79008_2160435 ВЕРХОВНЫЙ СУДРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 304-ЭС23-26467 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва26.01.2024 Судья Верховного Суда Российской Федерации Шилохвост О.Ю., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АДК» (истец) на постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.11.2023 по делу № А70-22471/2022 Арбитражного суда Тюменской области по иску общества с ограниченной ответственностью «АДК» к акционерному обществу «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания» о расторжении соглашения об управлении системой теплоснабжения и договора поставки тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации тепловых потерь, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области, установил: решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.04.2023, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2023, иск удовлетворен в части расторжения договора поставки тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации тепловых потерь, в остальной части иска
соглашения от 01.03.2019 № 6 к договору аренды имущества от 28.03.2011 № CU/62/11 путем предоставления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре необходимых для регистрации документов; - об обязании общества принять от предприятия по акту приема-передачи перечисленное имущество, а также по встречному иску общества, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании предприятия восстановить объекты, полученные 28.03.2011 от общества по договору аренды имущества от 28.03.2011 № CU/62/11, осуществив следующие действия в отношении объектов: - здание решеток КОС (инв. N 071291): произвести косметический ремонт внутренней отделки здания; восстановить герметичность закрывания окон, произвести окраску; восстановить отмостку здания; произвести окраску и испытание пожарной лестницы; загерметизировать негорючим материалом сквозные отверстия в электрощитовой; подключить систему приточной вентиляции к системе электроснабжения; на рамы вентиляторов установить виброизоляторы; восстановить металлосвязь гибких вставок приточного и вытяжного вентиляторов; подключить калорифер приточной системы вентиляции к системе теплоснабжения
- ООО «Самаратеплоресурсы»): - в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную подготовить документы, информацию во исполнение требований, предусмотренных разделом III Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 №103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» и направить подготовленные документы и информацию в Комиссию по проверке теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду в целях подтверждения готовности ООО «Самаратеплоресурсы» к отопительному периоду, а именно: соглашение об управлении системой теплоснабжения ; график тепловых нагрузок на отопительный сезон 2020-2021 и утвержденные режимные карты работы тепловых сетей в осенне-зимний период 2020-2021; информацию о проведении противоаварийных тренировок по отработке взаимодействия персонала и администрации города по ликвидации аварий в условиях низких температур наружного воздуха, информацию об исполнении программы замены инженерных сетей; положение о диспетчерской службе ТСО, оперативные актуализированные схемы тепловых сетей и ЦТП, схемы оперативных переключений тепловых сетей; режимные карты тепловых сетей; информацию об организации контроля
обязуется приобретать холодную воду для целей обеспечения выполнения обязанности теплоснабжающей организации перед своими потребителями в части горячего водоснабжения, а теплоснабжающая организация обязуется компенсировать теплосетевой организации затраты по приобретению этой холодной воды. Оплата выставленных платежно-расчетных документов производится теплоснабжающей организацией в течение 5 календарных дней со дня получения счета-фактуры путем перечисления денежных средств на расчетный счет теплосетевой организации или другими формами расчетов, не запрещенными действующим законодательством (пункт 4.4. соглашения). Также между сторонами 09.01.2014 подписано соглашение об управлении системой теплоснабжения , по которому ПАО «Камчатскэнерго» обязано содержать тепловые сети 2 контура в работоспособном, технически исправном состоянии (пункт 3.1), а ООО «КВТ» обязана получать тепловую энергию от 1 контура ТЭЦ-1, перерабатывать на ЦТП и подавать в присоединенную сеть 2 контура (пункт 3.2.). Исполняя принятые на себя обязательства, истец в марте 2017 года оказал ответчику предусмотренные договором услуги на общую сумму 12 238 275 руб. 07 коп., что по оценке судов подтверждается представленными в
окончания срока не последует заявление одной из сторон об отказе от договора (пункт 10.2 договора). В приложении № 1 к договору сторонами подписан акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон. В приложении № 2 к договору сторонами согласован перечень объектов, включенных в договор. В приложении № 3 к договору сторонами согласован перечень приборов учета по отпуску тепловой энергии с горячей водой. В приложении № 4 к договору сторонами оформлено соглашение об управлении системой теплоснабжения . В приложении № 5 к договору сторонами согласован ориентировочные объемы теплоноситель. В приложении № 6 к договору сторонами согласован температурный график и режимная карта на отопительный период 2012-2013 гг. В июле 2020 истцом в согласованные точки поставки поставлена тепловая энергия, в подтверждение чего представлены ведомость отпуска тепловой энергии от 31.07.2020, акт приема - передачи от 31.07.2020 (л.д. 27, 27 оборот), на основании которых к оплате ответчику выставлен счет-фактура от 31.07.2020 №
по уплате государственной пошлины. Обществу из федерального бюджета возвращено 33 183 рубля государственной пошлины. В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, несмотря на передачу котельной 09.12.2019, осуществление правомочий по распоряжению объектом (передача на баланс теплоснабжающей организации) стало возможным только после государственной регистрации права, то есть с 26.12.2020. Администрацией города Ессентуки не представлены сведения об организации, которая осуществляла обслуживание и эксплуатацию котельной, а также соглашение об управлении системой теплоснабжения города. Заявленный истцом период является отопительным. Поскольку в названный период жалоб от потребителей о ненадлежащей организации теплоснабжения не поступило, эксплуатация модульной котельной осуществлялась надлежащим образом. Министерство не уполномочено на осуществление деятельности по обслуживанию котельных, организацию теплоснабжения потребителей, эксплуатацию тепловых энергоустановок, получение коммунальных платежей за поставку тепловой энергии от граждан, следовательно, на ответчика не может быть возложена обязанность по оплате спорной задолженности. Ни министерство, ни Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки фактически
цокольном этаже здания по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.02.2021. ООО «УК «Теплокомплекс» является единственной теплосетевой организацией, осуществляющей транспортировку теплоносителя и ГВС от теплоснабжающих организаций до потребителей тепла, в зоне централизованной системы теплоснабжения Синарского района города Каменска-Уральского. Единой теплоснабжающей организацией (ЕТО) в границах зоны централизованной системы теплоснабжения Синарского района города Каменска-Уральского является ОА «Синарская ТЭЦ». Истец ссылался на то, что между АО «Синарская ТЭЦ» и ООО «УК «Теплокомплекс» заключено соглашение об управлении системой теплоснабжения г. Каменска-Уральского в зоне действия единой теплоснабжающей организации АО «Синарская ТЭЦ» (далее – соглашение), которым урегулирован порядок формирования и деятельности диспетчерской службы, в функции которой входит контроль за использованием тепловой энергии и энергоносителей, в том числе потребителями, а также обязанность ТСО по обеспечению взаимодействия с ответственными лицами организации, эксплуатирующей тепловые сети (ОЭТС) и оперативно-диспетчерской службой ОЭТС по вопросам оперативно-диспетчерского управления оборудованием и режимами и соблюдением оперативно-диспетчерской дисциплины и диспетчерские службы ОЭТС и
теплоснабжении», законодательства регулирующих бесперебойное и безаварийное функционирование предприятий ЖКХ. Более того, ранее выявленные нарушения не были устранены к 15 ноября 2016 г., о чем свидетельствует информация заместителя руководителя Наличие указанных не устраненных нарушений может привести к срыву отопительного сезона 2016-2017 гг. в п. Качуг Качугского района Иркутской области. На основании изложенного, истец просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «Качугские коммунальные системы» в срок до 1 января 2017 года совершить следующие действия: Заключить соглашение об управлении системой теплоснабжения (п. 118, 119, 120 постановления Правительства РФ от 8.08.2012 № 808 «Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации»), Разработать температурный график на предстоящий отопительный период 2016-2017 (п.5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ), Предусмотреть второй независимый источник электропитания (ул. Первомайская, 37) (п. 8.1 СП 89.13330.2012. Свод правил. Котельные установки, Актуализированная редакция СНиП П-35-76, утв. приказом Минрегиона России от 30.06.2012 №281), Эксплуатацию источников тепловой энергии и тепловых сетей от них осуществлятьподготовленным теплотехническим
суд, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что не согласен с вмененными нарушениями. По вмененному нарушению «не проводится термографическое обследование состояния теплотрасс (с применением «тепловизора»), чем нарушено п.4.5.7 Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования зданий и сооружений электростанций и сетей. СО 34.04.181-2003.» считает, что применение тепловизора является одним из способов проверки состояния сетей, поскольку Правила разрешают и иные методы диагностирования. По вмененному нарушению «отсутствует соглашение об управлении системой теплоснабжения в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, между теплоснабжающей организацией и тепловой организацией, осуществляющие свою деятельность в одной системе теплоснабжения, чем нарушено п.5 ст.18 ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. №190» указывает, что в соответствии со схемой теплоснабжения г.Севастополь на период до 2031 года, утвержденной приказом Министерста энергетики РФ от 16.12.2016 г. №1331 ООО «СГС Плюс» является единой теплоснабжающей организацией в зоне своей деятельности (СЦТ-7). Указанная зона технологически с другими
являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами. Действительно, в ходе проводимой 14 октября 2015 года прокуратурой города Троицка Челябинской области совместно с государственным инспектором Троицкого территориального отдела Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» проверки установлено, что между МУП «Электротепловые сети» и Южно-Уральской дирекцией по теплоснабжению - структурным подразделением Центральной дирекции по теплоснабжению - филиала ОАО «РЖД» 29 сентября 2015 года заключено соглашение об управлении системой теплоснабжения между теплоснабжающей и теплосетевой организацией, пунктом 3.2 которого предусмотрено, что Южно-Уральская дирекция по теплоснабжению обязана обеспечить выработку и подачу тепловой энергии в присоединенную сеть, обеспечить задание гидравлического и теплового режима, включая давление в подающем и обратном трубопроводах, температуру сетевой воды в подающем трубопроводе в зависимости от температуры наружного воздуха. С 08 по 14 октября 2015 года в условиях понижения температуры наружного воздуха дирекцией не соблюдается температурный график отпуск теплоносителя для тепловых сетей.