ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Установка приборов учета тепловой энергии капитальный ремонт - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А62-6162/20 от 17.03.2022 Верховного Суда РФ
имущества собственников помещений МКД. Дом включен в Региональную программу капитального ремонта имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением администрации Смоленской области от 27.12.2013 № 1145 (далее – Региональная программа). В соответствии с данным постановлением в 2017-2019 года в МКД должны быть проведены следующие работы: ремонт крыши; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). Между Фондом и Обществом 25.04.2017 заключен договор № 75/ЭА26а-2017/1 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли из рулонных материалов в вышеуказанном доме. Данные работы были выполнены и приняты по акту от 02.08.2017 в полном объеме. Однако, в процессе эксплуатации, начиная с 2017 года, в адрес истца от собственников квартир последнего этажа стали поступать жалобы на образование течи с потолка. При обследовании Компанией крыши дома было установлено, что кровля
Определение № 310-ЭС21-8041 от 15.06.2021 Верховного Суда РФ
установку в спорных МКД общедомовых (коллективных) приборов учета. Письмами от 16.01.2020 и от 21.01.2020 Общество обращалось к Компании с требованием обеспечить явку полномочного представителя для проведения пусконаладочных работ общедомовых приборов учета с последующим их вводом в эксплуатацию. Письма истца оставлены ответчиком без ответа, представитель не был направлен. Ссылаясь на то, что до настоящего времени установленные и смонтированные в спорных МКД приборы учета тепловой энергии не приняты управляющей организацией в эксплуатацию, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями. Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, в том числе комиссионные акты технического состояния домов, руководствуясь положениями Закона № 261-ФЗ, пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, суды отказали в удовлетворении требований, придя к правильным выводам об отсутствии обязанности по установке общедомовых приборов учета в случае, если соответствующий дом является ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту
Определение № 309-ЭС15-13979 от 13.11.2015 Верховного Суда РФ
от собственников денежные средства по статье расходов на «содержание и текущий ремонт»; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации входит в обязанности управляющей организации; установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здания в соответствии с постановлением № 170 относится к перечню работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме; с даты вступления в силу Закона № 261-ФЗ (27.11.2009) работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений
Решение № А03-11886/13 от 23.01.2014 АС Алтайского края
"Запад" (Заказчик) и ООО "Керос" (Подрядчик) заключен договор подряда на проведение работ по капитальному ремонту жилого дома № 09 по адресу: ул. Заводская в г. Рубцовске (далее – Договор подряда), согласно которому Подрядчик обязуется в установленный Договором срок выполнить по заданию «Заказчика» в соответствии с технической документацией, работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома №09 по ул. Заводская в г. Рубцовске, а именно: капитальный ремонт подвала, капитальный ремонт отопления, холодного водоснабжения, установка приборов учета тепловой энергии, капитальный ремонт кровли. Заказчик обязуется принять их и оплатить обусловленную Договором цену (пункт 1.1 Договора подряда). Согласно 3.1 Договора подряда цена выполняемой Подрядчиком работы является ориентировочной и составляет: - капитальный ремонт системы отопления, водоснабжения – 554 815 руб. 00 коп.; - установка приборов учета – 54 798 руб. 30 коп.; - капитальный ремонт подвала – 92 215 руб. 00 коп.; - капитальный ремонт кровли – 441 338 руб. 00 коп. Оплата работы осуществляется
Решение № А03-13769/13 от 25.11.2013 АС Алтайского края
«Рубцовская коммунальная система» (Подрядчик) был заключен договор подряда на проведение работ по капитальному ремонту жилого дома № 09 по адресу: ул. Заводская в г. Рубцовске, в соответствии с которым Заказчик поручил, а Подрядчик принял на себя обязательство выполнить по заданию Заказчика и в соответствии с технической документацией работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома № 09 по ул. Заводская г. Рубцовск, а именно: капитальный ремонт подвала, капитальный ремонт отопления, холодного водоснабжения, установка приборов учета тепловой энергии, капитальный ремонт кровли, а Заказчик обязался принять их и оплатить обусловленную договором цену (пункт 1.1 договора). В силу пункта 1.2 договора срок выполнения работ с 11 сентября 2010 г. до 31 декабря 2010 года. Согласно пункту 1.6 договора качество результата выполненных работ должно соответствовать техническому Заданию Заказчика в соответствии с утвержденной сметной документацией и в установленный срок. Пунктом 2.1 договора установлено, что за выполненную работу Заказчик уплачивает Подрядчику вознаграждение 25 % от сметной
Постановление № А60-57290/20 от 13.01.2022 АС Уральского округа
быть оснащены организациями, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, имеющие непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с Критериями, предусмотренными Приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 № 627. Оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов является правом, а не обязанностью организаций, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов в отношении ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 с учетом соблюдения процедуры и требований Приказа Министерства регионального развития от 29.12.2011 № 627. Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение
Постановление № 17АП-4637/2022-ГК от 31.05.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
приборов учета не обеспечивает; при этом в возражениях ответчик ссылается, что у собственников спорных МКД отсутствует обязанность по установке ОДПУ, поскольку спорные дома полностью (в т.ч. система теплоснабжения, система горячего водоснабжения) подлежали капитальному ремонту до 01.01.2013 и капитальный ремонт не проводился. Ссылки на заключение специалиста № 36-21, в котором содержатся выводы о том, что техническая возможность установки в МКД общедомовых приборов учета тепловой энергии (коммунальная услуга - отопление) и горячей воды (коммунальная услуга - горячее водоснабжение) без реконструкции существующих внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения отсутствует в т.ч. по причине необходимости капитального ремонта систем ГВС и систем отопления, вопреки доводам жалобы, обоснованно отклонены судом первой инстанции, учитывая, что ответчик, не раскрыл перед судом и истцом намерения о проведении экспертизы, не известил истца о времени проведения исследования, обратился к специалисту за составлением заключения во внесудебном порядке, при котором эксперт не предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Согласно
Постановление № Ф09-6005/22 от 11.10.2022 АС Уральского округа
быть оснащены организациями, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, имеющие непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с Критериями, предусмотренными Приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр. Оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов является правом, а не обязанностью организаций, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов в отношении ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 с учетом соблюдения процедуры и требований Приказа Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр. Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей
Решение № 12-1211/2021 от 20.07.2021 Калужского районного суда (Калужская область)
капитальный ремонт системы отведения (канализации), капитальный ремонт системы холодного водоснабжения, включая трубопровод по подвалу, с установкой задвижек на входе трубопровода в дом, а также запорной арматуры и вентилей всей системы, замена магистральных и стояковых трубопроводов системы, установка приборов учета расхода холодной воды, капитальный ремонт системы центрального отопления, включая работы по замене трубопровода, отопительных радиаторов, запорной арматуры и вентилей, в том числе труб и радиаторов отопления в первом и во втором подъездах, установка приборов учета тепловой энергии, капитальный ремонт системы электроснабжения жилого дома с выполнением работ по перевожу существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение, замена магистральных проводов, стояковых проводов и вводного распределительного устройства и щитков, установка счетчика электроэнергии, капитальный ремонт асфальтового покрытия с установкой бордюрного камня и леерного ограждения. За неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, без уважительных причин судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по Калужской области 20 января 2014 года вынесено постановление о взыскании с
Решение № 2-112/19 от 28.05.2019 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)
между ООО «Управляющая компания -10» и ООО «МУП ЖЭУ -14» заключен договор уступки требования (Цессии) № 02. Согласно п. 1.1. Цедент уступает, а Цессионарий принимает права (требования) к собственникам многоквартирных жилых домов указанных в приложении № 1 к настоящему Договору (Должникам) по заключенному между Должником и Цедентом договора управления многоквартирным домом (плата за услугу - содержание и тех обслуживание, текущий ремонт, текущий ремонт ГВС, текущий ремонт (резервный фонд), установка прибора учета, установка прибора учета тепловой энергии, капитальный ремонт , оплата уполномоченному лицу и т.д. Из п. 1.3 следует, что к цессионарию переходит право (требования) обеспечивающие исполнение обязательств, а также другие связанные с каждым из требований права, в том числе на неуплаченные пени. Согласно письму ОАО «СГРЦ» от 03.07.2018 года№ 3317 (л.д. 179) указано, что в мае 2015 г. в адрес АО «СГРЦ» поступило письмо-поручение ООО УК «МУП-ЖЭУ-14» исх.№ 620 от 24.04.2015г о сборе платежей по задолженности граждан по услугам
Постановление № 44Г-8/2018 от 29.03.2018 Орловского областного суда (Орловская область)
вышеприведенными требованиями законодательства, возложена обязанность по оплате указанных расходов. При этом, исходя из системного толкования вышеуказанных норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, при приватизации ответчиками жилого помещения <дата> к ним не перешло обязательство предыдущего собственника (муниципальное образование <...>») по оплате расходов на установку общедомового прибора учета тепловой энергии. Таким образом, ответчики, приватизировавшие жилое помещение в многоквартирном доме при наличии принятого решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установке общедомового прибора учета тепловой энергии (капитальный ремонт общего имущества) не должны нести указанные расходы и участвовать в проведении капитального ремонта, поскольку эту обязанность в силу статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» несет бывший наймодатель муниципальное образование <...>, а выводы суда о сохранении такой обязанности при приватизации квартиры за ответчиками основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Вышеприведенные нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, без
Решение № 2-1029/20 от 18.03.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)
Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); установку, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; - применительно к д. 1 по пер. Садовый осуществить разработку проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта , а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными