ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Установка приборов учета тепловой энергии - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 309-ЭС16-11914 от 27.09.2016 Верховного Суда РФ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.11.2015 по делу № А71-7314/2015, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.06.2016 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия «Глазовские теплосети» муниципального образования «Город Глазов» (г. Глазов Удмуртской Республики, далее – истец) к обществу с ограниченной ответственностью «Апогей плюс» (г. Глазов Удмуртской Республики, далее – ответчик) о взыскании 1 035 431 рубля 14 копеек расходов по установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирных домах за период с 11.09.2012 по 09.11.2015 (с учетом уточнения иска), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования «Город Глазов», установил: решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.11.2015, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 07.06.2016, иск удовлетворен в части взыскания 1 034
Определение № А82-19906/20 от 18.08.2023 Верховного Суда РФ
ФЕДЕРАЦИИ № 301-ЭС23-17008 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 18.08.2023 Судья Верховного Суда Российской Федерации Шилохвост О.Ю., изучив кассационную жалобу главы крестьянского хозяйства ФИО1 (истец) на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.07.2022 по делу № А82-19906/2020, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.05.2023 по тому же делу по иску главы крестьянского хозяйства ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая производственно-торговая компания «Топливоподающие системы» о признании незаконной установку приборов учета тепловой энергии на территории поставщика тепловой энергии, оформленной актом первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, обязании не применять данные приборов учета и их показания в целях коммерческого расчета потребляемой тепловой энергии по договору на подачу тепловой энергии в горячей воде, об установлении границы балансовой и эксплуатационной ответственности между ответчиком и истцом по обслуживанию тепловых энергоустановок и тепловых сетей, определении зоной ответственности истца при исполнении договора точки прохода подающего и обратного
Определение № А04-3068/2017 от 16.04.2018 Верховного Суда РФ
Зея; далее – общество) на решение Арбитражного суда Амурской области от 17.07.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2017 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.01.2018 по делу № А04-3068/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью «Городские коммунальные системы» (г. Зея; далее – управляющая компания) к обществу об урегулировании разногласий по договору, установила: управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу об урегулировании разногласий по договору на установку приборов учета тепловой энергии от 22.12.2016, а именно просило изложить пункт 1.4 договора в следующей редакции: «Исполнитель осуществляет установку приборов учета тепловой энергии с использованием своих материалов и инструментов. Приборы учета, отвечающие Требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, в необходимом количестве согласно Приложению 1 к настоящему договору предоставляет Исполнитель» (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ). Решением суда первой инстанции от 17.07.2017, оставленным без изменения постановлением
Определение № А73-4327/20 от 25.05.2021 Верховного Суда РФ
потребленной тепловой энергии, обеспечивая безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования. Согласно пункту 7.1 контракта учет поставляемой тепловой энергии производится на основании показаний приборов учета, установленных на границе раздела балансовой принадлежности, если контрактом не определена иная точка учета в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (приказ Минстроя России от 17.02.2014 № 99/пр). Учреждение самостоятельно установку приборов учета тепловой энергии не произвело, обратившись в адрес Общества с просьбой оборудовать узлом учета тепловой энергии коммунальный объект Минобороны России, расположенный по адресу: г. Бикин Восточный городок № 4, № 7 в/ч 46102, с последующим возмещением затрат (письма от 05.04.2019 № 370/ЖЭ(К)О/2/6/1417, от 25.04.2019 № 370/ЖЭ(К)О/2/6/1684, от 29.04.2019 № 370/ЖЭ(К)О/2/6/1842). Обществом разработана проектная документация для выполнения работ по установке прибора учета тепловой энергии в котельной г. Бикин, которая письмом от 22.05.2019 № 57/19 направлена в
Определение № 302-ЭС23-17868 от 22.09.2023 Верховного Суда РФ
302-ЭС23-17868 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 22.09.2023 Судья Верховного Суда Российской Федерации Шилохвост О.Ю., изучив кассационную жалобу публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (истец) на постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.06.2023 по делу Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) № А58-6549/2022 по иску публичного акционерного общества «Якутскэнерго» к федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия)», Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о взыскании расходов на приобретение и установку приборов учета тепловой энергии , установил: решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.11.2022, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023, производство по делу в части требований к первому ответчику прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ко второму ответчику требования удовлетворены. Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.06.2023 судебные акты изменены, исковые требования удовлетворены частично. Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой,
Постановление № А70-10424/16 от 12.09.2017 АС Западно-Сибирского округа
муниципального контракта и взыскании задолженности. В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Проектно-Строительная компания «Инжиниринг» - ФИО1 по доверенности от 20.04.2017 (сроком до 31.12.2017). Суд установил: муниципальное казенное учреждение «Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Уватского муниципального района» (далее – учреждение, комитет, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Проектно-строительная компания «Инжиниринг» (далее – общество, ответчик) о расторжении муниципального контракта от 29.12.2014 № 0167300024514000177-0061996-02 « Установка приборов учета тепловой энергии на котельной, расположенной по адресу: с. Солянка Уватского района Тюменской области» и о взыскании 3 181 644 руб. 20 коп. неустойки. Решением от 30.11.2016 Арбитражного суда Тюменской области исковые требования удовлетворены в части взыскания неустойки в сумме 3 175 242 руб. 50 коп., в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Определением от 06.07.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда указанная жалоба возвращена заявителю
Постановление № А53-41753/19 от 07.10.2020 АС Северо-Кавказского округа
(внутри помещения МКД) не могут быть возложены на товарищество. В кассационной жалобе общество просит отменить постановление и оставить в силе решение. По мнению заявителя, выводы апелляционного суда не соответствуют материалам дела и нормам материального права. Суд неверно считает, что истец взыскивает «проектные потери», поскольку товариществу выставлена задолженность за нормативные потери, возникающие при передаче тепловой энергии. Объем потерь тепловой энергии (теплоносителя) от внешней стены домов до точек учета подтвержден актами разграничения балансовой принадлежности. Установка приборов учета тепловой энергии потребителем не на границе раздела балансовой принадлежности не является основанием для освобождения его от обязанности оплачивать потери энергоресурса, возникающие на принадлежащем собственникам участке тепловых сетей. В отзыве общество отклонило доводы кассационной жалобы. Согласно части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. Изучив материалы
Постановление № А52-4802/19 от 03.03.2022 АС Северо-Западного округа
15, 19 27 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, установили, что ответчик создает препятствия истцу в доступе к указанной теплотрассе, препятствует установке узла учета тепловой энергии, что влечет нарушение прав предприятия, затрудняет осуществление им предпринимательской деятельности. Суды установили, что в целях осуществления работ по установке контрольных (параллельных) приборов учета, предприятием издан приказ от 25.09.2019 № 303-ОД «Об организации проведения работ на объекте: « Установка приборов учета тепловой энергии на систему отопления и ГВС в жилых домах № 16, 18, 20 по ул. Холмская, г. Великие Луки, Псковская область», а также разработана рабочая документация. Суды обоснованно отклонили за недоказанностью доводы ответчика, касающиеся определения технической возможности установки дополнительного оборудования, посчитав, что составленная предприятием техническая документация подтверждает наличие технической возможности для проведения работ по врезке арматуры, фланца и установки узлов учета тепловой энергии на системы отопления и горячего водоснабжения в подвалах указанных домов.
Решение № 270016-01-2022-000586-18 от 07.09.2022 Вяземского районного суда (Хабаровский край)
дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле. В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Вяземского района Хабаровского края Гашкова С.Е. поддержала требования административного искового заявления, просила его удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Представитель административного ответчика администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО1 просила в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что со стороны администрации отсутствуют бездействия, поскольку согласно графика установки приборов учета, на 2024 по 2027 годы запланирована установка приборов учета тепловой энергии в котельных расположенных с. Аван, с. Дормидонтовка, п. Дормидонтовка, с. Капитоновка, с. Красицкое. Кроме того, в бюджет Вяземского муниципального района на 2022 год не заложены денежные средства на установку приборов учетом на котельные. Представитель заинтересованного лица Управления коммунальной инфраструктуры и жизнеобеспечения администрации Вяземского района ФИО2 в судебном заседании пояснил, что установка приборов учета тепловой энергии в котельных расположенных с. Аван запланирована на 2024 год, с. Дормидонтовка запланирована на 2025 год, п. Дормидонтовка
Решение № 2-294/18 от 19.12.2018 Октябрьского районного суда (Амурская область)
исправном состоянии, производить ремонт этого оборудования, собственником имущества является администрация <адрес>, соответственно приобретение новых счетчиков (основных средств) должно производиться собственником имущества. Согласно ответа ООО «Варваровский коммунальщик-2» от ДД.ММ.ГГГГ № для оснащения котельных приборами учета требуются более 7000000 рублей. Предприятие занимается только регулируемым видом деятельности и должно нести расходы в соответствии с утвержденной калькуляцией. Тариф на тепловую энергию устанавливается Управлением государственного регулирования цен и тарифов <адрес>. Инвестиционной программой на 2016-2018 годы не предусмотрена установка приборов учета тепловой энергии . Между ООО «ЭнергоСтройАудит» и ООО «Варваровский коммунальщик-2» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на выполнение работ по разработке проектной документации и монтажу приборов учета тепловой энергии на котельных <адрес> переданных ООО «Варваровский коммунальщик-2» по концессии, со сроком исполнения договора в течение 120 дней с момента подписания договора и оплаты аванса. Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности,
Решение № 7-403(2 от 27.10.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)
и л: определением Ленинского районного суда города Тамбова от 03.08.2016 года, вступившим в законную силу 19.08.2016 года на администрацию города Тамбова возложена обязанность утвердить мировое соглашение, согласно которому включить в мероприятия по реализации краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановление администрации Тамбовской области от 01.04.2016 № ***, ремонт внутридомовых инженерных систем многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***, а именно водоснабжения, электроснабжения, водоотведения на 2016 год; теплоснабжения и установка приборов учета тепловой энергии на 2017 год; выполнить ремонт водоснабжения, водоотведения, электроснабжения вышеуказанного дома до 03.12.2016, а также ремонт теплоснабжения и установить приборы учета тепловой энергии до начала отопительного сезона 2017 года в рамках вышеуказанной региональной программы. Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным заместителем старшего судебного приставам Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тамбовской области ФИО2, от 22.06.2021 года администрация г. Тамбова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2
Решение № 7-215(2 от 18.05.2022 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)
исполнительного производства № ***, не исполнила без уважительных причин требования исполнительного документа, по предмету исполнения: утвердить мировое соглашение, согласно которому ответчик - администрация г.Тамбова обязуется включить в мероприятия по реализации краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 01 апреля 2016 года № ***, ремонт внутридомовых инженерных систем многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***, а именно водоснабжения, электроснабжения, водоотведения на 2016 года; теплоснабжения и установка приборов учета тепловой энергии на 2017 года; выполнить ремонт водоснабжения, водоотведения, электроснабжения вышеуказанного жилого дома до 31 декабря 2016 года, а ремонт теплоснабжения и установить приборы учета тепловой энергии до начала отопительного сезона 2017 года в рамках вышеуказанной региональной программы, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем по требованию от 18 ноября 2021 года - до 13 декабря 2021 года, после наложения административного штрафа. Решением судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 февраля 2022 года постановление
Решение № 2-8387/18 от 05.09.2019 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)
(далее – ООО «ВСКС») о возложении обязанности. Требования мотивировал тем, что прокуратурой Березовского района выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии ответчиком мер к организации коммерческого учета реализуемой тепловой энергии. На основании концессионных соглашений oт ДД.ММ.ГГГГ №№ ООО «ВСКС» передана котельная, расположенная по адресу: <адрес>. На основании концессионных соглашений oт ДД.ММ.ГГГГ №№ ООО «ВСКС» переданы котельные, расположенные по адресам: <адрес>. Концессионными соглашениями предусмотрены задания и мероприятия по реконструкции объектов соглашения, в перечень которых включена установка приборов учета тепловой энергии и теплоносителя. Организации и население на территории <адрес> получают горячую воду и отопление посредством объектов коммунального комплекса, переданных на основании указанных концессионных соглашений ООО «ВСКС». Законодательством предусмотрена обязанность владельца организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета. Владельцем вышеуказанных котельных является ООО «ВСКС» на основании концессионных соглашений, которыми также предусмотрены мероприятия по установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя. Таким образом, ООО «ВСКС» несет обязанность по организации коммерческого учета тепловой