ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Рекреационные зоны - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 308-КГ16-492 от 11.03.2016 Верховного Суда РФ
особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 № 591-р, принятым в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», законами № 33-ФЗ и № 26-ФЗ, курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание обстоятельства, установленные по делу Арбитражного суда Краснодарского края № А32-27579/2012, суд признал, что земельный участок, являющийся объектом спорного договора аренды, относился к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, администрация на момент заключения данного
Определение № 308-ЭС16-16107 от 05.12.2016 Верховного Суда РФ
10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума от 24.01.2012 № 12576/11, удовлетворив заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности на оспаривание договора аренды и отклонив заявление о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о признании обременения отсутствующим, признали отсутствующим обременение земельного участка. Суды исходили из следующего: курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение; Сочинский курортный регион является курортом федерального значения; на момент совершения сделки спорный земельный участок находился во второй зоне округа санитарной охраны курорта Сочи, относился к землям особо охраняемых природных территорий курорта федерального значения и являлся федеральной собственностью; Администрация не обладала правом распоряжаться федеральной собственность и предоставлять спорный участок в аренду; право собственности муниципального образования «Город Сочи» на
Определение № 15АП-15396/18 от 22.07.2019 Верховного Суда РФ
31.12.2017. Суд округа выводы суда апелляционной инстанции поддержал. Доводы заявителя о том, что в силу положений статей 95 и 96 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2 и 31 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ), статей 3 и 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах», распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 № 591-р, курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение, отклонены судом со ссылкой на принятие Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».
Определение № 308-ЭС18-6371 от 05.06.2018 Верховного Суда РФ
№ 591-р «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 № 494 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае (далее – Постановление № 494), пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для обязания Администрации заключить с Обществом договор купли-продажи спорного земельного участка. Апелляционный суд исходил из следующего: курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта города Геленджика признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение; спорный земельный участок, расположенный в центральной курортной прибрежной зоне города - курорта Геленджик, утвержденной постановлением № 494, относящийся к землям особо охраняемых природных территорий, созданных до вступления в силу Закона № 406-ФЗ, на момент вынесения решения суда первой инстанции относился к федеральной собственности и не подлежал приватизации в силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ; у суда
Определение № 308-КГ18-25769 от 25.02.2019 Верховного Суда РФ
силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ), принятого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признавались особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. Признание распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 685-р утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р не повлекло прекращение статуса соответствующей особо охраняемой природной территории (природного объекта). Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или
Постановление № А32-1051/14 от 04.03.2015 АС Северо-Кавказского округа
разграничения государственной собственности на землю высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края определяет уполномоченный орган по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 № 253 таким органом определен департамент. В соответствии со статьей 4 Закона о разграничении земель спорный участок входит в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности. В распоряжении от 12.04.1996 № 591-р также указано, что курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны города Анапы находятся в ведении администрации Краснодарского края. Департамент в отзыве признает, что в период с 09.04.2001 по 05.11.2003 он обладал полномочиями по заключению договоров от имени Российской Федерации (приказ Министерства имущественных отношений Российской Федерации с 09.04.2001 № 69, соглашение от 10.04.2001). Таким образом, договор аренды от 13.02.2003 № 0000000177 и постановление от 06.02.2003 № 112 подписаны руководителем департамента в рамках предоставленных полномочий. Суды первой и апелляционной инстанции ошибочно
Постановление № 17АП-6679/2022-ГК от 10.08.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки). По смыслу указанного пункта перечисленные в нем объекты, в том числе нестационарные павильоны и киоски, предназначены для организации обслуживания зон отдыха населения. В соответствии с частью 1 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан относятся к землям рекреационного назначения. На территории городских и сельских населенных пунктов наряду с другими территориальными зонами устанавливаются рекреационные зоны . В рекреационные зоны включаются парки, сады, городские леса, лесопарки, скверы, пляжи, пруды, озера, водохранилища и другие объекты. Все эти земельные участки и территории должны использоваться в соответствии с основным целевым назначением: для организации отдыха на природе. Из представленных в материалы дела документов следует, что участок, в отношении которого выдано разрешение на использование, находится в территориальной зоне Ц-1 – общественно-деловая зона городского центра, следовательно, оснований полагать, что объект размещен обществом в соответствии с п.
Постановление № А12-6155/07 от 18.09.2007 АС Волгоградской области
вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В соответствии со ст.45 Градостроительного кодекса РФ (в ред. от 10.01.2003г.) рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. На территориях рекреационных зон не допускаются строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения. Таким образом, на момент возникновения правоотношений между заявителем и Администрации г.Волгограда действующее законодательство не запрещало строительство объектов общественного питания
Решение № 3А-69/18 от 15.05.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)
в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 500 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 112 м от ориентира по направлению на северо–восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, Партизанский район, село Новолитовск, улица Черняховского, 75, трех функциональных зон: «Жилая застройка (Индивидуальная); «Зоны сельскохозяйственного использования: земли сельскохозяйственных угодий»; «Ландшафтно- рекреационные зоны : лесопокрытые территории» и размещения объекта транспортной инфраструктуры: автомобильная дорога регионального значения на карте: «Карта существующего состояния и использования территории село Новолитовск и поселок Волчанец», двух функциональных зон: «Жилая застройка (существующая)», «Ландшафтно-рекреационные зоны: прочие зеленые насаждения (существующая)» и размещения объектов транспортной инфраструктуры: автомобильной дороги регионального значения (существующая); основные улицы и дороги местного значения (существующая) на карте: «Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения. Карта функциональных зон поселения. Карта границ населенных пунктов», трех функциональных зон:
Решение № 2-1786/19 от 07.05.2019 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)
земельных участков. В соответствии с федеральным законодательством в сфере землепользования и градостроительной деятельности основным документом территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений и городских округов. Согласно Генеральному плану <адрес>, утвержденному решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, и Правилам землепользования и застройки в городе Махачкале, парк имени Ленинского комсомола <адрес> является городским парком и по перечню территориальных зон на плане градостроительного зонирования территории <адрес> относится к категории « рекреационные зоны - зоны парков, бульваров». Нормативами градостроительного проектирования установлены общие требования к рекреационным зонам. В частности, рекреационные зоны формируются на землях общего пользования (парки, сады и другие озелененные территории общего пользования), на землях особо охраняемых природных территорий (государственные природные заповедники, национальные парки, памятники природы), на землях историко-культурного назначения (памятники истории и культуры) и на землях лесного фонда (городские леса и защитные леса). В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации рекреационные зоны предназначены для
Решение № 2-3416/19 от 23.07.2019 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)
соответствии с федеральным законодательством в сфере землепользования и градостроительной деятельности основным документом территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений и городских округов. Согласно Генеральному плану города Махачкалы, утвержденному решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 26.05.2016 №9-5, и Правилам землепользования и застройки в городе Махачкале, парк имени Ленинского комсомола г.Махачкалы является городским парком и по перечню территориальных зон на плане градостроительного зонирования территории города Махачкалы относится к категории « рекреационные зоны ; парков, бульваров». Нормативами градостроительного проектирования установлены общие требования к рекреационным зонам. В частности, рекреационные зоны формируются на землях общего пользования (парки, сады и другие озелененные территории общего пользования), на землях особо охраняемых природных территорий (государственные природные заповедники, национальные парки, памятники природы), на землях историко-культурного назначения (памятники истории и культуры) и на землях лесного фонда (городские леса и защитные леса). В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации рекреационные зоны предназначены для организации