ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Установление нормативов на коммунальные услуги - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 21.12.2020) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями")
предусмотренном частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. (п. 25(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603; в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) (см. текст в предыдущей редакции) 25(2). Коэффициент периодичности внесения платы за тепловую энергию определяется равным отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", к количеству месяцев в календарном году. (п.
Письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 (с изм. от 15.06.2018) "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (вместе с "Информацией об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг")
Правилам N 354 (при применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, установленных на отопительный период) или по формуле 2 приложения N 2 к Правилам N 354 (при применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года). При применении формулы 2.1 приложения N 2 к Правилам N 354 коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с пунктами 3, 18 и 22 Приложения N 1 к Правилам определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306). Если в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Письмо Минрегиона России от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 <О применении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и порядка оплаты коммунальной услуги по отоплению>
Правила установления и определения нормативов), которые были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 258. Данные изменения включают разделение норматива потребления коммунальных услуг, предусмотренного редакцией Правил установления и определения нормативов, действовавшей до 1 июля 2012 г., на две составляющие: норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Правилами установления и определения нормативов с 1 июля 2012 г. устанавливаются правила определения и установления норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек. Введение новой системы оплаты за коммунальные услуги может привести к росту платы граждан за отопление в зимний период с одновременным падением платы в летнее время. Учитывая, что произошел рост тарифов за коммунальные услуги с 1 июля 2012 г. и ожидается еще одно повышение с 1 сентября 2012 г., переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг может привести к росту социальной напряженности в регионах. КонсультантПлюс: примечание.
Решение Верховного Суда РФ от 11.06.2013 N АКПИ13-205 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца второго пункта 42, абзацев второго - четвертого пункта 44, подпункта "б" пунктов 57 - 58, подпунктов "ж", "и", "к" пункта 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, формул 4, 5 приложения N 2 к данным Правилам, частично недействующим пункта 6 данного Постановления, недействующими абзацев третьего и девятого пункта 2, пункта 3, подпункта "а" пункта 4, пунктов 9 - 12, 14, подпункта "а" пункта 16, пунктов 21, 22, 24, 31, 33, 34, абзаца первого пункта 35, пункта 36, подпункта "а" пункта 37, подпунктов "а", "в" - "е" пункта 38, пунктов 40, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, формул 6, 7, 8, 22, 23, 26 и таблицы 5 приложения к названным Правилам>
оборудования (абзацы третий и девятый пункта 2); нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) (пункт 3); при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (подпункт "а" пункта 4); установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. В случае, если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям
Апелляционное определение № 81-АПА19-17 от 11.09.2019 Верховного Суда РФ
установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение МП «Водоканал» Тайгинского городского округа (г. Тайга)» в части 2018 года», компонента на тепловую энергию исходя из тарифа на тепловую энергию, установленного постановлением РЭК Кемеровской области от 26 октября 2017 г. № 307 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 743 «Об установлении ООО «Кузбасская Энергокомпания» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Тайги, на 2017-2019 годы» (далее - Постановление № 307), а также нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденных Постановлением № 458. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности (в связи с утверждением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) корректировки тарифным органом на 2018 г. оспариваемых тарифов, установленных на долгосрочный период, методом индексации. При этом, поскольку тариф
Апелляционное определение № 44-АПА19-5 от 10.04.2019 Верховного Суда РФ
услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами № 306. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306). Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края утверждены приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 17 августа 2017 г. № СЭД-46-09-24-4. Как усматривается из материалов
Апелляционное определение № 58-АПА19-12 от 02.10.2019 Верховного Суда РФ
утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами № 306. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306). Определенные расчетным методом и подлежащие применению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утверждены Постановлением № 409-пр во исполнение Правительством Хабаровского
Решение № А50-17620/12 от 12.11.2012 АС Пермского края
в соответствии с приложением №1 к договору. Данное приложение основывается на методике расчета тепловой энергии, используемой на отопление и горячее водоснабжения утв. Постановлением администрации города Александровска № 551 от 04.06.2003г. и № 477 от 04.06.2004г. Вместе с тем данный нормативный акт утратил свою силу в соответствии с Постановлением Администрации г. Александровска от 27 января 2005 г. N 76 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОТ 30.07.2004 N 782 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ , ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ НА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ТЕРРИТОРИИ Г. АЛЕКСАНДРОВСКА". В соответствии с частью 1, 2, 3 статьи 19 Закона РФ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения
Постановление № А28-12341/2010 от 23.01.2012 АС Волго-Вятского округа
не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Таким образом, требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех элементов ответственности: факта причинения вреда, его размера, вины лица, обязанного к возмещению вреда, противоправности поведения этого лица и юридически значимой причинной связи между поведением указанного лица и наступившим вредом. Разрешая настоящий спор, суды обоснованно исходили из того, что правоотношения, возникающие в сфере установления нормативов на коммунальные услуги , являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации. Как усматривается из материалов дела, Учреждение по роду своей деятельности является исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению гражданам. Согласно пункту 3 Правил № 307 под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем
Постановление № А28-11066/13 от 17.03.2015 АС Волго-Вятского округа
спорный период понижающего коэффициента при расчетах за поставленный ресурс не подтверждает размер убытков. Администрация считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку с 2011 года согласно действующему законодательству установление нормативов потребления для населения входит в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Понижающий коэффициент был принят администрацией города в связи с применением предельного индекса максимально возможного изменения роста коммунальных платежей населения, установленного решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 24.10.2008 № 39/2 «Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям области на 2009 год» в размере 135 процентов. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления возмещать ресурсоснабжающим организациям их затраты, возникшие в результате
Постановление № А28-11067/13 от 17.03.2015 АС Волго-Вятского округа
спорный период понижающего коэффициента при расчетах за поставленный ресурс не подтверждает сумму убытков. Администрация считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку с 2011 года согласно действующему законодательству установление нормативов потребления для населения входит в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Понижающий коэффициент был принят администрацией города в связи с применением предельного индекса максимально возможного изменения роста коммунальных платежей населения, установленного решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 24.10.2008 № 39/2 «Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям области на 2009 год» в размере 135 процентов. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления возмещать затраты ресурсоснабжающих организаций, возникающие в результате применения
Постановление № 06АП-2346/19 от 17.07.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда
с принятым по делу решением, ФГБУ «ЦЖКУ» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В жалобе учреждение указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка законности отказа управления по мотивам наличия нормативов, ранее установленных органом местного самоуправления. Считает необоснованным вывод суда о том, что решение Октябрьского районного Совета народных депутатов от 03.12.2008 № 31 об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению не распространяет свое действие на многоквартирные дома закрытого военного городка № 5 с. Екатеринославка. С мотивировочной частью решения также не согласилось управление, которое сослалось на правомерность отказа в установлении норматива на отопление ввиду отсутствия правовых оснований. Считает, что судом приведены иные мотивы, не являвшиеся основанием для оспариваемого отказа. Полагает, что спорный закрытый военный городок не имеет статуса закрытого административно-территориального образования, поэтому норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении с.
Решение № 3-238/2014 от 18.07.2014 Саратовского областного суда (Саратовская область)
Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», согласно которому нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению. Указывает на то, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В «Саратовской областной газете» не опубликовано решение об установлении нормативов потребления коммунальных услуг , в том числе оспариваемый нормативный правовой акт комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области. Считает, что оспариваемым нормативным правовым актом на него и на неопределенный круг лиц - потребителей тепловой энергии, незаконно возложена обязанность оплачивать непредоставляемый объем тепловой энергии в целях отопления и горячего водоснабжения по экономически необоснованному тарифу (цене). Семигорелов-Нестеров Е.С. представил в заявлении свои расчетные данные полезного отпуска, потерь и производства тепловой энергии, подтверждающие его выводы о том, что комитет
Решение № 3-27/2014 от 30.07.2014 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)
участка и надворных построек определяется в отношении каждого из следующих направлений использования: освещения в целях содержания сельскохозяйственных животных; приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных. Пунктом 51 Правил орган регулирования уполномочен на установление нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек в отношении иных направлений пользования коммунального ресурса. В нарушение указанных требований одно из обязательных направлений использования земельного участка и надворных построек разделено РСТ РБ на 2 самостоятельных: приготовление пищи, подогрев воды, что недопустимо. В суде представители прокуратуры Республики Бурятия Налетова М.М. и Поляков В.В. (по доверенностям) на заявлении настаивали, Поляков В.В. суду пояснил, что РСТ РБ в отсутствие объективных данных о невозможности использования метода аналогов при установлении нормативов на коммунальные услуги , в т.ч. и на электроэнергию, применила расчетный метод по недостоверным данным. Это подтверждается материалами рабочей группы РСТ РБ по установлению тарифов на коммунальные услуги в Республике Бурятия в 2012г. Так, занижена общая
Решение № 2-3837/2022 от 30.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)
и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, сборов, размеров платы), а также установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в порядке, определенном Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306) является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области). Действующие на территории Свердловской области нормативы потребления электроэнергии на содержание