ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Снятие сведений с кадастрового учета - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 1.
с изменением основных характеристик здания, сооружения и (или) помещений, машино-мест в них, объекта незавершенного строительства и осуществления государственного кадастрового учета в связи с таким изменением. 7. В случае, если решением суда, вступившим в законную силу, установлено отсутствие существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, снятие с государственного кадастрового учета таких объектов осуществляется без представления акта обследования. 8. В случае, если решением суда, вступившим в законную силу, установлено, что объект, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не является недвижимостью, такой объект подлежит снятию с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения прав на него (в случае, если права были зарегистрированы). При этом подготовка каких-либо иных документов для осуществления органом регистрации прав указанных действий не требуется. 9. С заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случаях, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи,
Определение № 11АП-8844/2015 от 14.03.2016 Верховного Суда РФ
о признании незаконным решения или действия Филиала в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Однако, ни решение, ни действия орган кадастрового учета в рамках настоящего дела не обжалуются. Часть 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка с государственного кадастрового учета ,если внесенные в ГКН сведения о земельном участке носят временный характер. Доказательств, подтверждающих, что истцом осуществлялись кадастровые действия по преобразованию спорных земельных участков и имеется заявление в соответствии со статьями 16,20,22 Закона о кадастре, не представлено. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов в случае не снятия с кадастрового учета спорных земельных участков. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации,
Определение № 310-ЭС18-13357 от 20.12.2018 Верховного Суда РФ
позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино- мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ). Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости. По мнению судебной коллегии, суды, соглашаясь с Управлением Росреестра в том, что снятие с государственного кадастрового учета и прекращение прав в отношении объекта недвижимости по заявленному обществом основанию не предусмотрено Законом № 218-ФЗ, не учли, что постановке на кадастровый учет, государственной регистрации прав в ЕГРН должна предшествовать проверка наличия у объекта признаков недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет
Определение № 306-КГ15-11928 от 02.10.2015 Верховного Суда РФ
характера, частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены. Повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные доказательства и руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суд апелляционной инстанции, с выводами которого огласился суд округа, удовлетворил заявленные требования, установив, что по истечении пяти лет с даты внесения записи в ГКН (28.01.2006)
Постановление № А28-982/19 от 09.06.2020 АС Кировской области
России по Кировской области по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 43:22:330201:13, выявлено частичное вхождение в границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 43:22:330201:69 территории исправительной колонии. 05.05.2016 Администрацией Омутнинского района издано постановление №487, пунктом 1 которого предусмотрено снятие с кадастрового учета объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 43:22:330201:125, 43:22:330201:126, 43:22:330201:127, 43:22:330201:128, 43:22:330201:129 (т.1 л.д.22). 10.06.2016 Администрацией Омутнинского района в орган кадастрового учета направлено заявление об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости носящих временный характер сведений об объектах недвижимости с кадастровыми номерами: 43:22:330201:125, 43:22:330201:126, 43:22:330201:127, 43:22:330201:128, 43:22:330201:129 (т.2 л.д.910). Решение о снятии указанных земельных участков с учета принято 17.06.2016. 13.10.2016 Администрация Омутнинского района обратилась в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 43:22:330201:69 в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка, а также исправлением кадастровой ошибки (т.4 л.д.113-114). К заявлению приложен межевой план, в котором
Постановление № 13АП-11153/2018 от 03.07.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
о документах, на основании которых в ЕГРН были внесены сведения о границах рассматриваемых земельных участков, Комитетом в Управлении не запрашивалась, и в материалы дела доказательств обратного не представлено; таким образом, и поскольку в материалы дела не представлено доказательств совершения действий по снятию с кадастровыми номерами 47:22:0000000:272 и 47:22:0000000:287 в порядке, установленном Законом о регистрации и Порядком, суд пришел к выводу о том, что требования Комитета в данной части также не подлежат удовлетворению. Относительно же исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 47:22:0000000:337, суд пришел к мнению, что требование Комитета в данной части подлежит удовлетворению, поскольку, как указано выше, основания для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка установлены частями 3 и 15 статьи 41, частью 11 статьи 60 и частью 3 статьи 70 Закона о регистрации, а данный земельный участок прошел государственный кадастровый учет после 01.03.2008 г., что в силу приведенных положений Закона о регистрации означает
Постановление № А55-13453/2021 от 05.07.2022 АС Поволжского округа
ОД-00/17069. Поскольку спор между собственником ограждения и собственником земельного участка, на котором данное ограждение расположено, отсутствует, общество вправе было обратиться в Управления Росреестра по Самарской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета принадлежащего ему ограждения, которое незаконно было поставлено на государственный кадастровый учета как объект недвижимого имущества. Учитывая, что спорное сооружение не является объектом недвижимости, в связи с чем не подлежало постановке на государственный кадастровый учет, действия органа кадастрового учета по постановке данного сооружения на государственный кадастровый учет как объекта недвижимости являются незаконными, а сведения об указанном сооружении в Едином государственном реестре недвижимости носят недостоверный характер, у судов отсутствовали основания для отказа АО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» в удовлетворении исковых требования о снятии спорного ограждения с государственного кадастрового учета . Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2020 № 310-ЭС18-13357. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2022 и
Постановление № А28-982/19 от 13.10.2020 АС Кировской области
России по Кировской области по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 43:22:330201:13, выявлено частичное вхождение в границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 43:22:330201:69 территории исправительной колонии. Администрацией Омутнинского района 05.05.2016 издано постановление № 487, в пункте 1 которого предусмотрела снятие с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: 43:22:330201:125, 43:22:330201:126, 43:22:330201:127, 43:22:330201:128, 43:22:330201:129. Администрация Омутнинского района 10.06.2016 направила в орган кадастрового учета заявление об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости носящих временный характер сведений об объектах недвижимости с кадастровыми номерами: 43:22:330201:125, 43:22:330201:126, 43:22:330201:127, 43:22:330201:128, 43:22:330201:129. Решение о снятии указанных земельных участков с учета принято 17.06.2016. Администрация Омутнинского района 13.10.2016 обратилась в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 43:22:330201:69 в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка, а также исправлением кадастровой ошибки. К заявлению приложен межевой план, в котором указано, что он подготовлен
Постановление № А57-16685/2021 от 15.09.2022 АС Поволжского округа
подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72). На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом. Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета. Вместе с тем,
Решение № 2-495/17 от 16.03.2017 Предгорного районного суда (Ставропольский край)
общее собрание было проведено с нарушением закона, земельный участок выделен незаконно и поставлен на кадастровый учет. Обратился в Предгорный районный суд с иском о признании недействительными решений общего собрания собственников, признании незаконным выдела земельного участка и снятии земельного участка с кадастрового учета. По заявлению ФИО4, определением Предгорного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ применены обеспечительные меры по его иску к ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9 о признании недействительным решения общего собрания, признании недействительным снятия сведений с кадастрового учета . Обеспечительные меры заключались в запрете ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» постановки на кадастровый учет земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 25:29:000000:1945, собственниками земельных долей ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, на основании решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ и запрете Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок, образованный из земельного участка с кадастровым номером 25:29:000000:1945, собственниками земельных
Решение № 2-114 от 19.05.2011 Ейского районного суда (Краснодарский край)
2011 г. г.Ейск Ейский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Панченко С.Л., при секретаре Бочковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску КФХ «Ксения» в лице ФИО1, к ФИО2, ФИО3, ФИО4, Ейскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьи лицам - Ейскому филиалу ФГУ «Земельная кадастровая палата по КК», ООО «Индивидуальный подход», ООО «Инвестагро», Х.А., З. о признании недействительным межевого плана земельного участка, снятии сведений с кадастрового учета , признании недействительным зарегистрированного права собственности ФИО2, ФИО3, ФИО4, признании незаконным выдела земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Глава КФХ «Ксения» ФИО1 обратился в суд с вышеуказанными требованиями, и уточняя их (л.д.171) обосновывает тем, что на основании постановления Главы Ейского района от 27.05.1998 года № КФХ «Ксения» обрабатывает земельный участок с/х назначения площадью 15 га по адресу Ейский район, Александровский с\о, секция 1-92, контур 110, уплачивает налоги.
Апелляционное определение № 33-4679/2017 от 27.06.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)
собрание было проведено с нарушением закона, земельный участок выделен незаконно и поставлен на кадастровый учет. Обратился в Предгорный районный суд с иском о признании недействительными решений общего собрания собственников, признании незаконным выдела земельного участка и снятии земельного участка с кадастрового учета. По заявлению ФИО1, определением Предгорного районного суда от 26.02.2016 г. применены обеспечительные меры по его иску к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании недействительным решения общего собрания, признании недействительным снятия сведений с кадастрового учета . Обеспечительные меры заключались в запрете ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» постановки на кадастровый учет земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером ***, собственниками земельных долей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, на основании решения общего собрания от 11.01.2016 г. и запрете Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок, образованный из земельного участка с кадастровым номером ***,