ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 23 января 2020 г. N АПЛ19-508 Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Манохиной Г.В., членов коллегии Зайцева В.Ю., Ситникова Ю.В., при секретаре Г. с участием прокурора Масаловой Л.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о признании не действующими в части пунктов 3, 11 Правил определения нормативов накопления твердыхкоммунальныхотходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269, по апелляционной жалобе К. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. по делу N АКПИ19-543, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: в соответствии с Федеральным законом от 25
от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Утверждение апелляционной жалобы о том, что инвестиционные программы в рассматриваемой сфере деятельности являются основанием для учета в составе тарифов закладываемых расходов, и, следовательно, подлежат утверждению лишь для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, противоречит содержанию статьи 24.13 Федерального закона об отходах производства и потребления, раскрывающей требования к инвестиционным программам в области обращения с твердымикоммунальнымиотходами и не содержащей такого ограничительного условия. Принятое решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с требованиями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется. Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Российской Федерации - без
требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления закрытого акционерного общества "Верхневолжская управляющая компания" о признании недействующим пункта 22 формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердымикоммунальнымиотходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, отказать. Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С.РОМАНЕНКОВ Судьи Верховного Суда Российской Федерации Ю.Г.ИВАНЕНКО В.С.КИРИЛЛОВ ------------------------------------------------------------------
соответственно поселения и муниципального района участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов и участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердыхкоммунальныхотходов на территориях соответствующих муниципальных районов, это не может само по себе служить препятствием для проверки Конституционным Судом Российской Федерации конституционности оспариваемых законоположений, поскольку, закрепляя содержание подлежащих обязательному решению на уровне соответствующих муниципальных образований вопросов местного значения, они как в прежней, так и в ныне действующей редакции служат нормативно-правовым основанием для установления объема и содержания полномочий и финансовых обязательств органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Соответственно, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются пункт 18 части 1 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в какой на основании содержащихся
оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не подписал, согласно пункту 8 (18) Правил услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и оплачивается потребителем по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу исходя из нормативов накопления отходов; Общество доказало факт оказания в спорный период соответствующих услуг по обращению с твердымикоммунальнымиотходами в интересах ответчика, в связи с чем последний обязан оплатить фактически оказанные услуги по утвержденным тарифам и нормативам накопления. Суд кассационной инстанции согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций. Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации о п р е д е л и л: отказать
а именно: «5.1. Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», расчетным путем, исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в j-м многоквартирном доме исполнителя и нормативов накопления твердыхкоммунальныхотходов, выраженных в количественных показателях объема». Товарищество обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также на нарушение оспариваемыми судебными актами его прав и законных интересов в результате неправильного применения и толкования судами норм материального и процессуального права. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения
договора от 09.01.2019 № КРО-2019-0005029 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с изложением его в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 “Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов”, следующим способом: расчетным путем исходя из массы твердыхкоммунальныхотходов». Решением Арбитражного суда Московской области от 12.05.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.11.2020, иск удовлетворен. Общество «Каширский региональный оператор» 29.12.2020 обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой (поименованной надзорной), в которой просит решение от 12.05.2020, постановление от 08.09.2020 и постановление от 24.11.2015 отменить, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права, повлиявшие на исход дела, и направить дело на новое рассмотрение.
со стороны АО «ММРП» ответчику были оказаны следующие услуги согласно нижеуказанным счетам-фактурам: по счету-фактуре № 920308 от 04.03.2020 (услуги портального крана для нужд судна НИС «Бавенит», услуги рабочей силы) на сумму 12 715 руб. 20 коп.; по счету-фактуре № 2000402 от 04.03.2020 (услуги по содержанию и обслуживанию нестационарных причальных постов для снабжения водой судна НИС «Бавенит») на сумму 314 143 руб. 20 коп.; по счету-фактуре № 2000387 от 11.03.2020 (услуги по вывозу твердых коммунальных отходов с судна НИС «Бавенит») на сумму 16 442 руб. 40 коп.; - по счету-фактуре № 2001475 от 29.09.2020 (услуги по вывозу твердых коммунальных отходов с судна НИС «Бавенит») на сумму 20 445 руб. 60 коп. Общая стоимость оказанных услуг составила 363 746 руб. 40 коп. Ответчик обязанность по оплате оказанных услуг исполнил только 30.10.2020. В связи с нарушением сроков оплаты оказанных услуг, истцом в соответствии с пунктом 9.2 Договора начислены пени за общий период
и организация их складирования в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов фактически не выполнялись. На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Таким образом, учитывая отсутствие раздельного накопления ТКО, в спорных правоотношениях для определения объема твердых коммунальных отходов (объема оказанных услуг) следует применять нормативы накопления твердыхкоммунальныхотходов, установленные в региональном законодательстве (аналогичный правовой подход высказан в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу № А19-3298/2020 от 20.04.2021). Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.01.2018 № 14-од. В соответствии со сведениями о государственной регистрации права от 26.05.2009 помещение по адресу <...> помещение с 1 по 3 составляет 42,8 м2. Исходя из предоставленных сведений, в помещении ответчика располагаются промтоварные магазины (магазин «Телемир»). В соответствии со
Истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО. Оказание региональным оператором услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное. Довод заявителя жалобы о самостоятельной оплате нанимателями жилых помещений услуг по обращению с твердымикоммунальнымиотходами в силу жилищного законодательства был предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен со ссылкой на нормы действующего законодательства, принимая во внимание, что ответчик является управляющей организацией и не представил в материалы дела протоколы общих собраний собственников жилых помещений с решениями о переводе на прямые договоры собственников жилых помещений с региональным оператором и доказательства заключения таких прямых договоров. Довод заявителя жалобы о том, что ответчик не подписывал договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными
из материалов дела, ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о том, что им были обеспечены в соответствии с Правилами № 505 места накопления ТКО в соответствии с требованиями законодательства, позволяющие применить установленные способы коммерческого учета исходя из актуальных сведений, связанных с местами сбора и накопления ТКО, типов контейнеров, их объема и количества. В свою очередь истцу отказано в урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердымикоммунальнымиотходами согласно предложенного истцом проекта договора, что подтверждается решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.06.2020 по делу № А65-37665/2019. При этом как следует из постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2020 по данному делу, суд округа пришел к выводу, что отказ судов в удовлетворении требований истца об урегулировании разногласий при заключении договора, связанных с отсутствием согласия регионального оператора с предложенным потребителем порядком определения объема и (или) массы твердых коммунальных отходов исходя из их фактического объема, являлся обоснованным, при этом
Иркутской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпр, включена информация о пунктах приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов; региональная программа Иркутской области «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» на 2018 - 2027 года разработана и утверждена распоряжением Правительства Иркутской области от 22.02.2018 № 139-рп, в которую включено мероприятие «Организация и обустройство приемных пунктов нефтесодержащих хозяйственно-бытовых сточных вод и твердых, коммунальных отходов с судов в акватории озера Байкал» (приложение 5); проектная документация «Организация и обустройство приемных пунктов нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых сточных вод и твердых коммунальных отходов с судов в акватории озера Байкал» разработана в рамках подпрограммы «Отходы производства и потребления в Иркутской области» на 2014 - 2020 государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 444-пп, согласована с Российским Речным Регистром. Решение суда не исполнено
обращение министерства о предложении включения проекта «Организация и обустройство приемных пунктов НВ, СВ и ТКО с судов в акватории озера Байкал» в федеральный проект «Сохранение озера Байкал», входящий в состав национального проекта «Экология», не поступал. В рамках государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 29.10.2018 № 776-пп) предусмотрено финансирование в 2020 году мероприятии «Организация и обустройство приемных пунктов нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых сточных вод и твердыхкоммунальныхотходов с судов в акватории озера Байкал» в размере 29060 тыс. руб. из средств областного бюджета. Обращает внимание, что в целях исполнения решения суда в срок до 01.01.2017 министерством информация о пунктах приема включена в схему, утвержденную приказом министерства от 01.12.2016 № 48-мпр, однако указанный приказ признан утратившим силу по решению Иркутского областного суда от 15.06.2017 по делу № 3а-115/2017. В дальнейшем схему утверждена приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 №
Иркутской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 (номер изъят), включена информация о пунктах приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов; региональная программа Иркутской области «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» на 2018 - 2027 года разработана и утверждена распоряжением Правительства Иркутской области от 22.02.2018 (номер изъят), в которую включено мероприятие «Организация и обустройство приемных пунктов нефтесодержащих хозяйственно-бытовых сточных вод и твердых, коммунальныхотходов с судов в акватории озера Байкал» (приложение 5); проектная документация «Организация и обустройство приемных пунктов нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых сточных вод и твердых коммунальных отходов с судов в акватории озера Байкал» разработана в рамках подпрограммы «Отходы производства и потребления в Иркутской области» на 2014 - 2020 государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 (номер изъят), согласована с Российским Речным Регистром. Решение суда не исполнено