вопросу продления разрешительной документации на размещение информационных указателей (стела ), расположенных по адресам: <...> Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, руководствуя положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий в сфере размещения средств наружной рекламы при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (приложение № 1 к постановлению главы Администрации городского
Определение № 304-КГ15-10536 от 10.09.2015 Верховного Суда РФ
(г. Новосибирск), мэрии города Новосибирска(г. Новосибирск) о признании незаконным решения, УСТАНОВИЛ: закрытое акционерное общество «СибЦентрЛайн» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее - департамент) и мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка для размещения информационной стелы автозаправочной станции (далее – АЗС) по адресу: <...>, выраженного в протоколе от 26.06.2014 № 60 комиссии мэрии по вопросам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории города Новосибирска и обязании мэрии устранить нарушения прав заявителя путем рассмотрения возможности предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 10 кв. метров на прилегающей к АЗС территории. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08.10.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от
Постановление № А46-2464/18 от 24.01.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда
интереса к юридическому лицу, виду его деятельности и реализуемой им продукции, в связи с чем представляет собой информационное табло и не может рассматриваться как наружная реклама. Доводы ООО «Топ Лайн» в части наличия оснований для освобождения ответчика от платы за пользование земельным участком со ссылкой на распоряжение от 27.03.20118 № 522, суд апелляционной инстанции не принял, так как право на предоставление земельных участков общество не реализовало, предоставление соответствующего участка третьему лицу под установку и размещение стелы не является правовым основанием для освобождения ответчика от обязанности возместить стоимость пользования земельным участком. Доводы ответчика о передаче прав на спорный объект обществу с ограниченной ответственностью «Управление АЗС» с 01.07.2013 суд апелляционной инстанции отклонил как не подтвержденные надлежащими доказательствами. Поскольку законодательством установлен принцип платности использования земель, информационная стела ответчика размещена на земельном участке без заключения договора аренды, принимая во внимание, что стела не является наружной рекламой, апелляционной суд посчитал, что требование о взыскании неосновательного
Постановление № 05АП-8579/2015 от 14.10.2015 Пятого арбитражного апелляционного суда
возможность их правильного выбора потребителями, что соответствует требованиям действующего законодательства РФ и обычаям делового оборота. Указанные выводы подтверждаются также правовой позицией Федеральной антимонопольной службы России, которая в силу пункта 1 «Положения о Федеральной антимонопольной службе», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением законодательства о рекламе. Согласно правовой позиции Президиума ФАС России, изложенной в Решении от 05.02.2014 № 1-4/5-1, размещение стелы АЗС за пределами территории АЗС является сложившимся обычаем делового оборота на рынке по реализации ГСМ. Размещение стелы АЗС в непосредственной близости к автомобильной дороге, обеспечивающее безопасность дорожного движения, в целях информирования наравне со знаками сервиса (дорожный знак 7.3 «АЗС») о приближении к АЗС, является правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, и не является рекламой. Довод управления о том, что спорная конструкция не отвечает признакам, указанным в Решении Президиума ФАС России от 05.02.2014
Постановление № А41-71506/19 от 04.02.2020 Десятого арбитражного апелляционного суда
30.07.2019г. Администрацией городского округа Балашиха Московской области ООО «Измайлово» выдано предписание № 97-РК о демонтаже рекламной конструкции, в соответствии с которым Обществу надлежит демонтировать рекламную конструкцию, расположенную по адресу: <...> км. автомобильной дороги М-7 «Волга», лево. В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что рассматриваемая стела размещена на законных основаниях, поскольку указанная стела не относится к рекламной конструкции, зарегистрирована в установленном законом порядке, что подтверждается паспортом средства информации от 26.01.2017г. № 1256 на размещение стелы , выданном сроком на 5 лет. Не согласившись с вынесенным административным органом предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего. Право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закреплено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение № 12-17/19 от 21.03.2019 Алексеевского районного суда (Республика Татарстан)
размещаться в силу ст. 9 ФЗ «О защите прав потребителей», поэтому рекламой не является в силу п. 2 ч. 2 ст. 2 ФЗ «О рекламе». Информация о наименовании, классе и марке автомобильного бензина и дизельного топлива продавцы обязаны указывать также в силу п. 31 Постановления ФИО1 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Согласно решению президиума Федеральной антимонопольной службы от 5.02.2014 № 1-4/5-1 размещение стелы АЗС за пределами территории АЗС является сложившимся обычаем делового оборота на рынке по реализации ГСМ; - п. 6 ч. 3 ст. 25 ФЗ № 257-ФЗ от 8.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрещает установку в границах полосы отвода автомобильной дороги информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности, тогда как АЗС-комплекс
Решение № 12-31/2016 от 09.09.2016 Змеиногорского городского суда (Алтайский край)
имущества АЗС, сведения о котором отражены в техническом паспорте здания АЗС последняя, является частью автозаправочного комплекса и соответственно относится к объектам сервиса автомобильных дорог. Кроме того, ее возможно отнести к сооружениям, входящим в дорожный комплекс, так как она была возведена совместно с АЗС, стела имеет прочную связь с землей, установлена на фундаменте, что подтверждается рабочим проектом на информационные стелы, поэтому она не может рассматриваться как отдельный информационный щит. Таким образом, по мнению автора жалобы, размещение стелы , как объекта дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги соответствует требованиям ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и Указа Президента РФ от 27.06.1998 №727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования». Размещение стелы вне посредственной близости от дороги согласуется и с требованиями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О
Решение № 2-2955/19 от 17.07.2019 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)
демонтажа навеса, выходящего за границы собственного земельного участка, удовлетворению не подлежат. ФИО9 ФИО11 и МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» был заключен договор аренды опор № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому исполнитель оказывает заказчику услугу по аренде опор для рекламного короба на опоре по пр. И. Шамиля, а заказчик уплачивает исполнителю денежные средства в размере 5000 рублей в месяц. Договор вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также ФИО9 ФИО1 и ООО «Альянс-сервис» был заключен договор на размещение стелы от ДД.ММ.ГГГГ, по которому исполнитель обязуется изготовить, разместить и демонстрировать стелу заказчика, а заказчик обязуется уплачивать за размещение стелы денежную сумму в размере 3000 рублей в месяц. В соответствии с п. 5.8 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ "О рекламе", Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов
Апелляционное определение № 33-5053 от 20.12.2018 Тверского областного суда (Тверская область)
обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1 о возложении обязанности освободить земельный участок от самовольно размещенного имущества. В основании иска указала, что на землях жилой застройки внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования и принадлежащих Санкт-Петербургу, ограниченных придомовой территорией дома 15, корпуса 1, 2, 3 и дома 17 корпус 1 по улице Латышских стрелков в Санкт-Петербурге, в ноябре 2016 года выявлена самовольно установленная ФИО2 стела по увековечиванию памяти латышских стрелков. Документы, подтверждающие размещение стелы «Латышским стрелкам» в соответствии с требованиями постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 августа 2009 года № 944 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при установке произведений монументального искусства в Санкт-Петербурге», отсутствуют. Земельный участок для указанных целей не предоставлялся, соответствующее постановление Правительства Санкт-Петербурга не издавалось. Со ссылкой на статью 304 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просил суд обязать ФИО1 освободить земельный участок придомовой территории, ограниченный домами 15, корпуса 1, 2, 3 и домом