по всему дому по внутридомовой системе отопления, состоящей из стояков, обогревающих элементов, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Следовательно, данное переоборудование не может порождать правовые последствия в виде освобождения арендатора помещений, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуги теплоснабжения. В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 22588-ОД/04 разъяснено, что проект переустройствасистемыотопления должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного жилого дома в целом. Однако доказательств, разработки проекта реконструкции системы отопления, ответчиком не представлено. Таким образом, демонтаж отопительных приборов не означает, что ответчиком полностью прекращено потребление тепловой энергии в арендуемых помещениях. В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. В соответствии с частью 3 статьи 8 АПК РФ арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из
соблюдения особого предусмотренного законодательством порядка нарушает прямой запрет действующего законодательства. С учетом положений статей 25, 26, части 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации судом установлено, что переоборудование нежилого помещения путем демонтажа (отключения) теплопотребляющих устройств в помещении без соответствующего разрешения уполномоченных органов и соблюдения особого предусмотренного законодательством порядка не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения. Введение нормативных требований к порядку переустройствасистемы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирногодома , что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. Наличие у ответчика собственной системы автономного отопления нежилых помещений (электрические радиаторы) не исключает использование внутридомовой системы отопления. Разрешительные документы на демонтаж системы отопления, влекущий соответствующее изменение тепловой нагрузки, приходящейся на многоквартирный дом (приказ Минрегиона России от 28.12.2009 № 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок»), а
№ 354 потребитель не вправе самостоятельно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и технической документацией на многоквартирный дом; вносить изменения во внутридомовые инженерные системы. Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройствасистемы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П; далее - Постановление № 46-П). Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) при демонтаже радиаторов отопления обогрев жилого помещения в многоквартирномдоме не прекращается. Демонтаж приборов отопления в отсутствие разрешительных документов, фактическое использование для обогрева собственного помещения иных элементов внутридомовой системы отопления (стояков, трубопроводов
предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом. Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях. Судом принят во внимание факт согласования ООО «ТЭСИС», проекта реконструкции системы отопления магазина, а также согласования рабочего проекта на автономную систему отопления нежилых помещений № 5 и № 7 ООО «Доверие -1». Однако ответчик не представил доказательств согласования переустройства внутридомой системыотопления со всеми собственниками помещений многоквартирногодома (статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 6 Правил N 491);
ФЗ от 27.07.2010 № 190 "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов. 4 Подпунктом "в" п.35 Правил № 354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной или технической документацией на многоквартирный или жилой дом. Переход на отопление жилых/нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии центрального отопления, является переустройствомсистемы внутриквартирного отопления жилого/нежилого помещения, согласование которого возможно только в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку помещение Ответчика находится в составе многоквартирногодома , запрет на переход отопления нежилых помещений на иной способ отопления (без согласования и внесения изменений в систему теплоснабжения всего дома), а также прекращение отопления распространяется равным образом, как на жилые, так и на нежилые помещения. Согласно п. 3 ч.2 ст. 26
что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом. Представленная ответчиком справка МУП «ЖКУ» (л.д. 58), в которой констатирован такой демонтаж радиаторов по заявлению самого собственника, не является доказательством проведения переустройства и реконструкции жилого помещения в установленном законом порядке, предусмотренном положениями главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. Более того, в жилом помещении расположены стояки отопления, разводящий трубопровод, теплоотдача от которых сохраняет в нем положительные температуры в зимнее время. Помимо выше изложенного, согласно позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27 ноября 2019 года, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системойотопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирногодома , помимо непосредственно отопительных
признал, что основанием для возложения на ФИО1 ответственности за причиненный вред явился сам факт самовольногопереустройства, за которое отвечает собственник, а не наниматель, получивший квартиру во владение и пользование в переустроенном состоянии. То обстоятельство, что квартира была передана во владение и пользование нанимателей ФИО2 и Засухи Ж.А. в переустроенном виде, само по себе не означает, что на нанимателя перешла ответственность за любые последствия этого переустройства, без учета того, было ли повреждение водой нижерасположенного помещения вызвано неправильной эксплуатацией элементов переустроенной системыотопления или недостатками, допущенными при монтаже. Согласно ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания (пункт 1). Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирногодома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (пункт 2). В силу