ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования к проекту межевания земельных - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минэкономразвития России от 03.08.2011 N 388 (ред. от 11.02.2014) "Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2011 N 21825)
обороте земель сельскохозяйственного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 10, ст. 758; N 30, ст. 3098; 2007, N 7, ст. 832; 2008, N 20, ст. 2251; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 5; N 19, ст. 2283; 2011, N 1, ст. 32, 47) приказываю: Утвердить прилагаемые требования к проекту межевания земельных участков. Врио Министра И.Е.МАНЫЛОВ Утверждены Приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011 N 388 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Список изменяющих документов (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 11.02.2014 N 55) I. Общие положения 1. Требования к проекту межевания земельных участков (далее - Требования) устанавливают правила оформления проекта межевания земельных участков (далее - Проект межевания). 2. Проект межевания подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, выделяемых в счет земельной доли (земельных долей),
Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 02.02.2015 N 10-0161-КЛ "Об осуществлении проверки проекта межевания земельных участков" (вместе с <Письмом> Росреестра от 14.01.2015 N 14-00244/15)
кадастровую деятельность, за внесение заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования (если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния); административная ответственность кадастрового инженера за внесение заведомо ложных сведений в проект межевания земельных участков названным кодексом не предусмотрена. Также отмечаем, что в письме от 23.09.2014 N 14-исх/10758-ГЕ/14, направленном в Минэкономразвития России, учитывая приказ Минэкономразвития России от 11.02.2014 N 55 "О внесении изменений в требования к проекту межевания земельных участков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 3 августа 2011 г. N 388" (далее - приказ), Росреестр высказал мнение о возможности исключения пункта 47 Требований к проекту межевания земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011 N 388. (До настоящего времени позиция Минэкономразвития России по данному вопросу (в том числе соответствующий проект приказа Минэкономразвития России) в Росреестр не поступила.) Начальник Управления методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Н.С.ЛЕЩЕНКО
Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 02.05.2012 N КЛ-745/2012 "О применении норм Федерального закона N 101-ФЗ" (вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 11.04.2012 N Д23и-1079 "О применении норм Федерального закона N 101-ФЗ")
счет земельной доли при отсутствии утвержденного общим собранием участников долевой собственности местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка. Если, в соответствии с ранее установленным порядком, извещение о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли было опубликовано до 1 июля 2011 года и заявление о постановке на государственный кадастровый учет такого земельного участка было подано до вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 3 августа 2011 г. N 388 "Об утверждении требований к проекту межевания земельного участка", постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется в порядке, действовавшем до 1 июля 2011 года. Если заявление о поставке на кадастровый учет соответствующего земельного участка, образуемого путем выдела в счет земельной доли, было подано в орган кадастрового учета с 4 октября 2011 года, то есть со дня вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 3 августа 2011 г. N 388 "Об утверждении требований к проекту межевания земельного участка", кадастровый учет
Письмо Росреестра от 26.04.2017 N 14-04852/17 <О рассмотрении обращения>
18 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (далее - Требования), межевой план в виде XML-документа не обеспечил считывание и контроль представленных данных, об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, в том числе в связи с нарушением пунктов 75, 76 Требований, а также Требований к проекту межевания земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011 N 388 (далее - Требования к проекту межевания). Согласно пункту 75 Требований раздел "Схема расположения земельных участков" межевого плана (далее - Схема) оформляется на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об определенной территории, содержащих картографические изображения, либо с использованием картографического материала. При этом изображение должно обеспечивать читаемость Схемы, в том числе местоположения земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы. Схема предназначена для отображения местоположения земельных участков относительно смежных земельных участков, границ кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными
Определение № 15АП-22193/18 от 19.06.2019 Верховного Суда РФ
которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Разрешая спор, суды руководствовались статьями 191, 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 13, 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 21, пунктом 24 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктами 3, 4 Требований к проекту межевания земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011 № 388 и исходили из того, что в течение установленного пунктом 12 статьи 13.1 Закона № 101-ФЗ срока в адрес кадастрового инженера и орган кадастрового учета обществом были направлены возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого предпринимателем в счет земельной доли земельного участка, что является препятствием для выдела земельного участка и осуществления его кадастрового учета. При указанных обстоятельствах, суды обоснованно не усмотрели оснований для признания
Определение № А35-3003/18 от 14.03.2022 Верховного Суда РФ
первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили по правилам статей 71 и 82 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, приняли во внимание результаты судебных экспертиз, руководствовались статьями 12, 209, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11.2, 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Требованиями к проекту межевания земельных участков, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.08.2011 № 388, разъяснениями, приведенными в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», и исходили из следующего: согласно выпискам из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 46:27:040301:40, 46:27:040301:41, 46:27:040301:43, принадлежащие Обществу на
Определение № 309-ЭС21-23284 от 15.12.2021 Верховного Суда РФ
силу которого общество «БашАнтэк» уступает свои права и обязанности обществу «Стройинвест» по договору о развитии застроенной территории. На основании указанного соглашения об уступке прав, 15.12.2015 между Администрацией, обществом «БашАнтэк» и обществом «Стройинвест» заключено соглашение о перемене лиц по договору о развитии застроенной территории. В соответствии с требованиями пункта 3.1.3 договора о развитии застроенной территории обществом «Стройинвест» подготовлен проект планировки и проект межевания застроенной территории, который утвержден постановлением Администрации от 10.12.2015 № 4111. В целях исполнения своих обязательств по договору о развитии застроенной территории на основании пункта 4 соглашения об уступке прав от 11.11.2015 общество «Стройинвест» возместило обществу «БашАнтэк» понесенные последним расходы на освоение земельного участка в сумме 3 976 771 руб. 88 коп. Обществом «Стройинвест» обществу «БашАнтэк» также возмещены расходы в сумме 3 036 000 руб., понесенные последним за право заключить договор о развитии застроенной территории в соответствии с пунктом 3.1.1 договора. Как указало общество «Стройинвест», в ходе исполнения договора
Апелляционное определение № 78-АПА19-7 от 15.05.2019 Верховного Суда РФ
апреля 2017 г. - с Нормативами градостроительного проектирования Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт- Петербурга от 11 апреля 2017 г. № 257, устанавливающими аналогичные требования в части обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениях (исходя из расчета на 1000 жителей - 61 место с радиусом обслуживания 300 м). Оспариваемым постановлением предусмотрено размещение многоквартирных жилых домов со встроенными коммерческими детскими дошкольными учреждениями на 30 мест в каждом (на участках с условными номерами 23 (Институтский пр., д. 16, корп. 1) и 87 (Светлановский пр., д. 15). Проект планировки и проект межевания территории противоречат обосновывающим материалам, на публичные слушания не выносились. Решением Санкт-Петербургского городского суда от 3 декабря 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: Постановление № 1602 признано не действующим со дня вступления в законную силу судебного акта в части земельного участка с кадастровым номером 78:36:0005353:8, условный номер 87, расположенного по адресу: Санкт- Петербург, Светлановский пр., д. 15, литера А, а также в части
Решение № АКПИ21-337 от 08.07.2021 Верховного Суда РФ
статьи 51 ГрК РФ). Таким образом, вопреки доводам административного истца, проходящие по земельному участку красные линии не могут не приниматься во внимание застройщиком при проектировании и строительстве на данном земельном участке, а также уполномоченным на выдачу разрешения на строительство органом, осуществляющим проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству (реконструкции), установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Выявленное уполномоченным органом несоответствие ограничениям, установленным законодательством Российской Федерации, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Положения пунктов 4.1 и 4.3 Инструкции не содержат иных, отличных от предусмотренных ГрК РФ документов, на основании которых устанавливаются и разрабатываются красные линии. Анализ указанных норм ГрК РФ позволяет сделать вывод о том,
Постановление № А66-15033/13 от 23.05.2022 АС Тверской области
межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей. Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает. Требования к проекту межевания земельных участков во исполнение пункта 3 статьи 13.1 Закона № 101-ФЗ утверждены приказом Министерства экономического развития России от 03.08.2011 № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков». Пунктом 5 статьи 13.1 Закона № 101-ФЗ установлено, что проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей. Одновременно с
Постановление № А44-5925/16 от 01.02.2017 АС Новгородской области
определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает. Требования к проекту межевания земельных участков во исполнение пункта 3 статьи 13.1 Закона № 101-ФЗ утверждены приказом Министерства экономического развития России от 03.08.2011 № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков» (далее - Требования). Пунктом 5 статьи 13.1 Закона № 101-ФЗ установлено, что проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных
Постановление № А71-8073/20 от 13.01.2022 АС Уральского округа
и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется. В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона № 101-ФЗ, если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей. Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН (пункт 3 статьи 13.1 Федерального закона № 101-ФЗ). Согласно пункту 9 статьи 13.1 Федерального закона № 101-ФЗ проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованиюс участниками долевой
Решение № 2(2)-211/2021 от 30.06.2021 Приволжского районного суда (Самарская область)
межевания земельного участка в газете «Волжская коммуна» № 52(31051) от 09.04.202I года и в газете «Чагринские зори» №13(948б) от 09.04.202I года. В адрес кадастрового инженера от представителя ответчика ФИО2 поступило возражение. Ответчик в обоснование возражений относительно местоположения участка в счет земельных долей указал, что выделяемый земельный участок приводит к вклиниванию, образуется в центре исходного земельного участка, в связи с чем, рациональное использование исходного земельного участка становиться невозможным. Кроме этого, кадастровым инженером нарушены требования к проекту межевания земельных участков, а именно - проект не прошит и не скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера, отсутствует нумерация, подпись заказчика на титульном листе. Возражения ответчика истец считает необоснованными и незаконными, поскольку образование земельного участка осуществлялось путем индивидуального согласования местоположения границ выделяемого земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 Закона. Земельный участок общей площадью 421000 кв.м., образуемый путем выдела в счет 12/119 долей в праве общей долевой собственности на
Решение № 2-922/2013 от 25.09.2013 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)
кадастровым номером №, в объявлении заявлены 2 собственника, тогда как в Проекте указаны 3 собственника. При этом отличается информация и в самих публикациях: в газете «Тихорецкие вести» № 48/16438 от 07.05.2013 года заказчиком кадастровых работ указана ФИО3 в газете «Тихорецкие вести» № 51/16441 от 18 мая 2013 заказчиком этих же работ указана ФИО1 Кроме перечисленных нарушений Закона, при ознакомлении с Проектом (в день проведения общего собрания 19.06.2013) кадастровый инженер ФИО20 грубо нарушила Требования к проекту межевания земельных участков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011 № 338, что также является основанием для признания Проекта недействительным по следующим основаниям. В соответствии с п. 27 Требований в пояснительной записке должны быть указаны сведения о соответствии образуемых земельных участков предельным (минимальным, максимальным) размерам, установленных действующим законодательством, тогда как в «Пояснительной записке» Проекта (л-3) указанные сведения - отсутствуют. В соответствии с п. 27 Требований пояснительная записка должна содержать расчет размеров образуемых и измененных земельных
Решение № 2(2)-210/2021 от 30.06.2021 Приволжского районного суда (Самарская область)
проекта межевания земельного участка в газете «Волжская коммуна» № 52(31051) от 09.04.202I года и в газете «Чагринские зори» №(948б) от 09.04.202I года. В адрес кадастрового инженера от представителя ответчика поступило возражение. Ответчик в возражении относительно местоположения участка в счет земельной доли, в обоснование возражения указал, что выделяемый участок приводит вклиниванию, образуется в центре исходного земельного участка, в связи с чем, рациональное использование исходного земельного участка становиться невозможным. Кроме этого, кадастровым инженером нарушены требования к проекту межевания земельных участков, а именно проект не прошит и" не скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера, отсутствует нумерация, подпись заказчика на титульном листе. Возражение ответчика истец считает необоснованными и незаконными, поскольку образование земельного участка осуществлялось путем индивидуального согласования местоположения границ выделяемого земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 Закона, земельный участок общей площадью 1030000 кв.м., образуемый путем выдела в счет 5/20 долей в праве общей долевой собственности на земельный
Решение № 2-1722/2022 от 30.06.2022 Омского районного суда (Омская область)
что истец обратился ООО «Азимут» для проведения последним работ по выделению долей земельных участок из земельного участка с кадастровым номером №, площадь выделяемого земельного участка была определена 215 176 кв.м., что соответствовало долям земельных участков, право собственности на которые было зарегистрировано за ФИО1 ООО «Русское поле» не лишено возможности обратиться за выделом своей доли, ФИО1 обратился ранее и подготовлен был проект межевания земельного участка. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № установлены основные требования к проекту межевания земельных участков, из которых следует, что в проекте никаких координат характерных точек земельного участка указано не должно быть, так как это только проект и после согласования координаты могут меняться, они уже указываются в межевом плане. Считает возражения ООО «Русское поле» не обоснованными, вклиниваний и вкрапливаний в основной земельный участок нет, так как его границы не установлены и носят декларативный характер. Также вклинивания нет, так как сформированные земельные участки соприкасаются с другими земельными участками,
Апелляционное определение № 33-6702/18 от 18.12.2018 Белгородского областного суда (Белгородская область)
иска. Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде (пункт 15 статьи 13.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). При рассмотрении настоящего дела судом ответчик обосновал причины его несогласия с предложенным местоположением границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка. В решении суд указал, что кадастровым инженером допущены нарушения приказа Минэкономразвития России от 3 августа 2011 г. № 388 « Требования к проекту межевания земельных участков». В частности, проект межевания не утвержден собственником, т.к. на титульном листе отсутствует ее подпись или подпись ее представителя. В проекте межевания в перечне документов, использованных кадастровым инженером при подготовке проекта, указана выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № от 25 мая 2017 г., но такой документ в проекте межевания отсутствует. Вопрос соответствия проекта межевого плана положениям приказа Минэкономразвития России от 3 августа 2011 г. №