ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Сервитут для строительства объекта - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)
видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, соглашением об установлении сервитута, решением об осуществлении публичного сервитута. 4. Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: - общие сведения; - сведения о лесном участке; - создание и эксплуатация лесной инфраструктуры; - мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. 4.1. При разработке проекта освоения лесов на землях обороны и безопасности при использовании лесов в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации <7> в специальной части проекта освоения лесов приводятся следующие сведения: -------------------------------- <7> Пункт 16 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации", 2006, N 50, ст. 5278). - о строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства, возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности", включающие: - обоснование и характеристику проектируемых видов и объемов работ
Статья 1.
видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс;"; в пункте 4.1 слова "данный земельный участок" заменить словами "данные объекты недвижимости"; в пункте 4.2 слова "данный земельный участок" заменить словами "данные объекты недвижимости"; дополнить пунктами 4.3 - 4.5 следующего содержания: "4.3) принявшего наследство наследника физического лица, которому согласно записям в Едином государственном реестре недвижимости до дня открытия наследства принадлежали прекратившие свое существование здание, сооружение, помещение или машино-место в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс,
Статья 15.2. Особенности установления сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов
Статья 15.2. Особенности установления сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов (введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 311-ФЗ) 1. До 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, иных олимпийских объектов, предусмотренных в перечне, утверждаемом наблюдательным советом Корпорации, в целях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 2. Сервитуты могут устанавливаться для: 1) строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (в том числе
Определение № 304-ЭС22-3910 от 14.04.2022 Верховного Суда РФ
том числе с помещениями общественного назначения». Постановлением от 07.02.2018 №452 на часть земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:25002 установлен постоянный публичный сервитут в целях прохода неограниченного круга лиц, то есть разрешенное использование земельного участка не предусматривает размещение на нем линейного объекта. Документов, подтверждающих предоставление участка или его части под строительство спорного сооружения, а равно разрешение на его возведение в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не представлено. Имеются все основания, предусмотренные статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, для признания спорного объекта самовольной постройкой: -объект капитального строительства возведен на земельном участке, не предоставленном собственником для целей строительства; -объект капитального строительства возведен на основании договора от 02.07.2018 между мэрией города Новосибирска и ООО «ДомСтрой» без оформления разрешительной документации, предусмотренной статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации; -в отношении спорного объекта отсутствует проектная документация на строительство, не проведена экспертиза проектной документации в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; -спорный объект
Определение № 306-ЭС21-10841 от 21.07.2021 Верховного Суда РФ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу пункта 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Судами установлено, что общество приняло на себя обязательства по договору от 27.08.2018 с ФИО1 на технологическое присоединение электрооборудования нежилого здания. Согласно пункту 3 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденным Постановлением Правительство Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении
Определение № А32-16282/19 от 27.06.2022 Верховного Суда РФ
статьи 11.3, подпунктами 2, 3 ст. 11.3, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" и исходил из того, что образование земельного участка в установленном законом порядке для строительства линейного объекта не осуществлялось. Спорный объект не может быть квалифицирован в качестве объекта недвижимости. Оснований для применения пункта 52 постановления Пленума N 10/22 не усмотрел. Суд округа отменил постановление суда апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции , правомерно исходя из следующего. В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) линии электропередач относятся к линейным объектам. Линейные объекты
Решение № А39-235/2022 от 29.03.2022 АС Республики Мордовия
В целях соблюдения требований, в соответствии со ст. 281 ГК РФ, экспертной организацией ООО Центр независимой оценки "Фрегат" подготовлен отчет № 005-П/21-05 от 26 мая 2021 г. "Об оценке рыночной стоимости частей земельных участков, изымаемых для государственных нужд в постоянное пользование, право собственности на которые подлежит прекращению, рыночной стоимости иных прав на земельные участки, подлежащие прекращению, размера убытков, причиненных изъятием земельных участков, размера убытков, причиненных временным занятием земельных участков, величины соразмерной платы за сервитут, для строительства объекта : "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск на участке км 411 - км 466, Республика Мордовия". В соответствии с отчетом, итоговый размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 13:08:0230004:248 площадью 20 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 13:08:0230004:113, составляет 870 руб., из которых рыночная стоимость земельного участка составляет 308 руб., размер убытков
Решение № А39-236/2022 от 29.03.2022 АС Республики Мордовия
В целях соблюдения требований, в соответствии со ст. 281 ГК РФ, экспертной организацией ООО Центр независимой оценки "Фрегат" подготовлен отчет № 005-П/21-05 от 26 мая 2021 года "Об оценке рыночной стоимости частей земельных участков, изымаемых для государственных нужд в постоянное пользование, право собственности на которые подлежит прекращению, рыночной стоимости иных прав на земельные участки, подлежащие прекращению, размера убытков, причиненных изъятием земельных участков, размера убытков, причиненных временным занятием земельных участков, величины соразмерной платы за сервитут, для строительства объекта : "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск на участке км 411 - км 466, Республика Мордовия". В соответствии с вышеуказанным отчетом, итоговый размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 13:08:0121007:296 площадью 4 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 13:08:0121007:132, составляет 174 рубля, из которых: рыночная стоимость земельного участка составляет 62 рубля; размер
Решение № А39-1758/2022 от 19.04.2022 АС Республики Мордовия
В целях соблюдения требований, в соответствии со ст. 281 ГК РФ, экспертной организацией ООО Центр независимой оценки "Фрегат" подготовлен отчет № 005-П/21-05-08 от 9 августа 2021 года "Об оценке рыночной стоимости частей земельных участков, изымаемых для государственных нужд в постоянное пользование, право собственности на которые подлежит прекращению, рыночной стоимости иных прав на земельные участки, подлежащие прекращению, размера убытков, причиненных изъятием земельных участков, размера убытков, причиненных временным занятием земельных участков, величины соразмерной платы за сервитут, для строительства объекта : "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск на участке км 411 - км 466, Республика Мордовия". В соответствии с вышеуказанным отчетом итоговый размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 13:21:0209007:176 площадью 220 кв.м. (изымается под коммуникации) составляет 4099 руб., из которых: рыночная стоимость земельного участка составляет 3388 руб., размер убытков и упущенной выгоды составляет 711 руб.
Решение № А39-1744/2022 от 28.04.2022 АС Республики Мордовия
публикации распоряжения. В целях соблюдения требований, в соответствии со ст. 281 ГК РФ, экспертной организацией ООО Центр независимой оценки "Фрегат" подготовлен отчет № 005-П/21-05-08 от 09.08.2021 г. "Об оценке рыночной стоимости частей земельных участков, изымаемых для государственных нужд в постоянное пользование, право собственности на которые подлежит прекращению, рыночной стоимости иных прав на земельные участки, подлежащие прекращению, размера убытков, причиненных изъятием земельных участков, размера убытков, причиненных временным занятием земельных участков, величины соразмерной платы за сервитут, для строительства объекта : "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск на участке км 411 - км 466, Республика Мордовия". В соответствии с отчетом, итоговый размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 13:21:0209007:175 площадью 2581 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 13:21:0209007:52, составляет 48084 руб., из которых рыночная стоимость земельного участка составляет 39747 руб., размер убытков
Решение № А39-230/2022 от 26.07.2022 АС Республики Мордовия
В целях соблюдения требований, в соответствии со ст. 281 ГК РФ, экспертной организацией ООО Центр независимой оценки "Фрегат" подготовлен отчет № 005-П/21-05 от 26 мая 2021 г. "Об оценке рыночной стоимости частей земельных участков, изымаемых для государственных нужд в постоянное пользование, право собственности на которые подлежит прекращению, рыночной стоимости иных прав на земельные участки, подлежащие прекращению, размера убытков, причиненных изъятием земельных участков, размера убытков, причиненных временным занятием земельных участков, величины соразмерной платы за сервитут, для строительства объекта : "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Строительство автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск на участке км 411 - км 466, Республика Мордовия". В соответствии с отчетом, итоговый размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 13:08:0230004:257 площадью 16175 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 13:08:0230004:101, составляет 352088 руб. 50 коп., из которых рыночная стоимость земельного участка составляет 124547 руб.
Решение № 2-1788 от 21.06.2011 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
составляет 23 120 175,09 рублей, а за сервитут участком площадью 223 кв.м., установленном на земельном участке с кадастровым номером № за 360 дней составляет 15 299 106,96 рублей при кадастровой стоимости земельных участков по 6 955 872 рублей. При таком положении и учитывая принцип соразмерности, суд приходит к выводу о применении формулы расчета представленной ГКУ «ГУС КК», согласно которой сумма ежегодной выплаты за пользование земельным участком площадью 223 кв.м. в связи с установлением сервитута для строительства объектов краевого значения в границах земельного участка площадью 800 кв.м., с кадастровым номером №, и за пользование земельным участком площадью 337 кв.м. с кадастровым номером № находящихся по адресу: ..., равна 19 123,88 рублей и 28 900,21 рублей соответственно. При таких обстоятельствах исковые требования ГКУ «ГУС КК» к ФИО2 о понуждении к заключению соглашения об установлении сервитутов подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И
Решение № 2-2192/20 от 23.06.2020 Чердаклинского районного суда (Ульяновская область)
равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Между тем, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчик не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие законность нахождения спорных объектов на данном земельном участке, и подтверждающих предоставление ФИО1 этого земельного участка в собственность или в аренду, на праве пожизненного наследуемого владения, либо на праве ограниченного пользования ( сервитут) для строительства объектов , которое осуществлялось им на участке, находящимся в постоянном ( бессрочном) пользовании муниципального учреждения Администрации муниципального образования « Старомайнское городское поселение». Напротив, в судебном заседании было установлено, что земельный участок для этих целей ему не предоставлялся. Ссылка представителя ответчика на безосновательность обращения прокуратуры Старомайнского района с требованием о сносе забора и строений ответчика, судом отклоняются, так как требования прокурора, действующего в соответствии с ч.1 ст. 45 ГК РФ, основаны на положениях абз.3 ст.
Решение № 2-2136/23 от 23.06.2023 Истринского городского суда (Московская область)
с т а н о в и л: ПАО «Россети Московский Регион» предъявило иск к ФИО1 об установлении сервитута, в обоснование иска указано, что ПАО «Россети Московский регион» заключило с ФИО2: договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетях и выдало Технические условия, являющиеся неотъемлемой частью Договора. Технологическое присоединение необходимо для энергоснабжения энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке <данные изъяты>. Сетевая организация направила досудебное письмо об установлении сервитута с проектом соглашения ос установлении сервитута для строительства объектов электросетевого хозяйства ответа получено не было. ПАО «Россети Московский регион» считает бездействие Ответчика незаконным. Оптимальный вариант прохождения трассы линии электропередачи с указанием координат требуемого сервитута отображен на Ситуационном плане, (схеме границ сервитута). Общая площадь земельного участка, принадлежащего ФИО1, <данные изъяты> составляет <данные изъяты> Земельный участок принадлежит Правообладателю на праве собственности на основании свидетельства права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единое государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись регистрации. Площадь части земельного