ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Способ определения поставщика - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 73-АД19-2 от 07.10.2019 Верховного Суда РФ
числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона № 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (части 1,2,5 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ). В силу пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем
Определение № А40-144426/16 от 18.08.2017 Верховного Суда РФ
положениями статей 42, 93 Закона о контрактной системе, статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи», пришли к выводу о законности ненормативных актов антимонопольных органов. При этом суды исходили из того, что заказчиком при заключении контракта на оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовой корреспонденции правомерно выбран способ определения поставщика на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе; извещение о проведении закупки содержало информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 Закона о контрактной системе. Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанции, не установив наличие нарушений норм права. Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя об ограничении конкуренции на рынке оказания услуг почтовой связи, наличии противоречивых выводов сводятся к несогласию с выводами судов и иной оценке
Определение № А40-6549/18 от 08.04.2019 Верховного Суда РФ
арбитражный суд с соответствующим заявлением. Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О лизинге» (далее – Закон о лизинге), пришел к выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя. Формулируя указанный вывод, суд исходил из того, что заказчиком избран верный способ определения поставщика путем проведения конкурса, а не аукциона, так как закупка соответствовала коду 77.39.19.129 ОКПД2, а не ОКПД2 64.91.10 или ОКПД2 26, как указал антимонопольный орган. При этом суд пришел к выводу о том, что именно код 77.39.19.129 ОКПД2 соответствует предмету спорной закупки, так как характеризует наиболее полным образом большую и наиболее специфичную часть компонентов имущественного комплекса «Безопасный город», выбор которого в рамках 77 группировки связано с тем, что заказчику необходимы именно услуги по аренде
Определение № 15АП-18067/2014 от 29.06.2015 Верховного Суда РФ
государственная педагогическая академия» (далее – учреждение, академия) о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа от 01.04.2014 по делу № К-22/2014 о нарушении антимонопольного законодательства, установила: решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.01.2015, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе антимонопольный орган ссылается на неправильное применение судами норм материального права. По его мнению, обществом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса с ограниченным участием. Изучив жалобу и приложенные к ней документы, судья считает, что оснований для их передачи для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской не имеется. По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в
Определение № 307-КГ15-8680 от 11.08.2015 Верховного Суда РФ
органа признаны недействительными. В кассационной жалобе антимонопольный орган указывает на неправильное применение судами апелляционной инстанции и округа норм материального права. Изучив кассационную жалобу и приложенные к ней материалы, судья считает, что жалоба не подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Судами установлено, что на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru 26.05.2014 опубликовано извещение № 0124200000614002376 об осуществлении закупки ( способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион) и документация об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации лечебного питания для заказчика - учреждения. По итогам рассмотрения вторых частей заявок единая комиссия, созданная уполномоченным органом, приняла решение (протокол подведения итогов электронного аукциона от 16.06.2014) о несоответствии заявки ООО «Трест столовых» требованиям, установленным в части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,
Постановление № А42-3453/14 от 08.08.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений; при том, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта, под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Также, как сослался суд, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки; поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения
Постановление № А42-3453/14 от 04.12.2017 АС Северо-Западного округа
силу частей 1-5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд
Постановление № 17АП-4620/2018-АК от 19.06.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч.3 ст.24 Закона о контрактной системе). Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе) Таким образом, основным критерием при определении победителя в конкурсе является предложение лучших условий исполнения контракта, при определении победителя в электронном аукционе основным критерием является предложение о наиболее низкой
Постановление № 13АП-17602/20 от 31.03.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
рабочей группы по рассмотрению вопроса о заключении договора на тему: «Выполнение работ по строительству объекта: «Строительство канализационных сетей для переключения КНС «Канонерский остров» по адресу: Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 41, литер А» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», дополнительное соглашение от 25.12.2017 № 1 к договору, а также документы, свидетельствующие о принятии решения об изменении условий договора от 25.12.2015 № 607/15Д. При этом, на стадии определения подрядчика в конкурсной документации Предприятия установлено следующее: - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс; -наименование объекта закупки - Выполнение работ по строительству объекта: «Строительство канализационных сетей для переключения КНС «Канонерский остров» по адресу: Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 41, литер А» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». - НЦ (цена договора): 105 445 166 руб.02 коп. (с НДС); окончание выполнения работ - 28 февраля 2018 года. - порядок оплаты работ: оплата производится при наличии выставленного счета и счета-фактуры в течение 90 календарных дней после
Постановление № 03АП-5849/19 от 16.12.2019 Третьего арбитражного апелляционного суда
страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Как обоснованно отметил Красноярский УФАС России в указанный перечень закупки по ОСАГО не включены. Однако, положения статьи 59 Закона о контрактной системе предусматривают как случаи, когда проведение закупки в форме электронного аукциона является обязательным (часть 2), так возможность выбора данного способ определения поставщика по усмотрению заказчика в иных случаях. В частности, часть 3 рассматриваемой статьи прямо предусматривает, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни. Поскольку действующее законодательство не устанавливает какого-либо обязательного способа определения поставщика при проведении закупки услуг по ОСАГО и при этом вмененная оспариваемым решением в качестве нарушения статья 59 Закона о контрактной системе не содержит ограничений на проведение
Решение № 7/2-438/19 от 29.10.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))
государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей. Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Статьей 93 Закона о контрактной системе предусмотрен перечень случаев, при которых закупка может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) заказчик
Решение № 07-374/2021 от 12.05.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В силу частей 1 и 5 статьи 24 Закона №44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Под конкурсом понимается способ определения поставщика подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае,
Решение № 07-953/2021 от 01.09.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В силу частей 1 и 5 статьи 24 Закона №44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. В силу пункта 7 статьи 3 Закона о контрактной системе ДОУ Медведицкий
Решение № 21-539/2023 от 19.09.2023 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)
согласно материалам дела все договора, в том числе договор № от 19 декабря 2022 года, заключены на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). Данное утверждение подтверждается данными с сайта единой информационной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Следовательно, заказчиком способ определения поставщика выбран в соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ – на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В связи с этим, учитывая положения ч. 2 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, при заключении контракта на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ обязанность по направлению уведомления о заключении контракта с единственным поставщиком в орган контроля в сфере закупок у заказчика отсутствует, а