ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Способы ведения раздельного учета - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Систематизированный перечень вопросов, применяемый при проведении таможенного контроля деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и при внесении изменений в такой реестр" (приложение к Методическим рекомендациям по применению систематизированного перечня вопросов при проведении таможенного контроля деятельности юридических лиц, претендующих на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и при внесении изменений в такой реестр, утв. ФТС России)
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2018, N 49, ст. 7516) (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (зарегистрирован Минюстом России 27.10.2008, регистрационный N 12522) (далее - ПБУ 1/2008), Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS, IAS) Проверить на соответствие учетную политику лица требованиям законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и международным правилам (стандартам) и на указание способа ведения раздельного учета совершения операций, в том числе с иностранными товарами и товарами ЕАЭС. Учетная политика соответствует/ Не соответствует установленным требованиям (ненужное зачеркнуть) Способ ведения раздельного учета указан/ Способ ведения раздельного учета не указан (ненужное зачеркнуть) __________________________ __________________________ __________________________ (описать способ ведения раздельного учета, например по субсчетам/по идентификатору/по программному средству) ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ и п. 4. ПБУ 1/2008 Каким организационно-распорядительным документом утверждена учетная политика лица. Указать вид документа и его основные реквизиты (дата
"Методические рекомендации по идентификации таможенными органами иностранных товаров в продуктах их переработки при использовании таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления" (утв. ФТС России)
номера, кода, либо ID номера) каждой партии иностранных товаров, помещенных под процедуры переработки, позволяющего обеспечить в целях идентификации взаимосвязь сведений об иностранных товарах, заявленных в декларации на товары, со сведениями, указанными в первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета лица, получившего разрешение на переработку товаров и организации - переработчика. Кроме того, может быть обеспечено ведение раздельного учета операций с товарами с применением разбивки либо по контрагентам, либо по субсчетам учета, либо иным способом, обеспечивающих ведение раздельного учета . Вышеперечисленные случаи применения инструментов идентификации должны отражаться в организационно-распорядительных документах организации-переработчика, в том числе раскрываться в ее учетной политике. 6. При оформлении разрешений на переработку товаров, в порядке, установленном приказами Минфина России, в соответствующих пунктах таможенным органом указывается наименование согласованного способа идентификации и приводится его описание с указанием системы учета, применяемой лицом, получившим разрешение на переработку товаров, а также организацией-переработчиком (если указанные лица не совпадают), наименований и реквизитов организационно-распорядительных документов данных
Определение № А60-15053/16 от 16.10.2017 Верховного Суда РФ
утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 и № 307, принимая во внимание учетную политику общества, согласились с позицией инспекции о наличии у налогоплательщика обязанности по определению спорных доходов по методу начисления, независимо от фактического поступления денежных средств. В тоже время, учитывая, что порядок ведения раздельного учета доходов, полученных в рамках целевого финансирования, налоговым законодательством не установлен, суды отметили, что налогоплательщик вправе сам определить способ учета таких доходов и, оценив представленные налогоплательщиком дополнительные доказательства, признали выводы инспекции об отсутствии ведения раздельного учета необоснованными, указав на незаконность доначисления соответствующих сумм налога на прибыль организаций (20 процентов), пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса. Доводы общества, сводящиеся к тому, что начисленная населению плата за жилищно-коммунальные услуги не является доходом заявителя при исчислении налога на прибыль, являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены с учетом установленных по данному эпизоду фактических обстоятельств. Основанием для вынесения решения от 10.12.2015 №
Постановление № А72-14126/05 от 22.03.2006 АС Ульяновской области
предполагалось, что такой учет у предпринимателя может вестись. Как установлено судом и подтверждается материалами дела (книгой учета доходов и расходов, книгой покупок и продаж, бухгалтерскими регистрами), ИП Муратов А.М. разработал порядок учета налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым единым налогом на вмененный доход и не облагаемым единым налогом на вмененный доход, и определяет сумму налоговых вычетов в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что способы ведения раздельного учета налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым и необлагаемым налогом, действующим налоговым законодательством не установлены, предприниматель праве определять такой способ самостоятельно, что им и было сделано. В материалах дела имеется Порядок ведения раздельного учета НДС, в котором предусмотрен метод ведения раздельного учета. Несоответствие данного метода требованиям Налогового Кодекса РФ налоговым органом не установлено. Налоговым органом расчет налогоплательщика не проверялся, а свой расчет суммы налоговых вычетов, на который налогоплательщик имел право, налоговым органом не
Постановление № А72-1462/06 от 12.07.2006 АС Ульяновской области
доходы физических лиц), не включается. Из материалов дела усматривается, что предприниматель Малышевский С.Г. осуществляет два вида деятельности – оптовую и розничную, являясь плательщиком налогов общего режима налогообложения в оптовой торговле и ЕНВД в розничной торговле. При определении суммы НДС по приобретенным товарам налогоплательщиком применена пропорция исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. В связи с тем, что способы ведения раздельного учета налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым и необлагаемым налогом, действующим налоговым законодательством не установлены, предприниматель праве определять такой способ самостоятельно, что им и было сделано. Налоговый орган, в свою очередь, не обосновал невозможность применения налогоплательщиком абзацев 4 и 5 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае. Из изложенной выше нормы права не следует, что она может применяться только к тем товарам, которые используются для производства товаров и не
Постановление № А19-10906/14 от 28.07.2015 АС Восточно-Сибирского округа
заявленные требования, на основании исследования и оценки представленных в материалы дела документов по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришли к выводам о том, что в силу статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик с учетом особенностей своей деятельности должен самостоятельно разработать порядок раздельного учета «входного» налога на добавленную стоимость и методику его распределения между видами реализованной продукции для применения налоговых вычетов. Положения Налогового кодекса Российской Федерации не обязывают налогоплательщика закреплять способы ведения раздельного учета непосредственно в учетной политике для целей бухгалтерского либо налогового учета. Следовательно, фактическое ведение раздельного учета таких операций налогоплательщик вправе подтвердить любыми способами, в том числе с помощью первичных документов, регистров бухгалтерского учета, иных самостоятельно разработанных документов для нужд раздельного учета. Судами установлено, что принятая предпринимателем методика определения размера вычетов по налогу на добавленную стоимость не противоречит положениям действующего законодательства о налогах и сборах и обусловлена его налоговой политикой, особенностями приобретения и реализации предпринимателем
Постановление № А34-4522/17 от 09.06.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
не с налоговых вычетов и не с раздельного учета, а с объекта налогообложения. Также указывает, что нормативными документами, регулирующими бухгалтерский и налоговый учет, не установлена методика ведения раздельного учета, соответственно, налогоплательщик вправе самостоятельно определить способы ведения такого учета и оформляемые при этом документы, фактическое ведение таких операций налогоплательщик вправе подтвердить любым способом, в том числе с помощью первичных документов, иных самостоятельно разработанных документов для нужд раздельного учета. Налоговый кодекс не обязывает налогоплательщика закреплять способы ведения раздельного учета в учетной политике для целей бухгалтерского либо налогового учета. Фактическое ведение раздельного учета налогоплательщик вправе подтвердить любыми способами, в том числе с помощью первичных документов, регистров бухгалтерского учета, иных самостоятельно разработанных документов для нужд раздельного учета. Между тем, в обоснование ведения раздельного учета общество представляло регистры налогового учета подтверждающего раздельный учет: оборотно-сальдовые ведомости по счету 90.01, 90.03, 19, карточки счета 68.02. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что Налоговый кодекс
Решение № 07-1296/2022 от 05.10.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
соответствует принципу ведения раздельного учета операций по каждому контракту, заключенному в рамках государственного оборонного заказа. Кроме того, учреждением не ведется учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.д. отдельно по каждому государственному контракту. Каждая хозяйственная операция не учитывается в составе ресурсов контракта. В учетной политике ФКУ ИК-28, утвержденной приказом начальника № 171 от 31 марта 2021 г., не определены способы ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении государственных оборонных заказов в соответствии с Правилами № 47, не закреплен порядок формирования себестоимости единицы продукции, изготавливаемой в рамках контрактов по исполнению государственного оборонного заказа, а также отсутствуют сведения о перечне и формах регистров бухгалтерского учета, подтверждающих ведение по- контрактного учета гособоронпродукции. По результатам указанной проверки составлен акт от 11 мая 2022 года. 11 мая 2022 года и.о. прокурора Ленинского района КАА вынесено постановление о возбуждении дела об
Решение № 2-2260/2013 от 19.05.2014 Московского районного суда г. Рязани (Рязанская область)
розничную торговлю, находился на общей системе налогообложения и одновременно являлся плательщиком ЕНВД. В частности, ИП Яшков Р.А. в оптовой торговле осуществляя реализацию крупнорогатого скота, а в розничной торговле осуществлял реализацию мяса. Предприниматель закупал крупнорогатый скот, используемый им как в деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения, так и в деятельности, облагаемой ЕНВД. Документов, подтверждающих ведение раздельного учета ни в налоговый орган ни в суд Яшковым Р.А., представлены не были. Налоговым законодательством не утверждены способы ведения раздельного учета НДФЛ по операциям, облагаемым и не облагаемым налогом, однако требование о его ведении содержится в п. 7 ст. 346.26 НК РФ. В связи с этим фактическое ведение раздельного учета указанных операций налогоплательщик вправе подтвердить любыми способами, в том числе первичными документами, иными самостоятельно разработанными для нужд раздельного учета документами. Налоговый орган вправе в целях объективного выявления налоговых обязательств налогоплательщика, при наличии документов, позволяющих определить соответствующую пропорцию, может самостоятельно произвести расчет удельного веса налоговых
Решение № 3А-46/17 от 10.08.2017 Омского областного суда (Омская область)
политики самостоятельно осуществляет разработку соответствующего способа исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, а также Международными стандартами финансовой отчетности. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации (п. 8 приказа № <...>н). Из приведенных положений следует, что ведение раздельного учета затрат по видам деятельности организации является способом ведения бухгалтерского учета, вновь разработанные способы ведения бухгалтерского отчета должны быть отражены в учетной политике в полном объеме. Порядок ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единая система классификации таких затрат установлен приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <...> № <...>/пр (далее - Порядок). Согласно п. 2 Порядка ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о затратах организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на основании данных бухгалтерского и статистического учета
Решение № 77-174(137 от 26.03.2019 Омского областного суда (Омская область)
разработку соответствующего способа исходя из требований, установленных федеральными и (или) отраслевыми стандартами, а также Международными стандартами финансовой отчетности. Из данных положений законодательства следует, что ведение раздельного учета затрат по видам деятельности организации является способом ведения бухгалтерского учета, вновь разработанные способы ведения бухгалтерского отчета должны быть отражены в учетной политике в полном объеме. С учетом того, что в формировании суммы налога на прибыль участвуют постоянные и временные разницы, постоянные налоговые обязательства (активы), отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, оценить сумму расходов по налогу на прибыль, имеющую отношение к услугам по передаче электрической энергии из представленных обществом регистров бухгалтерского учета не представляется возможным. Какие-либо иные организационно-распорядительные документы, закрепляющие порядок ведения раздельного учета по регулируемым видам деятельности в 2017 году административному органу и суду обществом не представлены. В целом доводы жалобы не опровергают выводы судьи и должностного лица, содержащиеся в оспариваемых актах, сводятся к переоценке исследованных доказательств и установленных обстоятельств. Административное наказание
Решение № 12-356/18 от 04.09.2018 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)
Пунктом 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат установлено, что ведение раздельного учета должно осуществляться на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - План счетов), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации, под которой следует понимать совокупность способов ведения экономическим субъектом (регулируемой организацией) бухгалтерского учета, применяемую последовательно из года в год (статья 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон «О бухгалтерском учете»). Таким образом, Единая система классификации и раздельного учета затрат предполагает ведение теплоснабжающими и теплосетевыми организациями раздельного учета доходов и расходов и показателей, необходимых для осуществления такого учета, по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности на счетах и субсчетах рабочего плана счетов бухгалтерского учета. При этом, исхода из Инструкции по применению Плана счетов, субсчета, предусмотренные в нем, используются организацией исходя из требований управления