ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования к аварийно спасательным формированиям - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Указ Президента РФ от 23.06.1998 N 720 "О присвоении квалификационного разряда Шабдурасулову И.В."
обязательными при проведении официальных соревнований по данному виду спорта среди команд поисково-спасательных (аварийно-спасательных) формирований в системе МЧС России на территории Российской Федерации. Результаты, показанные спортивными командами поисково-спасательных (аварийно-спасательных) формирований на соревнованиях по виду спорта "Многоборье спасателей МЧС России" (далее - соревнования), признаются действительными только в том случае, если они получены на официальных соревнованиях, оснащение и оборудование, дистанции и этапы которых соответствуют требованиям Правил, а также конкретных Положений и Условий их проведения. В настоящей редакции Правил приняты следующие сокращения и аббревиатуры: АСР - аварийно-спасательные работы АСФ - аварийно-спасательное формирование , которое содержится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или муниципальных образований АСИ - аварийно-спасательный инструмент АХОВ - аварийные химически опасные вещества ВОМО ВСКС - Всероссийская общественная молодежная организация Всероссийский студенческий корпус спасателей ВК - всероссийская категория ВКК - водолазная квалификационная комиссия ОК - организационный комитет ОПС - организация, проводящая соревнования ГАСИ - гидравлический аварийно-спасательный инструмент ГЗ - гражданская защита
"Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании" (утв. МЧС России 13.12.2012 N 2-4-87-30-14)
рабочих и служащих учреждений, предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, в целях подготовки их к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в повседневной деятельности. В программе изложены организация и методика обучения работников организаций, тематика, содержание занятий и расчет часов, а также требования к уровню знаний, умений и навыков работающего населения, прошедшего обучение. Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований составляет основу его обучения в целях поддержания готовности нештатных аварийно-спасательных формирований , входящих в состав сил ГО, к выполнению задач по предназначению, а также получения личным составом НАСФ знаний и умений по соблюдению мер безопасности. 1.2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ
Определение № А40-184344/20 от 13.12.2021 Верховного Суда РФ
в непринятии законного решения о проведении тренировочных учений на основании заявления командира войсковой части, и удовлетворили заявленные требования. При этом суды исходили из следующего: аварийно-спасательное формирование войсковой части аттестовано в порядке, установленном действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами; поданная командиром войсковой части заявка на проведение тренировочных учений и приложенные к ней документы в полном объеме соответствуют нормативным требованиям; в настоящее время межведомственный нормативный акт о порядке взаимодействия органов военного управления, ответственных за аттестацию аварийно-спасательных формирований Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России), с Росморречфлотом по вопросам аттестации аварийно-спасательных формирований Минобороны России не принят; правовое основание о включении в состав аттестационной комиссии Минобороны России представителей Росморречфлота отсутствует; вывода о том, что функционирование в Минобороне России подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации исключает обязанность по привлечению Росморречфлота к мероприятиям по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов, судебные акты не содержат. Приведенные Росморречфлотом доводы не подтверждают существенных
Определение № 15АП-17591/19 от 13.05.2020 Верховного Суда РФ
что количественные и качественные характеристики сил и средств НАСФ общества не соответствуют утвержденным приказом Минтранса России от 06.02.2017 № 33 Требованиям к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее – Требования № 33), и, как следствие, НАСФ общества не соответствуют обязательным требованиям, указанным в подпункте «е» пункта 12 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований , спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 (далее – Положение № 1091), суды пришли к выводу о том, что аттестационный орган обоснованно отказал в аттестации НАСФ общества. Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Федерального закона от
Постановление № 50-АД20-4 от 07.12.2020 Верховного Суда РФ
ЛПУМГ - филиале общества созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, в организационно-штатной структуре которых противопожарные формирования, отвечающие требованиям, предъявляемым названными выше нормами к такому виду формирований, отсутствуют. Добровольная пожарная охрана Омского ЛПУМГ - филиала общества создана в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», в ее полномочия не входит борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. Обучение члены этого формирования проходили по программе «Подготовка добровольных пожарных дружин», тогда как целью создания противопожарных формирований является борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, обучение необходимо проходить по программам подготовки к ведению аварийно- спасательных работ. Согласно пункту 2.3 Положения о добровольной пожарной охране Омского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» данное формирование осуществляет профилактику пожаров, спасение людей и имущества на пожарах, проведение аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим и участие в локализации
Постановление № 17АП-4215/15 от 18.05.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей. Из материалов дела следует, что ООО «Уралэкоресурс» создано профессиональное аварийно-спасательное формирование. В нарушение требований п.2 ст.7 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Закон №151-ФЗ) профессиональное аварийно-спасательное формирование создано при отсутствии на то оснований (отсутствие согласования с уполномоченным органом). Обществу предписано получить один из распорядительных документов, поименованных в п.2 ст.7 Закона №151-ФЗ, о создании профессионального аварийно-спасательного формирования (далее АСФ) ООО «Уралэкоресурс» (пункт 1 предписания). В нарушение требований п.п.2, 4 ст.9 Закона №151-ФЗ, пп. «в» п.12 Постановления Правительства РФ №1091 от 22.12.2011 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан,
Постановление № 17АП-16047/17-АК от 29.11.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год. Согласно представленному в материалы дела акту проведения учебно-тренировочных занятий от 20.12.2016 на эксплуатируемом предпринимателем объекте проведены совместные учения профессиональным аварийно-спасательным формированием с сотрудниками организации; в ходе учений были отработаны все теоретические и практические ситуации развитий аварий (л.д.15). Таким образом, учитывая проведение в декабре 2016 года учебно-тренировочных занятий и установленную Положением № 547 периодичность проведения тактико-специальных учений, оснований для требования по проведению тактико-специальных учений с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований у Министерства не имелось. Кроме того, в пункте 1 оспариваемого предписания и в акте проверки в качестве нарушения предпринимателю вменяется неполное представление документов о проведении тактико-специального учения (ТСУ) с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, отсутствие замысла проведения ТСУ, плана подготовки ТСУ. Вместе с тем, в качестве устранения выявленных нарушений предпринимателю предписано провести тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований. Учитывая формулировку выявленных нарушений, связанных с неполным
Постановление № А75-9799/16 от 22.12.2017 АС Западно-Сибирского округа
кодекса Российской Федерации (том 2 л.д.117-120), к Чайковскому Дмитрию Евгеньевичу, Носачу Максиму Валерьевичу, Егорову Валерию Алексеевичу, Трубицыну Владимиру Владимировичу, Владимировой Мариане Хачиковне, Никишиной Лилии Ильдусовне, Антоновой Ольге Альбертовне, Холод Екатерине Германовне со следующими требованиями: 1. Признать сведения, размещенные на интернет - сайте Федерального государственного автономного учреждения «Аварийно-спасательное формирование «Западно-Сибирская противофонтанная военизированная часть» по адресу http://www.oilfontan.ru, не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию ООО «Юграпромбезопасность». 2. Обязать авторов сведений Чайковского Д.Е., Носача М.В., Егорова В.А., Трубицына В.В., Владимирову М.Х., Никишину Л.И., Антонову О.А. в течение 5 рабочих дней с даты вступления в законную силу судебного решения опровергнуть не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию ООО «Юграпромбезопасность», путем размещения при техническом содействии Федерального государственного автономного учреждения «Аварийно-спасательное формирование «Западно-Сибирская противофонтанная военизированная часть» на период 14 календарных дней нижеуказанного опровержения на главной странице интернет-сайта по адресу: http://www.oilfontan.ru: «Опровержение информации, размещенной на официальном сайте Федерального государственного автономного учреждения «Аварийно-спасательное формирование «Западно-Сибирская противофонтанная военизированная
Постановление № 13АП-26383/2021 от 19.10.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
с тушением пожаров, не подлежит лицензированию (осуществляется на основании свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ). В рассматриваемом случае, предметом спорного Конкурса является оказание услуг по обеспечению аварийно-спасательной готовности в случае возникновения пожарной чрезвычайной ситуации, а также услуг аварийно-спасательных формирований при тушении пожаров в зданиях Учреждения. В пункте 2.1 раздела 2 Технического задания (часть IV Документации) установлены требования к характеристикам и объему услуг, в том числе пунктом 2.1.1 предусмотрено оказание силами профессиональных аварийно-спасательных формирований услуг по обеспечению аварийно-спасательной готовности в случае возникновения пожарной чрезвычайной ситуации, а также услуг аварийно-спасательных формирований при тушении пожаров (Приложение № 3), которые включают в себя: - деятельность по обеспечению готовности к привлечению и применению необходимых сил и средств в случае возникновения пожарной чрезвычайной ситуации; - обеспечение повышенной противопожарной готовности аварийно-спасательного формирования по заявке Заказчика путем организации временного присутствия части сил и средств формирования на территории Объекта; - обеспечение заданного объема аварийно-спасательных работ, связанных
Постановление № А33-15988/2021 от 17.02.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ). Вместе с тем, ФГКУ «27 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю», являясь подразделением МЧС России (пожарно-спасательной частью), не относится к аттестованным аварийно-спасательным службам либо аварийно-спасательным формированиям в сфере промышленной безопасности. При таких обстоятельствах, представленный заявителем договор не подтверждает соблюдение им требований законодательства о необходимости заключения договора с аварийно-спасательной службой или аварийно-спасательным формированием на обслуживание спорных котельных. Иных доказательств, подтверждающих соблюдение указанного требования, заявителем не представлено. Нарушение, указанное у пункте 3 оспариваемого предписания, выразившееся в отсутствии на рабочих местах персонала ОПО режимных карт по ведению водно-химического режима наладочными организациями при проведении пуско-наладочных после монтажа или режимно-наладочных работ в процессе эксплуатации, также подтверждается материалами дела и не опровергнуто заявителем. Пунктом 4 предписания от 22.03.2021 № 17/8 вменяется отсутствие подтверждения по разработке Производственных инструкций
Решение № 21-170 от 08.09.2017 Тульского областного суда (Тульская область)
на объекте; действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций; мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения; организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте. Должностным лицом Управления Ростехнадзора и судьей районного суда сделан правильный вывод о том, что в нарушение требований статьи 10 Федерального закона №116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», не в полном объеме осуществляются мероприятия по готовности к действиям (взаимодействию) по локализации и ликвидации последствий аварий организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, и профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований , с которыми заключен договор на обслуживание объектов, в частности отсутствуют документы, подтверждающие проведение учебных тревог, по возможным сценариям возникновения и развития аварий на объекте, содержащихся в плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий с участием аварийно-спасательного формирования Государственного учреждения Тульской области «Управление противопожарной службы». Представленный ООО <данные изъяты>» журнал
Решение № 2А-1591/18 от 05.07.2018 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)
обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; - в штате ЕДДС не предусмотрены дежурные службы «112». По результатам проверки Администрации выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», в срок до июня 2018 <Адрес> с вышеуказанными нарушениями не согласна, поскольку из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не следует, что на Администрацию возложены обязанности: по изданию постановлений, которые поименованы в акте проверки; по ведению учета созданных аварийно-спасательных служб и формирований организаций; по ведению реестра аварийно-спасательных служб и формирований муниципального района и изготовлению выписок из такого реестра; по изданию муниципального правового акта «Об итогах подготовки и обучения населения в области чрезвычайных ситуаций в 2016 г. и задачах на 2017 г.».