ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования промышленной безопасности к зданиям - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977 (ред. от 12.02.2014) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики"
Таксировщик перевозочных документов II категории: среднее профессиональное образование и стаж работы в должности таксировщика перевозочных документов не менее 2 лет. Таксировщик перевозочных документов: среднее (полное) общее образование и индивидуальное обучение не менее 3 месяцев без предъявления требований к стажу работы. III. Квалификационные характеристики должностей работников атомных станций ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГЛАВНЫЙ ИНСПЕКТОР Должностные обязанности. Организует проведение работ по контролю обеспечения ядерной, радиационной, промышленной, экологической, энергетической и пожарной безопасности атомной станции (АС), санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности при обращении с ядерными материалами и радиоактивными веществами. Осуществляет надзор за выполнением персоналом АС обязанностей по обеспечению безопасности и охраны труда на всех этапах жизненного цикла станции. Контролирует техническое состояние оборудования, систем управления и электроснабжения, систем и средств пожаротушения, зданий и сооружений АС. Составляет заключения о соответствии технических проектов и технологических процессов требованиям правил и норм безопасности использования атомной энергии и охраны труда. Организует работу по рассмотрению и учету предписаний органов государственного регулирования безопасности, обеспечивает контроль
Приказ Ростехнадзора от 11.04.2016 N 144 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах"
промышленной безопасности при обосновании безопасности ОПО. 9. На различных стадиях жизненного цикла ОПО основная цель анализа риска аварий достигается постановкой и решением соответствующих задач в зависимости от необходимой полноты анализа опасностей аварий, которая определяется требованиями разработки декларации промышленной безопасности, специальных технических условий, обоснования безопасности ОПО, отчета о количественной оценке риска аварий и иных документов, использующих результаты анализа риска аварий. 10. На стадии обоснования инвестиций, проектирования, подготовки технической документации или размещения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий: проведение идентификации опасностей аварий и качественной и (или) количественной оценки риска аварий с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население, имущество и окружающую среду; обоснование оптимальных вариантов применения технических и технологических решений, размещения технических устройств, зданий и сооружений, составных частей и самого ОПО с учетом расположения близлежащих объектов производственной и транспортной инфраструктуры, особенностей окружающей местности, а также территориальных зон (охранных, санитарно-защитных, жилых, общественно-деловых, рекреационных); использование сведений об опасностях аварий при
Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 4 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики"
опыта организации ремонтного обслуживания, развитию рационализаторства. Участвует в проведении аттестации рабочих мест на соответствие требованиям правил по охране труда, разработке и выполнении мероприятий по улучшению условий труда, повышению культуры производства. Контролирует своевременность прохождения подчиненным персоналом проверки знаний, медицинских осмотров, обучения с отрывом от производства в специализированных подразделениях (организациях) в соответствии с утвержденными планами и графиками. Должен знать: организационно-распорядительные, нормативные, методические документы, регламентирующие деятельность участка по ремонту энергетического оборудования, зданий и сооружений; Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации; правила промышленной безопасности (Госгортехнадзора России); Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями, используемыми при ремонте и монтаже энергетического оборудования; положения и инструкции о расследовании и учете аварий и других технологических нарушений, несчастных случаев на производстве; Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации; технические характеристики, назначение, территориальное расположение закрепленных за руководимым участком оборудования, зданий и сооружений; технологию ремонта, демонтажа и испытаний оборудования; порядок вывода оборудования, зданий и сооружений
Определение № 11АП-1374/19 от 23.10.2019 Верховного Суда РФ
проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; непроведении экспертизы промышленной безопасности на здания ГРП, предназначенные для осуществления технологических процессов, при отсутствии в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания ГРП. Признавая названные пункты предписания законными, суды, руководствуясь положениями статей 9, 13 Закона № 116-ФЗ, Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, пришли к выводу о наличии соответствующих требований промышленной безопасности к зданиям и сооружениям общества. В пунктах 46, 65, 122, 205 предписания заявителю вменяется отсутствие технологических регламентов на ОПО и их разработка отдельно для каждой газораспределительной станции. Принимая во внимание, что в качестве ОПО выступают не отдельные газораспределительные станции, а зарегистрированный в установленном порядке ОПО с учетом технических устройств и сооружений, вошедших в его состав, руководствуясь Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденными приказом
Постановление № 13АП-6620/2014 от 30.06.2015 Верховного Суда РФ
№ А21-9438/2013, судья считает, что судебные акты подлежат изменению. Как установлено судами, управлением на основании распоряжения от 18.09.2013 № К-1064-пр проведена плановая выездная проверка с целью осуществления контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и технических регламентов при эксплуатации опасного производственного объекта (далее - ОПО) – «сеть газопотребления ИП Павлов Б.Н.», расположенного по адресу: город Калининград, улица Лермонтова, дом 7, (регистрационный номер А21-06160-0001), в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), Федерального закона от 22.04.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9, Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 25.03.2010 № 37-ст. По результатам проведенной проверки 22.10.2013
Постановление № А57-33088/16 от 16.08.2017 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
№ 538 заключение экспертизы должно содержат результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, на соответствие которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности. Экспертиза проводится на соответствие объекта экспертизы требованиям положений нормативных правовых актов в области промышленной безопасности. Экспертиза зданий и сооружений в силу абзаца 7 пункта 7 ФНИП № 538 проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям. Однако требования промышленной безопасности к зданиям и сооружениям на ОПО не установлены. Таким образом, правовой механизм проведения экспертизы промышленной безопасности скважин отсутствует, из чего следует, что проведение экспертизы невозможно и для этого не нужно обращаться к эксперту. Согласно части 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности устанавливает, что экспертизе промышленной безопасности подлежит документация: на консервацию, ликвидацию и техническое перевооружение ОПО; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию ОПО. Кроме вышеуказанной документации экспертизе подлежат
Постановление № А12-43536/2017 от 20.03.2018 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
того, что решением арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2018 по делу №А12-43537/2017 отказано в удовлетворении требований общества о признании недействительным предписания Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 29.09.2017 № 06-106/17. Довод о том, что в акте и предписании не указано в чем выражено нарушение обществом требований, кем приняты эти требования, какая именно норма требований нарушена заявителем опровергается содержанием имеющегося в материалах дела предписания от 20.06.2017 № 06-61/17 (т.1, л.д. 66-70). Довод о том, что требования промышленной безопасности к зданиям и сооружениям, указанным в подпунктах 1-5 предписания от 20.06.2017 № 06-61/17, не установлены, апелляционной коллегией не принимается ввиду следующего. Согласно пункту 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе, в том числе
Постановление № А40-4224/16 от 06.10.2016 АС Московского округа
№ 538 заключение экспертизы должно содержат результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, на соответствие которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности. Экспертиза проводится на соответствие объекта экспертизы требованиям положений нормативных правовых актов в области промышленной безопасности. Экспертиза зданий и сооружений в силу абзаца 7 пункта 7 ФНИП № 538 проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям. Однако требования промышленной безопасности к зданиям и сооружениям на ОПО не установлены. Таким образом, правовой механизм проведения экспертизы промышленной безопасности зданий ГРП и котельных отсутствует, из чего следует, что проведение экспертизы невозможно и для этого не нужно обращаться к эксперту. Согласно части 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности устанавливает, что экспертизе промышленной безопасности подлежит документация: на консервацию, ликвидацию и техническое перевооружение ОПО; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию ОПО. Кроме вышеуказанной
Решение № А81-10724/18 от 19.02.2019 АС Ямало-Ненецкого АО
на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия таким обязательным требованиям. Исходя из доводов заявителя, для безопасной эксплуатации опасного производственного объекта Общество руководствуется требованиями Правил безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.11.2013 N 520 и Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 N 538. Однако ФНиП N 520, устанавливающие требования промышленной безопасности к зданиям и сооружениям опасных производственных объектов магистральных трубопроводов, не предусматривают такой формы оценки как экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений опасных производственных объектов магистральных трубопроводов. В соответствии с пунктом 3 Правила предназначены для применения при: а)разработке технологических процессов, проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО МТ; б) изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО МТ; в)проведении экспертизы промышленной безопасности: документации на консервацию, ликвидацию,
Решение № А60-38273/17 от 10.10.2017 АС Свердловской области
в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации указанных объектов. Управление указало, что обществом нарушены (не соблюдены) требования ст. 9, 13 Закона № 116-ФЗ и п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538. Возражая управлению, общество ссылалось на то, что Закон № 116-ФЗ не предусматривает обязанности проведения экспертизы промышленной безопасности газопроводов и зданий на ОПО и не устанавливает требования промышленной безопасности к зданиям и сооружениям. Таким образом, по мнению общества, проведение экспертизы для них не требуется. Согласно ст. 1 Закона № 116-ФЗ технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте – это машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта. Вместе с тем данное определение является общим, относящимся к любым опасным производственным объектам, на которые распространяется действие Закона № 116-ФЗ. При этом газопроводы в данном определении не
Решение № 12-193/18 от 10.05.2018 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)
Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538 (далее по тексту – ФНИП № 538), определено, что при проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, представленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах (пункт 21). Экспертиза зданий и сооружений в силу абзаца 7 пункта 7 ФНИП № 538 проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям. Однако требования промышленной безопасности к зданиям и сооружениям на опасном производственном объекте не установлены. Таким образом, правовой механизм проведения экспертизы промышленной безопасности зданий котельных отсутствует, из чего следует, что проведение экспертизы невозможно и для этого не нужно обращаться к эксперту. Кроме того, Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, не предусматривает такой формы оценки соответствия, как экспертиза промышленной безопасности зданий котельных, эксплуатируемых на опасном производственном объекте. Отсутствует аттестация по
Решение № 2А-477/20 от 29.05.2020 Мясниковского районного суда (Ростовская область)
технического диагностирования, а оценка фактического состояния зданий и сооружений - по результатам обследований. Согласно пп.8 п.26 Правил № 538, заключение экспертизы должно содержат результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, на соответствие которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности. Экспертиза зданий и сооружений в силу абз.7 п.7 Правил № 538 проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям. Однако требования промышленной безопасности к зданиям и сооружениям на ОПО не установлены. Таким образом, правовой механизм проведения экспертизы промышленной безопасности зданий котельных отсутствует, из чего следует, что проведение экспертизы невозможно. Часть 1 ст.13 Закона о промышленной безопасности не устанавливает случаи, при которых необходимо провести экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружение на ОПО, в отличие от случаев, установленных в отношении технических устройств. В соответствии с абз.3 п.7 Правил №, здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов,
Решение № 2-748/15 от 28.05.2015 Североморского районного суда (Мурманская область)
безопасной эксплуатации зданий и сооружений на опасных производственных объектах не требуется. Таким образом, провести экспертизу промышленной безопасности здания котельной инв. № 4 в/г № 2 *** не представляется возможным, поскольку требования Технического регламента, как и ГОСТ 31937-2011, не распространяются на здания, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, то есть не распространяются на здание котельной, и, следовательно, необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности отсутствует. Указали, что нормативно-технические документы, которые бы устанавливали требования промышленной безопасности к зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в настоящее время отсутствуют. Требования к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий поднадзорных промышленных производств и объектов (обследования строительных конструкций специализированными организациями) не является обязательными к применению. При этом требования о продлении срока безопасной эксплуатации зданий, которые являлись обязательными при проведении экспертизы промышленной безопасности зданий, в настоящее время отменены. В связи с отсутствием обязательных требований промышленной безопасности к зданиям котельных, а так же иных требований, определяющих необходимость