ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Установление границы городского округа - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов"
утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования; перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа , или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования. В общей части пояснительной записки может содержаться описание структуры проекта, состав авторского коллектива, термины и определения, краткое руководство пользователя, иная
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита"
их места в системе правовых норм. Как следует из представленных Конституционному Суду Российской Федерации материалов, пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был применен арбитражными судами как нормативно-правовое основание для возложения на муниципальное образование - городской округ "Город Чита" финансовых обязательств по компенсации теплоснабжающей организации расходов, связанных с установлением тарифа на производимую ею тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически обоснованного, в той его части, в какой он относит к вопросам местного значения городского округа организацию в границах городского округа теплоснабжения населения. Соответственно, нормативное положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящее организацию теплоснабжения населения в границах городского округа к вопросам местного значения, является предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу в той мере, в какой оно служит нормативно-правовым основанием для возложения на городские округа
Апелляционное определение № 4-АПА19-42 от 29.01.2020 Верховного Суда РФ
2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на нарушение их конституционного права на осуществление местного самоуправления. Административное исковое заявление мотивировано тем, что Московская областная Дума и губернатор Московской области вышли за пределы полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. По мнению истцов, федеральное законодательство не допускает объединение между собой всех городских и (или) сельских поселений, входящих в состав муниципального района. Также истцы сообщали о несоблюдении критериев установления границ городского округа , так как вошедшие в состав населенные пункты не представляют единой территории с точки зрения перспектив социально- экономического развития, не могут составить единого городского хозяйства. В нарушение пункта 13 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав городского округа вошли иные городские округа (Жуковский и Бронницы). Полагали, что оспариваемый закон принят с существенным нарушением процедуры, так как отсутствует согласие каждого из поселений, вошедших в
Апелляционное определение № 4-АПА19-17 от 07.08.2019 Верховного Суда РФ
установления зоны СХ-3 послужило наличие на этой территории овощехранилища. Порядок установления территориальных зон определен статьей 34 ГрК РФ, в которой указаны факторы, которые необходимо учитывать при установлении границ территориальных зон. Анализ данных факторов позволяет сделать вывод, что в отсутствии генерального плана при установлении границ территориальных зон необходимо учитывать: определенные данным Кодексом территориальные зоны; сложившуюся планировку территории и существующего землепользования; предотвращение возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорный план исторического поселения федерального значения или историко- культурного опорного плана исторического поселения регионального значения (пункты 3,4,6,7 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Исходя из этого, Судебная коллегия считает, что в отсутствие генерального плана городского округа , который в силу положений части 1 статьи 9 и части 1 статьи 18 ГрК КФ определяет, как документ территориального планирования, развитие территорий и назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития
Апелляционное определение № 46-АПА19-2 от 20.03.2019 Верховного Суда РФ
земельным участкам с кадастровыми номерами <...>). Полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части принят без учета фактически сложившегося землепользования, нарушает требования Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ). Решением Самарского областного суда от 23 октября 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: Генеральный план признан не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельных участков с кадастровыми номерами № <...>. В апелляционных жалобах Дума городского округа Самара, Администрация городского округа Самара и Департамент градостроительства городского округа Самара просят отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права при неправильно определенных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и их недоказанности, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Полагают, что судом не дана надлежащая оценка представленным ответчиком и заинтересованными лицами доказательствам установления на земельных участках
Постановление № А55-15151/2008 от 18.06.2009 АС Поволжского округа
пункта 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и пришли к выводу, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов, является переводом земель или земельных участков в земли населенных пунктов. Действительно, согласно свидетельству от 13.12.1994 № 000559 ЗАО «Россия» принадлежат земли сельскохозяйственного назначения в Ставропольском районе Самарской области. Данное обстоятельство установлено и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2008 по делу № А55-17662/2007. Вместе с тем, постановлением мэра города Тольятти от 05.09.2001 № 3475-1/09-01 «Об уточнении границ городской черты города Тольятти, поселков Поволжский, Федоровка и села Ново-Матюшино», и Законом Самарской области от 28.02.2005 № 69-ГД «Об установлении границ городского округа Тольятти Самарской области» земли ЗАО «Россия» вошли в состав городского округа Тольятти, кадастровая службы поставила эти земли на кадастровый учет как земли поселений. Коллегия считает,
Постановление № А55-14771/2008 от 18.06.2009 АС Поволжского округа
названного закона предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Согласно ч. 5 ст. 14 ФЗ от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Фактическое использование спорного земельного участка – эксплуатация производственной базы указано в кадастровом паспорте земельного участка. При таких данных суды правомерно установили, что с принятием Закона Самарской области «Об установлении границ городского округа Самарской области» от 28.02.2005
Постановление № А55-6343/05 от 17.08.2006 АС Поволжского округа
Совета министров РСФСР от 25.02.81г. «Об установлении городской черты г. Тольятти Куйбышевской области», решение малого совета Самарского областного Совета народных депутатов от 25.06.1992 г. № 93 «Об изменении городской черты г. Тольятти», протокол согласования границ г. Тольятти (1997)со смежными землепользователями, том числе с ЗАО «Россия» в лице его директора, утвержденный мэром г. Тольятти и главой Администрации Ставропольского района, план городской черты г. Тольятти 1997 года, Закон Самарской области от 28.02.05г. № 69-ГД «Об установлении границ городского округа Тольятти», считает спорный земельный участок находящимся в пределах городской черты, что дает ей право распоряжаться им. Оценив обстоятельства и материалы дела, дав им надлежащую правовую оценку, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несоответствии оспариваемых по делу ненормативных актов нормам земельного и гражданского законодательства ввиду нарушения установленного законом порядка изменения городской черты, а также порядка изменения целевого назначения земельного участка. В соответствии со ст. 209 ГК РФ только собственнику принадлежит право владения,
Постановление № А55-25756/2021 от 19.07.2022 АС Поволжского округа
программы Самарской области « Установление на местности, описание местоположения границ муниципальных образований Самарской области, границ Самарской области» на 2014 - -2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 679 внесены изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о границах муниципальных образований Самарской области, в том числе о границах городского округа Тольятти Самарской области (реестровый номер 63:09-3.1). В соответствии с данными кадастровых планов территории, полученными 18.11.2020 года из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, в настоящее время многоквартирные жилые дома, ранее имевшие адрес: ул. Вокзальная, 30, 30-а, 32, расположены за границами территории городского округа Тольятти и относятся к территории села Русская Борковка, входящего в границы муниципального района Ставропольский Самарской области. Согласно материалам дела, при рассмотрении заявки ООО «Лидер» было установлено, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) многоквартирный жилой дом по адресу: ул. Вокзальная, 32 расположен за границами территории городского округа Тольятти и относится к
Решение № 3А-786/18 от 28.11.2018 Московского областного суда (Московская область)
в открытом судебном заседании административное дело № 3а-786/18 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим Закона Московской области от 20.06.2018 года № 85/2018-ОЗ «О границе Дмитровского городского округа» в части установления границ Дмитровского городского округа Московской области по координатам узловых точек № 2098, 2099, 2100, указанных в Приложении 2, и о признании недействующим Закона Московской области от 16.12.2015 года № 227/2015-03 (с изменениями от 21.03.2017) «О границе городского округа Мытищи» в части установления границ городского округа Мытищи Московской области по координатам узловых точек № 1128, 1129, 1130, указанных в Приложении 2, установил: ФИО1 (далее- административный истец) обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Московской областной Думе, Губернатору Московской области о признании недействующим Закона Московской области от 20.06.2018 года № 85/2018-ОЗ «О границе Дмитровского городского округа» в части установления границ Дмитровского городского округа Московской области по координатам узловых точек № 2098, 2099, 2100, указанных в Приложении 2,
Решение № 3А-1013/20 от 29.12.2020 Самарского областного суда (Самарская область)
изъяты>» приняло на себя обязательства выполнить проектные и земельно-кадастровые работы по установлению границ муниципального образования г.о. Кинель, внесение изменений (при необходимости) в границы г.о. Кинель, установление границ г. Кинель, п. Алексеевка, п. Усть-Кинельский (формирование карты (плана) границ объектов землеустройства, проведение необходимых согласований для занесения сведений в государственный кадастр недвижимости). Указанные работы были выполнены в полном объеме и сданы заказчику 21.01.2015 г. без каких-либо замечаний, что подтверждается актом выполненных работ. Считает, что Генеральный план городского округа Кинель, утвержденный решением Думы г.о. Кинель от 27.05.2010 г. №793, с внесенными в него изменениями, принят в полном соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ и других нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок утверждения документов территориального планирования. Граница г.о. Кинель установлена Законом Самарской области от 10.10.2008 г. №106-ГД «Об установлении границы городского округа Кинель Самарской области». При этом, административный истец указанный Закон не обжалует. В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №,
Решение № 2-2184/17 от 29.12.2017 Волжского районного суда (Самарская область)
муниципального района Волжский с учетным номером - 10654643, городского округа Самара - №; ДД.ММ.ГГГГ выгружены границы муниципальных образований, в том числе муниципального района Волжский с учетным номером - №. Однако, в сведениях на публичной кадастровой карте корректные сведения не отобразились. Из сообщения Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что согласно представленным документам и топографическим материалам Департамента, а также в соответствии с Законом Самарской области от 22.02.2005 № 61 ГД «Об установлении границ городского округа Самара Самарской области», земельный участок истца не входит в границы городского округа Самара и не располагается в границах Красноглинского внутригородского района. В соответствии с ответом Филиала Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером №, расположенном:<адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования - под садоводство,