ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования к порядку предоставления грантов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Методические указания по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по кодам классификации расходов бюджетов" (утв. Минфином России)
федерального бюджета 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. 7.3.1. Изменения видов расходов Порядком на 2019 год предусмотрены следующие изменения видов расходов классификации расходов бюджетов: 2018 год 2019 год 632 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления 632 Субсидии (гранты в форме субсидий), подлежащие казначейскому сопровождению 633 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления 633 Субсидии (гранты в форме субсидий), не подлежащие казначейскому сопровождению 634 Иные субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) 634 Гранты иным некоммерческим организациям 812 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено
Определение № 308-ЭС21-6317 от 23.04.2021 Верховного Суда РФ
20 рабочих дней с даты получения претензии. Неисполнение предпринимателем указанного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд. Судами установлено, что предприниматель приобрела 5 голов крупного рогатого скота у ФИО2 (супруг) за 280 000 руб. (платежные поручения от 18.10.2017 № 1 на сумму 28 000 руб., 20.10.2017 № 2 на сумму 252 000 руб.). Удовлетворяя иск в указанной части, суды руководствовались положениями статей 1, 34, 78, 162, 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ростовской области от 14.02.2017 № 83 «О порядке предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса», принимая во внимание условия соглашения от 05.09.2017 № 113, признали доказанным несоблюдение предпринимателем условия соглашения в части приобретение 5 голов крупного рогатого скота у физического лица, состоящего с ним в родстве. При этом суды пришли к выводу, что остальная часть гранта реализована предпринимателем по целевому назначению. Отклоняя довод предпринимателя о необоснованном
Определение № 16АП-3978/19 от 29.07.2020 Верховного Суда РФ
расходования, выразившиеся в следующем: несоответствие предпринимателя критериям, установленным Порядком предоставления гранта, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 № 185-п, в части требования об отсутствия у претендента на получение гранта иной трудовой занятости, кроме руководства крестьянским (фермерским) хозяйством; приобретение предпринимателем на средства гранта крупного рогатого скота с нарушением условий соглашения о предоставлении гранта от 07.07.2017 № 40/17 и положений бизнес-плана, касающихся количества и качества животных. Удовлетворяя требования Главы КФХ ФИО1, суды руководствовались статьями 78, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормами Порядка предоставления гранта от 05.06.2012 № 185-п, условиями соглашения от 07.07.2017 № 40/17. Исследовав представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу,что на момент прохождения процедуры отбора претендентов и получения гранта предприниматель не осуществлял фактическую трудовую деятельность в ООО «Турксад». Вина предпринимателя в том, что после подачи заявления об увольнении 28.04.2017 он продолжал числиться работником общества, отсутствует. Причиной такой ситуации послужили недобросовестные действия работников ООО «Турксад», но не предпринимателя.
Решение № А42-213/2018 от 02.04.2018 АС Мурманской области
областного бюджета и бюджета Терского района предоставляются на конкурсной основе. Организатором конкурса является администрация Терского района. Для получения гранта субъекты малого и среднего предпринимательства или физическое лицо, соответствующее критериям конкурса и подавшее заявку на участие в конкурсе, представляют организатору конкурса заверенные печатью и подписью руководителя или главного бухгалтера (в случае если заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства - личной подписью) документы, перечисленные в пункте 3.9 Порядка. Разделом 4 Порядка установлены требования к порядку предоставления гранта . Так, пунктом 4.15 Порядка установлено, что организатор конкурса в течение 5 рабочих дней со дня принятия постановления о победителях конкурса и выполнения получателем гранта условий, предусмотренных пунктом 6.2 настоящего Порядка, готовит и направляет получателю гранта проект договора о предоставлении гранта с внесенными в него сведениями о получателе гранта. Договор должен содержать следующие условия: 1) согласие получателя гранта на осуществление проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления гранта, проводимых организатором конкурса;
Постановление № Ф09-6057/22 от 28.09.2022 АС Уральского округа
или получения от органа государственного финансового контроля информации о фактах нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных пунктом 39 Порядка о предоставлении гранта и (или) соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с Порядком о предоставлении гранта и (или) настоящим соглашением, недостоверных сведений, Министерство обязуется направлять получателю требование об обеспечении возврата гранта в бюджет Удмуртской Республики в размере и в сроки, определенные в указанном требовании в соответствии с пунктом 42 Порядка о предоставлении гранта . В случае получения от Министерства требования в соответствии с пунктом 4.1.7 соглашения, получатель обязуется возвратить в бюджет Удмуртской Республики грант в размере и в сроки, определенные в требовании, в соответствии с пунктами 39, 40, 41 Порядка о предоставлении гранта. С учетом вышеизложенного, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с доказанностью материалами дела неправомерности действий ответчика и как следствие возложение
Постановление № 17АП-4707/2022-АК от 26.05.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
или получения от органа государственного финансового контроля информации о фактах нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных пунктом 39 Порядка о предоставлении гранта и (или) соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с Порядком о предоставлении гранта и (или) настоящим соглашением, недостоверных сведений, Министерство обязуется направлять получателю требование об обеспечении возврата гранта в бюджет Удмуртской Республики в размере и в сроки, определенные в указанном требовании в соответствии с пунктом 42 Порядка о предоставлении гранта . В случае получения от Министерства требования в соответствии с пунктом 4.1.7 соглашения, получатель обязуется возвратить в бюджет Удмуртской Республики грант в размере и в сроки, определенные в требовании, в соответствии с пунктами 39, 40, 41 Порядка о предоставлении гранта. Однако в нарушение пункта 42 Порядка денежные средства, подлежащие возврату в бюджет Удмуртской Республики, ответчиком не перечислены. Учитывая вышеизложенное, суд пришел обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований,
Постановление № 17АП-11913/2022-АК от 25.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
со дня подписания акта проверки направляет кооперативу требование о возврате гранта (пункт 4.3.1 Порядка); - требование о возврате гранта должно быть исполнено кооперативом в течение одного месяца со дня его получения (пункт 4.3.2 Порядка); - в случае невыполнения кооперативом в срок, установленный пунктом 4.3.2 настоящего Порядка, требования о возврате гранта Министерство обеспечивает взыскание гранта в судебном порядке (пункт 4.3.3 Порядка). Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции справедливо учел следующее. Из представленных в материалы дела документов следует, что во исполнение пункта 3.1.13.3 Порядка с заявкой о предоставлении гранта Кооператив представил копию Протокола общего собрания членов сельскохозяйственного сбытового перерабатывающего потребительского кооператива от 14.04.2016 № 3, согласно которому принято решение о формировании неделимого фонда. Судами установлено, что сельскохозяйственный потребительский сбытовой перерабатывающий кооператив «Агробизнес» образовался путем создания 17.02.2016, в период с 19.06.2016 по 15.01.2018 председателем кооператива являлся ФИО3 Решением общего собрания СПК «Агробизнес» от 15.01.2018 на основании личного заявления ФИО3 о его добровольном
Решение № 3А-339/2021 от 21.09.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Согласно Порядку предоставления субсидий и грантов , настоящий Порядок определяет цели, условия и порядок предоставления за счет средств областного бюджета Ленинградской области субсидий и грантов в форме субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные
Решение № 3А-372/2021 от 21.10.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)
что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Согласно Порядку предоставления субсидий и грантов , настоящий Порядок пределяет цели, условия и порядок предоставления субсидий и грантов в форме субсидий из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги)
Решение № 3А-219/2022 от 25.04.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)
проекта. Согласно абзацу пятому пункта 5.1.3 Требований № 142 в редакции, действующей на день принятия решения суда – 25 апреля 2022 года, Грант предоставляется при условии софинансирования социальным предприятием расходов, связанных с реализацией проекта в сфере социального предпринимательства, или молодым предпринимателем расходов, связанных с реализацией проекта в сфере предпринимательской деятельности, в размер не менее 25% от размера расходов, предусмотренных на реализацию таких проектов и указанных в пунктах 5.1.6 и 5.1.7 названных Требований. Пунктами 2.4, 2.4.6 Порядка предоставления грантов № 791-п в первоначальной редакции установлено, что для участия в конкурсном отборе участник конкурсного отбора в течение срока, указанного в объявлении о конкурсном отборе, представляет в Агентство следующие документы: - документы, подтверждающие наличие денежных средств в размере не менее 50% от размера расходов, предусмотренных на реализацию Социального проекта: заверенная кредитной организацией, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, выписка с расчетного счета субъекта МСП и (или) кредитный договор (договор займа) или решение
Решение № 2А-2711/2021 от 23.08.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)
предоставления из бюджета города Омска грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на финансовое обеспечение образовательных услуг, оказываемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - гранты), категории получателей грантов, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления грантов и ответственность за их несоблюдение. В качестве нормативных положений, не соответствующих требованиям законодательства прокурором квалифицированы пункт 37 Порядка предоставления грантов , который предусматривает, что получатель гранта, отказавшийся от заключения соглашения, не может претендовать на получение гранта в последующие три года, а также п/п 6 п. 12 Порядка предоставления грантов, который предусматривает в качестве основания для отказа в предоставлении гранта истечение менее трех лет с момента отказа в заключении соглашения. Процессуальный истец полагает, что названными нормативными положениями предусмотрены чрезмерные условия для отказа в предоставлении гранта, а также самовольно установлены запреты на
Апелляционное определение № 66А-1774/2022 от 16.08.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции
нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы социальных предприятий, претендующих на получение мер государственной поддержки в области развития малого и среднего предпринимательства. Исходя из изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда и принятия в отмененной части нового решения, об удовлетворении требований административного искового заявления и признании недействующим пункта 2.4.6 Порядка предоставления грантов в форме субсидии социальным предприятиям из бюджета Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14 октября 2021 года № 791-п. Определяя момент, с которого в оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50, считает, что она