ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Регионального государственного надзора за геологическим изучением - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Ростехнадзора от 04.10.2013 N 00-04-05/1809 <По вопросам перерегистрации опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата в зависимости от классов опасности>
1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (пункт 18 статьи 3) относится установление порядка организации и осуществление федерального государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее - государственный горный надзор); к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (пункт 14 статья 4) относится организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением , рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения. Согласно статье 24 Закона о недрах органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные функции. Согласно статье 38 Закона о недрах государственный горный надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности. Порядок проведения государственного горного надзора установлен
Статья 4. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования
N 122-ФЗ; (см. текст в предыдущей редакции) 12) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр; (пп. 12 в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 13) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 14) организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением , рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 14.1) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых
Статья 36.
случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;"; д) дополнить подпунктом 49.2 следующего содержания: "49.2) осуществления регионального государственного ветеринарного надзора;"; е) в подпункте 55 слова "и осуществления контроля за их применением" исключить; ж) дополнить подпунктом 55.1 следующего содержания: "55.1) осуществления регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации;"; з) подпункт 56 изложить в следующей редакции: "56) осуществления регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением , рациональным использованием и охраной недр; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности;"; и) подпункт 57 изложить в следующей редакции: "57) осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники;"; к) в подпункте 59 слова "государственного регионального контроля и надзора
Статья 2.
в следующей редакции: "16) установление порядка осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организация и осуществление федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;"; б) дополнить пунктом 18 следующего содержания: "18) установление порядка организации и осуществление федерального государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее - государственный горный надзор)."; 2) пункт 14 статьи 4 изложить в следующей редакции: "14) организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением , рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения;"; 3) в статье 35: а) в части второй слово "контроля" заменить словами "государственного надзора"; б) в абзаце седьмом части третьей слова "а также рационального использования и охраны недр" заменить словами "рационального использования и охраны недр, а также осуществление государственного надзора за их соблюдением"; 4) статью 37 изложить в следующей редакции: "Статья
Определение № 18АП-125/20 от 23.10.2020 Верховного Суда РФ
статей 1, 1.1, 2.3, 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Положением о Министерстве имущества и природных ресурсов Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 10.12.2014 № 233 (в редакции, действующей в период спорных правоотношений), Порядком организации и осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением , рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2013 № 37-П, и исходили из отсутствия доказательств, свидетельствующих о проведении проверки деятельности общества на участке месторождения, нарушении законных прав и интересов общества в осуществлении им предпринимательской деятельности. Суды признали, что действия министерства по осмотру земельного участка Малышевского месторождения и составления по его итогам акта осмотра от 13.04.2018 № 20/ВГ-2018 осуществлены уполномоченным лицом в
Постановление № 13АП-5784/2015 от 02.06.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Как видно из материалов дела, в период с 21.08.2014 по 17.09.2014 Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области на основании распоряжения от 05.08.2014 №1-11-00303-14/ПД с целью осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением , рациональным использованием и охраной участков недр местного значения проведена плановая документарная проверка в отношении ООО «Пельгорское-М», в ходе которой установлено следующее. На основании решения Комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области от 10.04.2001 №10 ООО «Пельгорское-М» предоставлена лицензия ЛОД 01969 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча торфа на торфяном месторождении «Греко-Ушаковское» (зарегистрирована 20.09.2001), со сроком действия до 31.12.2034. Месторождение «Греко-Ушаковское» расположено в Тосненском районе Ленинградской области, в
Постановление № А56-49796/17 от 29.01.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
отвода (далее – Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 № 770. В силу пункта 3 Правил документация оформляется: а) органом государственного горного надзора - в отношении участков недр, предоставленных в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами, в том числе участков недр местного значения, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, разработка которых осуществляется с применением взрывных работ; б) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся вопросы регионального государственного надзора за геологическим изучением , рациональным использованием и охраной недр (далее - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), - в отношении участков недр местного значения, за исключением участков недр, указанных в подпункте «а» настоящего пункта. По мнению апелляционного суда, приведенные нормативные положения не могут быть истолкованы как ограничивающие компетенцию органа государственного горного надзора по выдаче горноотводного акта только участками недр, разработка которых осуществляется с применением взрывных работ. Этому препятствует употребление словосочетания «в том числе». Грамматическое толкование
Постановление № А65-37622/2017 от 26.06.2018 АС Поволжского округа
положений пункта 6.1 статьи 3 Закона о недрах следует, что к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации. В соответствии со статьями 4, 5 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся в том числе: организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением , рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения. В рамках полномочий, определенных пунктом 6.1 статьи 3 Закона о недрах, распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 27-р, Правительства Республики Татарстан № 623-р от 18.05.2006 утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Татарстан (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.2006 № 7948), в который, в частности, включены песок, песчаники, песчано-гравийные, гравийно-песчаные, песчано-глинистые, глинисто-песчаные породы. Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ
Постановление № А06-9023/2017 от 10.07.2018 АС Поволжского округа
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. В соответствии со статьями 4, 5 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся, в том числе: организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением , рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения. Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что общество могло пользоваться недрами без лицензии, поскольку осуществляло работы на основании разрешения собственника земельного участка, который в силу статьи 19 Закона о
Постановление № 5-741/2016 от 29.10.2016 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)
правонарушениях. Приведенные доказательства признаю допустимыми, достоверными, согласующимися друг с другом и являющимися достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ФИО2 в совершении вменяемого ей административного правонарушения. Доводы, изложенные ФИО2, в отзыве, не являются основанием для освобождения ее ответственности за совершенное деяние. ФИО2 возможность проведения проверки и направления запроса мотивирует наличием соответствующих полномочий, содержащихся в части 15 пунктов 1, 7, части 8 пункта 71 (положения о Министерстве <№>-пп от <Дата>), а именно осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением , рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения. Однако пункт 2 административного регламента «Исполнение министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Архангельской области», утвержденного постановлением правительства Архангельской области <№>-пп от <Дата>, прямо указывает, что он распространяется на осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения. В данном
Решение № 7-934/18 от 09.10.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, влечет согласно ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. В ходе плановой выездной проверки, проведенной 17 мая 2018 г. комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области в отношении участков недр местного значения с целью осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением , рациональным использованием и охраной недр было установлено, что на участке недр, где по лицензии ЛОД 47210ВЭ ООО «Транснефть-Балтика» осуществляет добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения, дорожка к надкапатажному сооружению, в котором размещена скважина № 27077, не имеет твердого покрытия (обустроена из щебня, не являющегося водонепроницаемым покрытием, вяжущие материалы в дорожке отсутствуют). Выявленное нарушение, создает угрозу загрязнения питьевой воды и недр. Обстоятельства нарушения ООО «Транснефть-Балтика» санитарно-эпидемиологического законодательства и совершения административного
Решение № 2А-12\2018 от 03.04.2018 Иссинского районного суда (Пензенская область)
на такие основания также не указано. Статьей 4 Закона РФ «О недрах» предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирований отношений недропользования. В соответствии с Положением о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 22 декабря 2011 года № 965-пП, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, осуществляющим, в том числе (п.2.3.36), организацию и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением , рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения. Приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования пензенской области от 25 сентября 2012 года № 118\1 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по организации и осуществлению регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения. Согласно п. 5.1 этого административного регламента должностные лица Министерства, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей