ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Рекультивация земель - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 70-АД21-5 от 01.11.2021 Верховного Суда РФ
землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. При этом в силу пункта 5 указанной статьи лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. В пункте 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 (далее - Правила проведения рекультивации и консервации земель),
Определение № 306-ЭС18-23424 от 01.11.2018 Верховного Суда РФ
собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи 13 ЗК РФ). В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв» (постановление
Определение № 14АП-6765/19 от 19.05.2020 Верховного Суда РФ
обезвреживанию отходов на территории Новгородского муниципального района в силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района. Соответственно, Администрация Великого Новгорода в рассматриваемом споре является ненадлежащим истцом. Пункт 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800(далее- Правила проведения рекультивации) предусматривает, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель , разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и сервитутов. Спорный земельный участок использовал ответчиком по договору подряда в соответствии с видом разрешенного использования. Истец не доказал, что эксплуатация полигона привела к ухудшению
Определение № 302-ЭС20-24237 от 26.05.2021 Верховного Суда РФ
орган указал, что при размещении обществом отходов на эксплуатируемом объекте осуществляется негативное воздействие на почву, которое может повлечь изменение качества окружающей среды, а также, что превышение мышьяка в почве свидетельствует о небезопасности для окружающей среды условий и способа размещения отходов. Согласно пункту 2 указанного предписания административным органом установлено нарушение обществом статьи 27 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон об экологической экспертизе), выразившееся в осуществлении реализации рабочего проекта « Рекультивация земель с захоронением твердых бытовых отходов в части отработанного карьера 2-го кирпичного завода» в отсутствие действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы. Не согласившись с указанным предписанием, ООО «Экоресурс» обратилось в суд. При рассмотрении дела судами установлено, что ООО «Экоресурс» осуществляет деятельность по рекультивации земель с захоронением твердых промышленных и коммунальных отходов IV, V классов опасности в отработанном карьере 2-го кирпичного завода за кладбищем «Шинник» в Ленинском районе города Красноярска в границах населенного пункта при наличии
Постановление № А33-13229/20 от 13.01.2022 АС Восточно-Сибирского округа
процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Экоресурс» (ИНН 2466097760, ОГРН 1022402667979, адрес юридического лица: пгт Березовка Березовского района Красноярского края, далее также – ООО «Экоресурс», общество, ответчик) об обязании после вступления в законную силу решения суда в период с 01.03.2021 по 30.11.2021 провести биологический этап рекультивации земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:145761, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Ленинский район, в районе кладбища «Шинник», в соответствии с рабочим проектом « Рекультивация земель с захоронением твердых бытовых отходов в части отработанного карьера 2-го кирпичного завода (шифр: 360-I/6-9)», утвержденного приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от 15.06.1999 № 05.02/197, а также обязании ответчика вернуть департаменту по акту приема-передачи указанный земельный участок после проведения рекультивации. В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Енисейское межрегиональное управление Федеральной
Постановление № 03АП-2744/2022 от 13.10.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
определение Арбитражного суда Красноярского края от «28» апреля 2022 года по делу № А33-13229/2020, установил: департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, далее – истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЭКОРЕСУРС» (ИНН 2466097760, ОГРН 1022402667979, далее – ответчик) об обязании в течение месяца после вступления в законную силу решения суда выполнить биологический этап рекультивации в соответствии с рабочим проектом « Рекультивация земель с захоронением твердых бытовых отходов в части отработанного карьера 2-го кирпичного завода (шифр: 360-1/6-9)», утвержденным приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от 15.06.1999 № 05.02/197 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Рекультивация земель с захоронением твердых бытовых отходов в части отработанного карьера 2-го кирпичного завода», земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:145761, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Ленинский район, в районе кладбища «Шинник». К
Постановление № А56-69952/20 от 18.01.2022 АС Северо-Западного округа
контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Пунктом 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или
Постановление № А19-27316/2022 от 21.12.2023 АС Восточно-Сибирского округа
пункта 11 договора, арендатор уплачивает арендодателю неустойку в виде 4-кратной стоимости работ, необходимых для восстановления соответствующей территории по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, а при отсутствии таких нормативов - согласно калькуляции арендодателя (подпункт «с» пункта 13 договора). После истечения срока действия договора лесной участок министерству не был возвращен по акту приема-передачи. Приложением № 58 к проекту освоения лесов на лесном участке, переданном обществу в аренду, предусмотрена рекультивация земель , нарушенных при геологическом изучении недр, разработке месторождений полезных ископаемых; работы по рекультивации выполняются в два этапа: технический и биологический. В связи с невыполнением ответчиком мероприятий по рекультивации, выявленного в результате осмотра лесного участка 06.06.2022, претензией от 22.07.2022 №О2-91-8530/22 министерство потребовало уплатить неустойку, а также выполнить лесовосстановительные мероприятия по договору аренды лесного участка № 91-386/16 от 09.09.2016. Претензионные требования оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием истцу для обращения с иском в суд. Удовлетворяя
Решение № 2-1991/17 от 21.08.2017 Иркутского районного суда (Иркутская область)
обстоятельства причинения вреда земле, как природному объекту, от негативного воздействия ФИО3, ФИО1 доказан, размер вреда исчислен в установленном законом порядке и не оспорен ФИО3.Доводы возражений представителя ФИО3 о том, что им принимаются меры по рекультивации поврежденных почв и представленный в материалы дела Проект на проведение работ по рекультивации загрязненных и нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, не влияют на выводы суда об обоснованности заявленных требований о возмещении вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, поскольку рекультивация земель не освобождает ФИО3 от возмещения вреда, причиненного почвам вследствие их загрязнения, истощения, то есть нарушения почв как объекта экологической системы и природного комплекса. При этом суд учитывает, что в силу статьи 3 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» предусмотрена презумпция экологической опасности в отношении природных объектов от воздействия хозяйственной деятельности, доводы возражений представителя ФИО3 о том, что ФИО3 не причинен вред окружающей среде в том понятии, которое предусмотрено ст. 1 Закона «Об охране окружающей
Решение № 2-518/20 от 26.10.2020 Радужнинского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)
04.09.2019 № 665 в пробах почв, отобранных с загрязненных участков, концентрация нефтепродуктов превышает фоновые показатели более чем в 49 раз. Таким образом, вопреки основопологающим принципам охраны окружающей среды, ПАО «Варьеганнефть» на протяжении длительного времени причиняется вред компонентам окружающей среды, к которым, согласно ст. 1 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среда», относится почва. В соответствии с п. 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Пунктом 6 Правил установлено, что рекультивации в обязательном порядке подлежит нарушение земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными
Апелляционное определение № 33-5605/2018 от 18.04.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)
Судья Сабельникова Н.К. дело № 33-5605/2018 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ город Екатеринбург 18.04.2018 Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волошковой И.А., судей Кучеровой Р.В., Седых Е.Г. при секретаре Авхадиевой А.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель » о признании незаконной деятельности по приему и размещению отходов в виде захоронения отходов на земельном участке, запрещении осуществлять деятельность по размещению отходов в виде захоронения отходов на земельном участке по апелляционной жалобе ответчика на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 15.11.2017. Заслушав доклад председательствующего Волошковой И.А., объяснения представителей ответчика Борисова Н.В. и Кузнецовой А.В., действующих в интересах ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель», поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора отдела по
Решение № 2-64/2022 от 11.02.2022 Якшур-бодьинского районного суда (Удмуртская Республика)
власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Правила проведения рекультивации и консервации земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее Правила рекультивации). Согласно п. 8 Правил рекультивации рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. В 2016 году по заказу Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» разработана проектная документация «Рекультивация земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов». Указанный объект расположен по адресу: <адрес>, эксплуатация свалки велась с 1992 года без разрешительной документации и без соблюдения технологии складирования отходов, проведения мониторинга за состоянием окружающей среды. Общий объем накопленных отходов составил 85 тыс.м, высота слоя