ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Существенные условия контракта - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение № АКПИ19-4 от 02.04.2019 Верховного Суда РФ
заказчик вправе расторгнуть такой контракт в одностороннем или судебном порядке, а также взыскать неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть внесенное в виде денежных средств обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней. Вместе с тем Законом о контрактной системе предусмотрена возможность внесения изменений в контракты, в том числе при изменении ставки НДС. Так, пунктами 2, 3 и 4 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном законодательстве о контрактной системе порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1186 (далее - постановление № 1186), и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Так, постановлением № 1186 установлены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных
Апелляционное определение № АЛЛ19-216 от 02.07.2019 Верховного Суда РФ
максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке; при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей и статьей 95 названного закона. Как видно из содержания Письма (абзацы четырнадцатый - двадцатый), Минфин России, давая разъяснения по вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки НДС, указал на предусмотренную Законом о контрактной системе возможность внесения изменений в контракты, в том числе при изменении ставки НДС. Так, существенные условия контракта (к которым относится и цена) могут быть изменены в установленном законодательством о контрактной системе порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет или превышает размер цены, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1186 «Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и
Определение № 070/06/104 от 25.12.2020 Верховного Суда РФ
удовлетворении требований, суды исходили из установленной по делу совокупности обстоятельств, свидетельствующих о наличии у антимонопольного органа оснований для вынесения оспариваемого решения. Так, суды отметили, что при подаче заявки на участие в аукционе общество предоставило недостоверную информацию о соответствии товара, предлагаемого для передачи в прокат, установленным заказчиком требованиям, что позволило ему стать победителем при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом общество, уклонившись и не оказав услуги по прокату текстильных изделий в полном объеме, нарушило существенные условия контракта . Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и (или) процессуального права, основаны на неверном толковании положений законодательства и связаны с оценкой фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, что не отнесено к полномочиям Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного
Определение № А60-12000/20 от 26.04.2021 Верховного Суда РФ
неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и подлежит уменьшению, общество обратилось в арбитражный суд. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 329, 330, 525, 526 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. При этом судебные инстанции исходили из того, что обществом были нарушены существенные условия контракта , что является грубым нарушением условий контракта; на общество правомерно возложена ответственность за нарушение обязательств в соответствии с пунктом 7.4.1 контракта; отсутствуют основания для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию общества по спору и не опровергают выводы судов, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела. Приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке, не подтверждают существенных
Определение № 309-ЭС21-10586 от 13.07.2021 Верховного Суда РФ
проектную документацию (пункт 2.3.2 контракта) и (или) при уменьшении лимитов бюджетных обязательств на период строительства (реконструкции) объекта (пункт 2.3.3 контракта), которые влекут изменения сроков, определенных графиком выполнения работ, и (или) уменьшение цены контракта. Между учреждением и обществом подписано дополнительное соглашение от 06.12.2019 № 1 к контракту (далее – дополнительное соглашение). Пунктом 1 дополнительного соглашения стороны договорились изменить виды и объемы работ, а также заменить локальные сметные расчеты. Ссылаясь на то, что подрядчиком изменены существенные условия контракта , дополнительное соглашение не было внесено в реестр контрактов, заключенных заказчиком, подрядчиком не были обоснованы и подтверждены исключительные основания для внесения изменений в контракт, заключенный в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71
Постановление № 13АП-25368/2022 от 26.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона №44-ФЗ) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение злоупотреблений в сфере закупок. Факт изменения существенных условий Контракта установлен судом, подтвержден материалами дела и не оспорен ГОКУ «УКС». В обоснование апелляционной жалобы Учреждение ссылается на то, что необходимость внесения изменений в существенные условия Контракта , обусловлена подготовкой Министерством образования Мурманской области корректировки технологического задания по объекту: «Школа на 800 мест по переулку Казарменному в городе Мурманске» в целях оптимизации работы Подрядчика по Контракту в части разработки проектной документации, для возможности привлечения субподрядчиков и оплаты их работ и дальнейшей возможности закупки строительных материалов. Правительством Мурманской области 13.12.2021 принято протокольное решение № 2 о внесении изменений в существенные условия Контракта в части изменения порядка оплаты. На основании протокольного решения
Решение № 7Р-75 от 03.10.2011 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)
ДД.ММ.ГГГГ (), № от ДД.ММ.ГГГГ (), № от ДД.ММ.ГГГГ (), № от ДД.ММ.ГГГГ (), № от ДД.ММ.ГГГГ (), извещений о проведении запроса котировок № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушение ч. 4 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № были допущены: 1. при проведении запроса котировок № «» в протоколе № заседания Единой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не были указаны существенные условия контракта , перечисленные в п. 1.5. проекта и в заключенном контракте (сроки выполнения работ, качество работ), не были указаны сведения об участнике размещения заказа, предложение, о цене контракта которое содержало лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем, 2. При проведении запроса котировок № «» в протоколе № заседания Единой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не были указаны существенные условия контракта, перечисленные в п. 1.5. проекта и в заключенном контракте (сроки выполнения работ, качество работ),
Решение № 7А-232/20 от 09.07.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)
2 статьи 34 этого же закона при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. Внесение изменений в существенные условия контракта , к которым, в том числе, относится срок его действия, возможно только в случаях, предусмотренных ст.ст. 34, 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Установлено, что администрация МО «Советский городской округ» 29 июля 2019 года заключила муниципальный контракт № на выполнение работ по благоустройству исторической части ул. <адрес> (далее - Контракт) с ООО «СТРОЙКОМ-МОНОЛИТ» с общей ценой Контракта 9 026 255,04 рублей.
Решение № 12-332/15 от 22.12.2015 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
финансового контроля Санкт-Петербурга №... от <дата> должностное лицо Исаев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Вина Исаева А.А. установлена в том, что в ходе подписания дополнительного соглашения от <дата> №... к Контракту заместителем председателя Комитета по строительству Исаевым А. АлексА.ем, замещавшим должность заместителя председателя Комитета по строительству на момент совершения административного правонарушения, изменены существенные условия Контракта , т.е. нарушены требования части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, а именно: <дата> между Комитетом по строительству и ООО «СПЭЛЛ» заключен государственный контракт №... на выполнение работ по завершению строительства поликлиники для взрослых по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> <адрес> и <адрес>. <адрес> (350 посещений в смену) (далее - Контракт). Цена Контракта, в соответствии с пунктом 3.1 Контракта составляет <...> рублей. Согласно пункту 2.2 Контракта конечный срок выполнения работ по контракту - не