ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Установка общедомовых приборов учета - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 13АП-37288/19 от 13.07.2020 Верховного Суда РФ
истцом срока исковой давности, суды приняли во внимание разъяснения, приведенные в пункте 2 раздела I Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, согласно которым иск ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета может быть предъявлен по истечении пятилетнего срока с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, до истечения которого собственники могут оплатить указанную установку единовременно или в рассрочку. Поскольку установка общедомовых приборов учета и введение их в эксплуатацию произведено предприятием в декабре 2012 года и в феврале 2013 года, доказательств принятия собственниками помещений решений оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки не имеется, то срок исполнения обязательства по компенсации расходов наступил по истечении пятилетнего срока, до истечения которого у предприятия не имелось оснований для обращения с настоящим иском. Доводы общества об истечении срока исковой давности и исчислении течения срока отдельно по каждому просроченному платежу, и
Определение № 13АП-39279/19 от 26.08.2020 Верховного Суда РФ
истцом срока исковой давности, суды приняли во внимание разъяснения, приведенные в пункте 2 раздела I Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, согласно которым иск ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета может быть предъявлен по истечении пятилетнего срока с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, до истечения которого собственники могут оплатить указанную установку единовременно или в рассрочку. Поскольку установка общедомовых приборов учета и введение их в эксплуатацию произведено предприятием в феврале 2013 года (акты ввода в эксплуатацию водомерного узла от 08.02.2013 и от 11.02.2013), доказательств принятия собственниками помещений решений оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки не имеется, то срок исполнения обязательства по компенсации расходов наступил по истечении пятилетнего срока, до истечения которого у предприятия не имелось оснований для обращения с настоящим иском. Суд округа поддержал выводы судебных инстанций, мотивированно отклонив возражения общества. Изложенные
Определение № 17АП-19120/19 от 02.12.2020 Верховного Суда РФ
руководствовались Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, и, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая заключение судебной экспертизы, пришли к выводу о том, что самостоятельно модифицированные ответчиком приборы учета не соответствуют проектной документации и техническим условиям, согласованным с теплоснабжающей организацией. Довод заявителя о том, что установка общедомовых приборов учета в многоквартирном доме может быть осуществлена без выдачи технических условий и разработки проектной документации, рассматривались судами нижестоящих инстанций и отклонены за необоснованностью. Настаивая на своей позиции в настоящей жалобе, истец, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не указывает, в силу каких положений жилищного законодательства оборудование МКД техническими устройствами (ОДПУ) может производиться без разработки вышеуказанных документов либо вопреки им. Доводы, связанные с порядком расчетов с ответчиком за поставляемую в МКД горячую
Определение № 05АП-4202/2021 от 17.05.2022 Верховного Суда РФ
Шилохвост О.Ю., изучив кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (истец) на решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.06.2021 по делу № А24-1220/2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.01.2022 по тому же делу по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Юг» о взыскании 10 791 руб. 80 коп. долга по оплате расходов по установке общедомового прибора учета за период с 06.02.2017 по 31.03.2017, 26 851 руб. долга 34 коп. по оплате расходов по установке общедомового прибора учета за период с 01.12.2020 по 05.03.2021 и 14 451 руб. 07 коп. процентов расходов, уплате которых предоставлена рассрочка на пять лет, за период с 06.09.2016 по 31.03.2017, а также 3 968 руб. 20 коп. процентов с расходов, уплате которых предоставлена рассрочка на пять лет, за период с 01.12.2020 по 05.03.2021 (с учетом уточнения
Определение № А56-137055/19 от 21.07.2021 Верховного Суда РФ
№ 307-ЭС21-9624 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 21.07.2021 Судья Верховного Суда Российской Федерации Маненков А.Н., изучив кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива № 1268 (далее - кооператив) на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.03.2021 по делу № А56-137055/2019 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по иску государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – предприятие) к кооперативу о взыскании 1 712 495 руб. 45 коп. задолженности за установку общедомовых приборов учета , установил: решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 12.08.2020 в иске отказано. Постановлением апелляционного суда от 30.11.2020, оставленным без изменения постановлением суда округа от 03.03.2021, решение суда отменено, иск удовлетворен полностью. В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм права. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Постановление № А71-11036/14 от 06.07.2015 АС Уральского округа
прокурор указывает на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на то, что выводы судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261), полагает, что установка общедомовых приборов учета потребляемой электроэнергии на ветхих, аварийных объектах исключена (не допускается). Оспаривая вывод судов об отсутствии факта нецелевого расходования средств бюджета, заявитель указывает на то, что правом на получение поддержки за счет бюджетных средств на цели установки приборов учета имеют только те потребители, которые в силу Закона № 261 несут обязанность по установке таких приборов учета. Поскольку указанные требования не распространяются на ветхие и аварийные объекты, потребители, проживающие в аварийных многоквартирных домах, не имеют права
Постановление № А33-27389/16 от 26.09.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда
многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Профсоюзов, д. 14, который в договоре между истцом и ответчиком отсутствует; - в ходе проверки управляющей компанией было установлено, что в многоквартирных домах, по которым предъявлена задолженность, имеются нежилые помещения, которые не учтены истцом в своих расчетах, тем самым увеличивается расход электроэнергии на места общего пользования, в результате чего, считаем, что сумма иска из-за этого становится завышенной; - имеется судебная практика, в соответствии с которой установка общедомовых приборов учета электрической энергии должна осуществляться за счет средств фонда капитального ремонта; - разница превышающих показаний индивидуальных приборов учета над общедомовыми фактически оплачивается истцу потребителями, но в расчетах истец данные оплаченные суммы не учитывает; - в расчете истца содержатся дома, которые были исключены из лицензии ответчика на 01.09.2016 и в сентябре 2016 года. Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Постановление № А60-22453/17 от 15.01.2018 АС Уральского округа
Полевской установить общедомовые приборы учета за счет средств капитального или текущего ремонта по решению собственников; в 2011 г. были инициированы общие собрания собственников по данному вопросу, однако собственники помещений в данных домах отказались голосовать по данному вопросу; ни разу собственниками помещений в данных многоквартирных домах не был утвержден тариф по содержанию жилья, предложенный обществом, в котором предлагалось включить вопросы энергосбережения в тариф по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Общество указывает на то, что установка общедомовых приборов учета является увеличением структуры общего имущества многоквартирных домов и относится к работам по капитальному ремонту (подп. «б» ст. 3 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»); принятие решение о проведении капитального ремонта общего имущества относится к компетенции общего собрания собственников помещений), причем проголосовать за установку общедомового прибора учета должно не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации);
Постановление № А66-4890/2017 от 10.07.2018 АС Северо-Западного округа
помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены. Общество представило акты обследования подвалов по адресам: Тверская области, Конаковский район, ПГТ Новозавидовский, ул. Заводская, д. 1; д. 2; д. 4. Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что представленные акты являются ненадлежащими доказательствами технического состояния подвалов. Из договоров управления многоквартирными домами, заключенным 01.11.2016 (то есть в день, когда были составлены указанные выше акты), установка общедомовых приборов учета была запланирована управляющей организацией в сентябре 2017 года (пункты 4 Приложений N 2 к договорам. Установка общедомовых приборов учета не связывалась с состоянием подвалов домов и не была поставлена в зависимость от устранения причин. Акты не содержат подробного описания причин невозможности установки приборов учета (какая влажность в помещении, насколько она не соответствовала установленным нормам, каков масштаб затоплений и т.д.), составлены акты в отсутствие представителей ресурсоснабжающей организации при участии только представителя управляющей компании и
Постановление № 13АП-21079/19 от 01.10.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными применимыми законами и нормативными правовыми актами. 2. Управляющая организация в случае если указанные в части 1 настоящего пункта приборы учета установлены в границе балансовой принадлежности инженерных систем Управляющей организации, обязуется предоставить Ресурсоснабжающей организации возможность подключения данных приборов учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний данных приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам. 3. Установка общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод осуществляется Исполнителем по проекту, выполненному в соответствии с техническими условиями и согласованному с Ресурсоснабжающей организацией. Изменение схемы установки общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод осуществляется по согласованию с Ресурсоснабжающей организацией. Замена общедомового прибора учета холодной воды, сточных вод без изменения схемы его установки осуществляется без предоставления нового проекта. 4. При принятии решения собственниками помещений в многоквартирном доме об установке общедомовых приборов учета холодной воды, сточных вод Исполнитель обязан
Решение № 2-975/20 от 03.06.2020 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)
от 19.09.2019г. по адресу: <адрес>, ДОС № (1989 года постройки), (военный городок №) установлено, что в результате осмотра комиссией сделан вывод, что данный жилой дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в капитальном ремонте, а именно, требуется: 1) подвал: замена дверей - 1 шт.; ремонт окон 10 шт.; замена розлива центрального отопления - 90 м.; замена розлива холодного водоснабжения - 65 м.; замена канализации -60 м.; 2) наличие общедомовых приборов учета энергоресурсов: установка общедомовых приборов учета холодного водоснабжения после проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения; установка общедомовых приборов учета горячего водоснабжения после проведения капитального ремонта системы горячего водоснабжения; установка общедомовых приборов учета отопления после проведения капитального ремонта системы отопления; 3) общедомовые инженерные сети: замена стояков холодного водоснабжения -120 м.; замена стояков горячего водоснабжения - 120 м.; замена трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб - 130 м.; замена электрооборудования - 90 м.; замена чугунного трубопровода водоотведения на трубы
Решение № 2-1173/20 от 26.05.2020 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)
фонда многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, ДОС № (инв. №) (1969 года постройки), военный городок № установлено, что в результате осмотра комиссией сделан вывод, что данный жилой дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в капитальном ремонте, а именно, требуется: 1) подвал: замена одной двери; замена розлива центрального отопления - 100 м.; замена розлива холодного водоснабжения - 120 м.; замена канализации - 60 м.; 2) наличие общедомовых приборов учета энергоресурсов: установка общедомовых приборов учета холодного водоснабжения после проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения; установка общедомовых приборов учета горячего водоснабжения после проведения капитального ремонта системы горячего водоснабжения; установка общедомовых приборов учета отопления после проведения капитального ремонта системы отопления; 3) общедомовые инженерные сети: замена стояков холодного водоснабжения - 100 м.; замена стояков горячего водоснабжения - 100 м.; замена трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб - 160 м.; замена электрооборудования - 100 м.; замена чугунного трубопровода водоотведения на
Решение № 2-1164/2014 от 26.01.2016 Заринского городского суда (Алтайский край)
– за замену деревянного дверного блока п. № замену деревянных поручней, ремонт лестничных ограждений п. №, ремонт тамбурных перегородок п. №, за установку входной металлической двери п. №, ремонт подъезда №, установку пластиковых окон п. №, ремонт откосов п. №, установка почтовых ящиков п. №, латочный ремонт кровли всего в сумме <данные изъяты> руб. Общая сумма за <данные изъяты> года <данные изъяты> руб. В том числе капремонта по видам работ на сумму: ДД.ММ.ГГГГ- установка общедомовых приборов учета ХВС,ГВС и отопления в сумме <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ год- установку пластиковых окон №, замену козырька входа №- в сумме <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ – установка пластиковых окон п. № в сумме <данные изъяты>., всего <данные изъяты>. Также просит признать законным и обоснованным действия ООО «ЖКУ» по осуществлению ремонта общего имущества собственников многоквартирного дома по <адрес>, в пределах суммы денежных средств оплаченных собственниками жилых помещений, в качестве платы за содержание и ремонт общего
Апелляционное определение № 33-4225/20 от 22.07.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)
Хабаровский район с. Князе-Волконское ДОС № 43 (инв. № 234) (1973 года постройки), военный городок № 23 в результате осмотра комиссией сделан вывод о том, что жилой дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в капитальном ремонте, а именно в подвале требуется ремонт окон 15 шт.; замена розлива центрального отопления - 120 м.; замена розлива холодного водоснабжения - 125 м.; замена канализации - 80 м.; в отношении обще домовых приборов учета энергоресурсов: установка общедомовых приборов учета холодного водоснабжения после проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения; установка общедомовых приборов учета горячего водоснабжения после проведения капитального ремонта системы горячего водоснабжения; установка общедомовых приборов учета отопления после проведения капитального ремонта системы отопления; в отношении общедомовых инженерных сетей: замена стояков холодного водоснабжения - 150 м.; замена стояков горячего водоснабжения - 150 м.; замена трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб - 160 м.; замена электрооборудования - 120 м.; замена чугунного трубопровода водоотведения
Апелляционное определение № 33-4784/20 от 17.09.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)
сезонного осмотра объекта жилищного фонда многоквартирного дома от 19.09.2019 по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с.Князе-Волконское, ДОС № 42 (инв. № 206), (военный городок № 23) установлено, что данный жилой дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в капитальном ремонте: 1) подвал: ремонт окон – 16 шт., замена розлива центрального отопления – 150 м, замена розлива холодного водоснабжения – 140 кв.м; замена канализации – 80 м; 2) наличие общедомовых приборов учета энергоресурсов: установка общедомовых приборов учета холодного водоснабжения после проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения; установка общедомовых приборов учета горячего водоснабжения после проведения капитального ремонта системы горячего водоснабжения; установка общедомовых приборов учета отопления после проведения капитального ремонта системы отопления; 3) общедомовые инженерные сети: замена стояков холодного водоснабжения – 140 м, замена стояков горячего водоснабжения – 140 м, замена трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб – 150 м, замена электрооборудования – 120 м, замена чугунного трубопровода водоотведения на