ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Сро в области архитектурно строительного проектирования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А48-2384/20 от 09.08.2021 Верховного Суда РФ
суд. Отказывая в удовлетворении требования, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что оспоренное решение управления соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы учреждения, с чем согласился суд округа. Судебные инстанции установили, что конкурсной документацией предусмотрено, что участник закупки должен быть действующим членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования и одновременно быть действующим членом СРО в области инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства. В тоже время пунктом 3.3.2 проекта государственного контракта предусмотрено право подрядчика привлекать третьих лиц к выполнению работ (оказанию услуг), имеющих соответствующие допуски (лицензии, свидетельства, разрешения) на выполнение данных работ. Предоставление свидетельства саморегулируемой организации по каждому из данных видов работ является необходимым в случае, если участник аукциона предполагает выполнение соответствующих видов работ самостоятельно. В ином случае достаточно одного
Определение № А31-11879/20 от 11.10.2021 Верховного Суда РФ
интересы заявителя. Судебные инстанции исходили из того, что юридическое лицо, не являющееся членом СРО в области инженерных изысканий, может привлечь к выполнению таких работ иных лиц, являющихся членами СРО в указанной области, если контрактом не ограничивается возможность привлечения субподрядчиков к выполнению таких работ; сроки, установленные контрактом, являются исполнимыми. При исследовании обстоятельств установлено, что положения конкурсной документации и проекта муниципального контракта дают возможность участвовать в открытом конкурсе тем субъектам, которые имеют членство в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и вправе привлекать для выполнения определенных видов работ, в том числе инженерных изысканий, других соответствующих требованиям статьи 47 Градостроительного кодекса лиц (субподрядчика) с обязательным уведомлением заказчика о привлечении таких лиц. Изложенные в кассационной жалобе доводы с учетом фактических обстоятельств дела не свидетельствуют о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, или допущенной судебной ошибке. Несогласие заявителя
Определение № 305-ЭС21-19583 от 07.12.2021 Верховного Суда РФ
объектов капитального строительства, а также ведение реестра данных организаций осуществляются Ростехнадзором. Полагает недопустимым разделение ведения Реестров СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства между различными федеральными органами исполнительной власти. Считает, что наличие двух Реестров СРО в данной области (с обязательным членством и не обязательным) внесет неопределенность в правоприменении и затруднит для потребителей поиск надлежащего исполнителя работ и услуг в области строительства, а также будет способствовать созданию условий для недобросовестного поведения в установленной сфере. Ссылается на то, что Градостроительный кодекс не содержит запрет иным лицам, выполняющим работы, не требующим обязательного членства в саморегулируемых организациях, вступать в создаваемые или созданные в порядке, установленном главой 6.1. Градостроительного кодекса, саморегулируемые организации в данной области, а вывод суда округа о необходимости получения статуса саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования , строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства в Росреестре противоречит вышеуказанным нормативным актам, в
Определение № А40-75417/20 от 07.12.2021 Верховного Суда РФ
по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1202 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, в абзаце третьем пункта 2 которого предусмотрено, что Ростехнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, энергетического обследования. Тем же пунктом 2 Положения о надзоре предусмотрено, что Росреестр осуществляет возложенные полномочия в отношении СРО оценщиков и арбитражных управляющих, СРО кадастровых инженеров. Таким образом, Правительство Российской Федерации в силу предоставленных полномочий возложило на Ростехнадзор функции федерального органа исполнительной власти по государственному надзору в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования , строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. При установлении компетенции Росреестра в отношении деятельности СРО, суды обоснованно приняли во внимание, что Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 утверждено Положение о Росреестре, который наряду с другими полномочиями осуществляет
Определение № А40-180218/20 от 01.02.2022 Верховного Суда РФ
Реестра СРО осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае если определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному надзору за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности, ведение Реестра СРО в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным федеральным органом. Постановлением № 864 государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций возложены на Ростехнадзор. Согласно пункту 2 Положения о госнадзоре Ростехнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования , строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, энергетического обследования, а Росреестр - в отношении СРО оценщиков и арбитражных управляющих, СРО кадастровых инженеров. В соответствии с Положением о Росреестре, Росреестр также являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного Реестра СРО, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
Постановление № А45-15952/2021 от 14.04.2022 АС Западно-Сибирского округа
принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 названной статьи. Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в области архитектурно-строительного проектирования , если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 4 статьи 48 ГрК РФ). Таким образом, положениями градостроительного законодательства установлено обязательное требование о наличии у лиц, осуществляющих работы по договорам о выполнении инженерных изысканий и подготовке проектной документации, членства в соответствующей СРО, что свидетельствует о наличии у учреждения правовых оснований для включения в аукционную документацию соответствующих требований к участникам закупки. В соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку
Постановление № А52-191/2022 от 27.09.2022 АС Северо-Западного округа
требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), а также указанным в подпункте 10 пункта 1.1 раздела I Инструкции – действующие в соответствии с пунктом 4 статьи 55.17 ГрК РФ выписки по установленной форме из реестра членов СРО в области инженерных изысканий и из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования . Заявки на участие в электронном аукционе поступили от ООО «АСД-Проект» и ООО «ПСК Стройсила». Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.11.2021 № 0157200000321001193-П3 несоответствующей установленным требованиям признана заявка ООО «АСД-Проект» в связи с непредъявлением документов и информации, предусмотренных пунктом 2.5 раздела II Инструкции, поскольку не представлены документы, подтверждающие наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение в соответствии с
Постановление № А56-35530/2023 от 14.12.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
системе, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Электронным документом «Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке.docx» к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к участникам закупки: «Участник должен являться: 1.2.2.1. Членом саморегулируемой организации ( СРО) в области архитектурно-строительного проектирования (кроме случаев, в которых не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования в соответствии с частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ). При этом: Участник закупки - член СРО должен иметь право осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования
Постановление № 16-482/2021 от 25.02.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции
- Конкурс) и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контрактов установлена в размере 38 626 450,00 рублей. В части II «Наименование и описание объекта закупки Конкурсной документации» заказчиком предусмотрено выполнение проектных работ и выполнение инженерных изысканий. В пункте 8.1.1 части I «Информационные карты» Конкурсной документации заказчиком, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлены единые требования к участникам конкурса, в числе которых наличие у участника членства в СРО в области архитектурно - строительного проектирования , а также СРО в области инженерных изысканий; СРО, в которых состоит участник, должны иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника конкурса по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств; уровень ответственности участника конкурса по компенсационному фонду возмещения вреда должен позволять осуществлять выполнение инженерных изысканий по цене контракта, предложенной таким участником на конкурс. Пунктом 16.1.6 части I
Решение № 12-31/19 от 13.08.2019 Егорлыкского районного суда (Ростовская область)
ч. 1 ст. 55.6, ч. 1 ст. 55.8, ч. 11 ст. 55.16 ГрК РФ 16.04.2019 разместила в Единой информационной системе (ЕИС) извещение о проведении открытого аукциона №0158300034319000001 на сумму 8 676 479р., из которых 3 3,00 642,74р. стоимость изыскательских работ (38,04%) и 5 375 836,27р. стоимость проектных работ (61,96%), со сроком окончания подачи заявок до 06.05.2019, определив в конкурсной документации:. - требования о членстве участника закупки не только в саморегулируемой организации (далее СРО) в области архитектурно-строительного проектирования , но в СРО в области инженерных изысканий, - требования о предоставлении выписки из реестра членов СРО не только в области архитектурно-строительного проектирования, но в СРО в области инженерных изысканий, хотя изыскательские работы не являлись самостоятельным объектом закупки, исключив таким образом возможность претендовать на участие в конкурсе субъектов, которые имеют членство в СРО для выполнения проектных работ и в силу норм ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ хотя не имеют членство в
Решение № 190010-01-2021-001084-93 от 18.01.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)
а также о сроках оформления результатов такой приемки. В нарушение п. 2 ч. 3 ст. 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении конкурса не указаны требования, предъявляемые к участникам, такого конкурса (членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования), и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (выписка из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования ). В нарушение ч. 9 ст. 54.3 Закона о контрактной системе 24.05.2021 заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений конкурсной документации, изменяющие ее суть, поскольку в конкурсной документации содержится требование о предоставлении исключительно государственных контрактов на выполнение работ/оказание услуг по разработке проектной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, а в разъяснениях конкурсной документации заказчик говорит о том, что возможно представить и муниципальные контракты по разработке проектной документации на строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений.
Решение № 2-552/2022 от 12.10.2022 Анивского районного суда (Сахалинская область)
не признали, по основаниям, изложенным в уточненных письменных возражениях. Из письменных пояснений ответчика от 04 октября 2022 года следует, что 05 марта 2020 года на официальном портале государственных и муниципальных закупок были размещены извещения о проведении запроса котировок в электронной форме № (контракт №) и № (контракт №). В соответствии с пунктом 13 извещений к участникам осуществления закупки, в том числе предъявлялось требование о членстве потенциального исполнителя в саморегулируемой организации (далее - СРО) в области архитектурно - строительного проектирования . На момент размещения извещений ответчик являлся членом ассоциации «Объединение проектировщиков «Универсал Проект», являющейся СРО в области архитектурного проектирования, что подтверждается выпиской из реестра членов СРО № от 03 сентября 2019 года. Поскольку ответчику было известно, что при обследовании жилых домов в некоторых случаях возникает необходимость бурения скважин, что является изыскательскими работами, то с целью уточнения членом какого именно СРО: в области архитектурно–строительного проектирования или в области инженерных изысканий, должен являться потенциальный
Решение № 11-1196/19 от 30.10.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон). Выявленные нарушения содержались в действиях должностного лица заказчика, установившего порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика в электронном аукционе. УФАС признал требование конкурсной документации о членстве участника закупки в СРО в области инженерных изысканий не основанными на п.1ч.1 ст.31 Закона, нарушающими ч.6 ст.31 Закона, ограничивающими круг участников закупки- исключающими возможность участия в конкурсе лиц, являющихся членами СРО в области архитектурно-строительного проектирования и при этом не являющимися членами СРО в области инженерных изысканий. С указанной позицией УФАС России согласился районный суд, признав постановление УФАС России в отношении должностного лица —главыадминистрации Объединенного сельского поселения ФИО1 законным и обоснованным. Вместе с тем с такими выводами нельзя согласиться ввиду следующего. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса,