ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Снятие с кадастрового учета бесхозяйного объекта - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № А40-37681/2020-92-275 от 21.08.2020 АС города Москвы
по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность обращения с заявлением о снятии с кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости только собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства. Учитывая вышеизложенное, суд согласился с позицией Управления, что осуществление снятия с кадастрового учета бесхозяйного объекта недвижимости на основании заявления Департамента городского имущества города Москвы не представляется возможным. Кроме того, следует указать следующее. В силу требований п. 13 Требований к подготовке акта обследования, утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861 документы, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с Требованиями подлежат включению в состав Приложения, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего Акт.
Постановление № А32-27112/2021 от 19.04.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
защиты права по следующим основаниям. Так, заявленные требования индивидуального предпринимателяФИО2 (собственник земельного участка с кадастровым номером 23:40:0503000:2) фактически направлены на снятие с кадастрового учета недвижимого имущества, находящегося на учете у Администрации МО город-курорт Геленджик в качестве бесхозяйной вещи. Согласно доводам третьего лица - Администрации МО город-курорт Геленджик, постановка спорного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и его регистрация в Геленджикском отделе Управления Росреестра по Краснодарскому краю в качестве бесхозяйного, осуществлялось на основании и в порядке, предусмотренном Положением о порядке принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность МО город-курорт Геленджик, утвержденном решением Думы МО город-курорт Геленджик от 26.08.2016 № 471. Администрация МО город-курорт Геленджик привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, а не соответчика. Из представленных судебных актов по гражданским делам № 2-1982/2019,2а-2255/2019 не следует, что в отношении спорного объекта недвижимости разрешен вопрос о праве собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:40:0501000:290. Таким образом, на основании представленных документов
Постановление № А67-1745/2021 от 19.05.2022 АС Западно-Сибирского округа
кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости. При отсутствии оснований для кадастрового учета объекта надлежащим способом устранения ранее допущенной при постановке на кадастровый учет ошибки является требование о снятии с кадастрового учета спорного объекта (пункт 20 раздела «Споры, возникающие при применении земельного законодательства» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019). Судами двух инстанций установлено и подтверждается материалам дела, что при подаче заявлений о регистрации права собственности на спорные объекты департаментом были представлены технические паспорта зданий (строений), согласно которым данные объекты представляют собой нежилые строения из листового металла с утеплителем из минераловатных плит (группа капитальности II), имеют фундаменты (железобетонный ленточный, кирпичный), подключены к электросетям (напряжение 380 В); выписки из ЕГРН о бесхозяйных объектах недвижимого имущества; решения Кировского районного суда города Томска от 07.10.2009, от 08.10.2009, от 16.10.2009, от 30.10.2009 и Ленинского районного суда города Томска от 30.10.2009 о признании за муниципальным
Постановление № А59-7050/19 от 13.05.2020 Пятого арбитражного апелляционного суда
объекта недвижимого имущества (приложение № 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности. Изложенное означает, что при отсутствии в ЕГРП записи о собственнике недвижимого имущества, которое поставлено на кадастровый учет более пяти лет назад, регистрирующий орган информирует об этом орган местного самоуправления, который вправе заявить о признании объекта бесхозяйным с последующей регистрацией права муниципальной собственности на объект недвижимости (по истечении одного года с даты внесения записи о бесхозяйном статусе имущества). Судом установлено, что 07.11.2019 года Департамент обращался в регистрирующий орган с заявлением о снятии спорных объектов с кадастрового учета в связи с их уничтожением, рассмотрение заявления приостановлено 14.11.2019 года. В
Решение № А59-7050/19 от 17.02.2020 АС Сахалинской области
объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности. Изложенное означает, что при отсутствии в ЕГРП записи о собственнике недвижимого имущества, которое поставлено на кадастровый учет более пяти лет назад, регистрирующий орган информирует об этом орган местного самоуправления, который вправе заявить о признании объекта бесхозяйным с последующей регистрацией права муниципальной собственности на объект недвижимости (по истечении одного года с даты внесения записи о бесхозяйном статусе имущества). Судом установлено, что 07.11.2019 года Департамент обращался в регистрирующий орган с заявлением о снятии спорных объектов с кадастрового учета в связи с их уничтожением, рассмотрение заявления приостановлено 14.11.2019 года. В
Решение № 2-765/2021 от 07.09.2021 Чекмагушевского районного суда (Республика Башкортостан)
кадастровая оценка и техническая инвентаризация», Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ, Межмуниципальному отделу по Бакалинскому и Шаранскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ о признании перехода права собственности на объекты недвижимости и признании права собственности на объекты недвижимости, признании недействительными технического плана, записи в Едином государственном реестре недвижимости о принятии на учет как бесхозяйный объект недвижимости, погашении записи в Едином государственном реестре недвижимости, снятии с кадастрового учета бесхозяйного объекта недвижимого имущества, установил: ФИО4 обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Староматинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на объекты недвижимости, признании недействительными технического плана, записи в Едином государственном реестре недвижимости о принятии на учет как бесхозяйный объект недвижимости, снятии с кадастрового учета бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Истец в обоснование иска указал, что 15 декабря 2016 года им на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи было
Решение № 2-1594/2021 от 22.03.2022 Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край)
Сибирь». Руководствуясь ст.ст. 194-198, 309 ГПК РФ, суд решил: исковое заявление комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - <адрес> оставить без удовлетворения. Встречные исковые требования ПАО «Россети Сибирь» удовлетворить. Признать бесхозяйной кабельную линию - <адрес>. Признать за ПАО «Россети Сибирь» право собственности на бесхозяйное движимое имущество - <адрес>. Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости о снятии с кадастрового учета бесхозяйного объекта недвижимости – кабельной линии <адрес>. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Т.В. Рахимова Решение суда в окончательной форме принято 29.03.2022.
Решение № 2-2121/2022 от 03.10.2022 Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край)
протяженностью 0,45 км; ЛЭП-0,4 кВ «КТПН №1, КТПН №2 – ВРУ жилых домов», протяженностью 0,67 км. Признать за ПАО «Россети Сибирь» право собственности на бесхозяйное движимое имущество две кабельные линии 2 КЛ 10 кВ «ТП-641-КТПН №1, №2», расположенные по адресу: <адрес>, 4 мкр., <адрес>, протяженностью 0,45 км; ЛЭП-0,4 кВ «КТПН №1, КТПН №2 – ВРУ жилых домов», протяженностью 0,67 км. Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости о снятии с кадастрового учета бесхозяйного объекта недвижимости – наружные сети электроснабжения, протяженностью 457 метров, расположенные по адресу: <адрес>, 4 мкр., <адрес>, сооружение 1. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья А.А. Матвеева Решение суда в окончательной форме принято 10.10.2022.
Решение № 2-52/2014 от 24.02.2014 Клетского районного суда (Волгоградская область)
Клетского муниципального района с просьбой помочь в выделении из общей долевой собственности земельного участка, в виде того, что часть выделяемого земельного участка поставлено на учет в качестве бесхозяйного. На что ДД.ММ.ГГГГ ей направлен ответ, о том, что необходимо обратиться в адрес Перекопского сельского поселения, либо с иском в суд. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с письменным заявлением в адрес главы Перекопского сельского поселения о необходимости с его стороны решения вопроса о снятии с кадастрового учета земельного участка, поставленного в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку группа сособственников желает выделиться из общей долевой собственности, однако сенокосов в границах земель бывшего АОЗТ «Перекопское» кроме постановленного на учет в качестве бесхозного, больше нет. На данное заявление ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя направлено письмо о том, что решить вопрос о снятии с кадастрового учета данного земельного участка не представляется возможным. Согласно п.30 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии
Решение № 2-754/2021 от 28.05.2021 Любинского районного суда (Омская область)
заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастрового учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН. Действующее законодательство предусматривает снятие объектов недвижимости с кадастрового учета при их гибели или уничтожении. Правовым последствием факта уничтожения объекта недвижимого имущества и его части, является снятие объекта недвижимости с кадастрового учета. Одновременно производится государственная регистрация прекращения права собственности на него (п.3 ч.3 ст.14 Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). В судебном заседании установлено, что бесхозяйный объект недвижимого имущества (гидротехническое сооружение) в результате негативного воздействия паводковых вод в ДД.ММ.ГГГГ году разрушен полностью. Гидротехническое сооружение не имеет собственника. Однако, в судебном заседании установлено, что объект поставлен на учет как бесхозяйный на основании заявления Администрации Любинского муниципального района Омской области. При таких обстоятельствах суд считает, требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса