77/017/065/2015-424 об отказе в повторной выдаче свидетельства с внесением изменений в вид разрешенного использования объекта недвижимости, на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрацииправ на недвижимое имущество и сделок с ним». В качестве основания для отказа в повторной выдаче свидетельства с внесением изменений в вид разрешенного использования земельного участка , кадастровый номер № 50:27:0020330:117 указано, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) и Законом города Москвы от 04.06.1997 № 11 «О погребении и похоронном деле в городе Москве» (далее - Закон Москвы о погребении), земельные участки с видом разрешенного использования «под размещение кладбища » не могут находиться в частной собственности. Представленные с целью внесения изменений в ЕГРП документы не соответствуют требованиям действующего законодательства. Полагая указанный отказ незаконным, ЗАО «РИТУАЛ-1» обратилось в суд с настоящим заявлением. При
– Закон о регистрации недвижимости) в связи с непредставлением документа, подтверждающего возникновение права собственности муниципального образования на земельный участок, и неуказанием основания возникновения права муниципальной собственности на данный земельный участок. Уведомлением от 23.07.2018 № 47/120/001/2018-3971 управление Росреестра сообщило администрации об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи с истечением срока приостановления осуществления государственной регистрации, неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрацииправа собственности. Администрация, полагая, что земельные участки, занятые общественными кладбищами , в силу прямого указания закона находятся в муниципальной собственности и право на такие участки разграничено в силу закона, обратилась в арбитражный суд с заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из совокупности норм пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 22 части 1 статьи 14
кодекса Российской Федерации). Относительно объектов, построенных до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, для государственной регистрацииправ должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания этих построек. Порядок, установленный постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов», распространялся на те объекты производственного назначения, которые строились за счет централизованных капитальных вложений, выделенных министерствам и ведомствам. Ввиду того, что Общество строило объект хозяйственным способом на собственные средства, возможности приемки их в эксплуатацию в указанном порядке у него не имелось, а в настоящее время нет возможности его восполнить или воспользоваться ныне действующим порядком. Строение, используемое Обществом в деятельности по оказанию ритуальных услуг, возведено на земельном участке, занятом не самовольно, а предоставленном уполномоченными органами г. Тюмени по акту от 13.12.1993 для организации кладбища в соответствии с заключенным с Администрацией договором о совместной деятельности от 22.09.1993. Доказательств прекращения данного договора
реестре недвижимости 28.08.2015 сделана запись о регистрации № 77-77/012-77/012/222/2015-929. На земельном участке с кадастровым номером 77:21:0150801:15 располагается Рудневское кладбище. В обоснование своих требований истец указал, что в августе 2018 года обнаружил на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером 50:26:0150801:46 места захоронения, разрешения на которые предоставляет гражданам ответчик. В связи с этим истцом совместно с кадастровым инженером было проведено выездное обследования границ земельного участка 50:26:0150801:46, в ходе которого было установлено, что на данном земельном участке расположено кладбище со вспомогательными инфраструктурными элементами, занимающее площадь 17 434 кв. м по фактическому пользованию, что подтверждено заключением кадастрового инженера от 04.09.2018. Таким образом, по мнению истца, ему как собственнику земельного участка 50:26:0150801:46 был причинен ущерб в размере 8 495 800 руб. вследствие распространения на части территории принадлежащего владельцам инвестиционных паев на праве собственности земельного участка общей площадью 35 365 кв. м мест погребения и санитарно-защитной зоны кладбища , установленной решением Управления Федеральной службы
кладбище заявителем были представлены Закон Пермского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Осинского муниципального района» от 18.12.2006, выписка из Единого реестра муниципальной собственности Осинского городского поселения на 15.07.2010, акт о приеме-передаче зданий (сооружений) от 08.02.2007 № 20; на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, занятый городским кладбищем, представлен кадастровый паспорт земельного участка. 28.01.2011 в государственной регистрации права собственности заявителя на указанные объекты было отказано. В обоснование отказа в государственной регистрацииправа собственности на кладбище регистрирующий орган указал, что объект – кладбище согласно техническому паспорту представляет собой ограждение и калитки, которые не относятся к самостоятельным объектам недвижимого имущества, основнных объектов, подлежащих государственной регистрации, на объекте – кладбище не имеется. Отказывая в государственной регистрации права собственности на земельный участок, регистрирующий орган исходил из того, что на земельном участке объекты недвижимого имущества отсутствуют, указанный земельный участок никому не предоставлялся, является не разграниченным по уровням собственности. Полагая, что данный отказ
представления названных документов, а также учитывая, что государственный кадастровый учет объекта: система газоснабжения протяженностью 2 285 м не проведен, кадастровый паспорт отсутствует, доказательства иного не представлены, суд апелляционной инстанции признал обжалуемый отказ регистрирующего органа законным, соответствующим требованиям абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ. При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия оснований для государственной регистрацииправа собственности на объект: система газоснабжения Кусинского завода ТТК (1,2 очереди) Кусинского района, расположенная по адресу: Челябинская область, Кусинский район, от точки врезки в существующий газопровод у автомобильного моста, напротив городского кладбища , до точки 5, у производственного корпуса № 3 по ул. Бубнова № 11, протяженностью 1 517 м (кадастровый номер 74:14:0000000:1845), суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции, отказав Министерству в удовлетворении заявленных требований. Доводы заявителя кассационной жалобы о возможной идентификации объектов системы газоснабжения, указанных в заявлении о государственной регистрации и в решении суда по делу
безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для рекультивации земель, адрес (местоположение) объекта установлено относительно ориентира, расположенного границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Березовский район, в районе кладбища «Шинников» на границе г. Красноярска (свидетельство о государственной регистрацииправа от 04.04.2016 № 24-24/005- 24/005/001/2016-1973/3). Согласно кадастровой выписке от 06.09.2016 № 24/16-685344 земельный участок с кадастровым номером 24:04:0102002:69, площадью 100 000 кв.м., категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для рекультивации земель, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Березовский район, в районе кладбища «Шинников» на границе г.Красноярска, предыдущий кадастровый номер 24:04:0102002:0002, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 18.01.2008, сведения об объекте имеют статус ранее учтенные. 28.11.2016 ООО «Вторичные ресурсы Красноярск»
обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для рекультивации земель, адрес (местоположение) объекта установлено относительно ориентира, расположенного границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Березовский район, в районе кладбища «Шинников» на границе г. Красноярска (свидетельство о государственной регистрацииправа от 04.04.2016 № 24-24/005-24/005/001/2016-1973/3). Согласно кадастровой выписке от 06.09.2016 № 24/16-685344 земельный участок с кадастровым номером 24:04:0102002:69, площадью 100 000 кв.м., категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для рекультивации земель, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Березовский район, в районе кладбища «Шинников» на границе г.Красноярска, предыдущий кадастровый номер 24:04:0102002:0002, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 18.01.2008, сведения об объекте имеют статус ранее учтенные. 28.11.2016 ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» обратилось
(пункт 53 названного постановления). Кроме того, согласно пункту 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно, и данная регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Судом установлено, что истец спорным участком не владеет. Согласно выписке из ЕГРН в отношении здания кладбища с кадастровым номером 47:07:0505001:1225, указанный объект недвижимости, право собственности на который зарегистрировано за Обществом, располагается в границах спорного земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:91475. То есть часть спорного участка занята принадлежащим Обществу на праве собственности объектом недвижимости. Кроме того, как обоснованно отмечено судом, сам истец в исковом заявлении указывает, что ответчик с 1992 года и по настоящее время