ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Вид разрешенного использования для эксплуатации зданий сооружений - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 1.
жилищного строительства. 17. При внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о здании с видом разрешенного использования "общежитие" в кадастре недвижимости указывается назначение такого здания - "нежилое". 18. При представлении лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника здания, сооружения, либо его законным представителем заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о наименовании данных здания, сооружения или помещения либо об изменении такого наименования (если такое изменение не связано с их реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением их назначения) такие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления. При этом такие сведения в данном заявлении должны быть указаны в отношении: 1) здания или сооружения в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию; 2) здания или сооружения в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре объектов культурного наследия
Определение № 18АП-12390/18 от 28.05.2019 Верховного Суда РФ
земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории. Как установлено судами и следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, видом разрешенного использования спорного земельного участка является строительство павильона мелкооптовой торговли. При этом земельный участок испрашивается предпринимателем ФИО1 для целей эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости - двухэтажного павильона мелкооптовой торговли, построенного при наличии разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию. В соответствии с пунктом 35 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если земельный участок предназначен для строительства или реконструкции зданий, сооружений , использование такого земельного участка для эксплуатации указанных зданий, сооружений может осуществляться без внесения изменений в правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на такой земельный участок. Таким образом, использование земельного участка "для эксплуатации объекта недвижимости"
Определение № 301-ЭС20-10890 от 17.11.2020 Верховного Суда РФ
видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений
Кассационное определение № 9-КА19-6 от 30.10.2019 Верховного Суда РФ
захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах (часть 13 статьи 35 ГрК РФ). Так, согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Дзержинск Нижегородской области, утвержденных постановлением городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 23 июня 2009 г. № 481, спорный земельный участок находится в территориальной зоне свалок ТБО и промотходов (СО-4), и по своему виду разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений полигона для захоронения не утилизируемых нетоксичных, III - IV класса опасности промышленных отходов предназначен для размещения отходов. Зона СО-4 выделена для обеспечения правовых условий использования участков свалок и переработки ТБО и промотходов. Разрешается размещение зданий, сооружений и коммуникаций, связанных только с эксплуатацией объектов, по специальному согласованию. К основным видам разрешенного использования зоны СО-4 относится в том числе: полигоны твердых бытовых отходов; объекты капитального строительства, связанные с хранением, захоронением, утилизацией, накоплением,
Постановление № А76-31805/2017 от 05.06.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
и строительным нормам и правилам истцом представлены технические заключения, выданные АО институтом «Челябинский «Промстройпроект» (т.1 л.д. 146-204, т.2 л.д. 1-29). Суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные истцом документы не могут заменить весь пакет необходимой и предусмотренной указанными выше законами документации, выдаваемой соответствующими уполномоченными органами и подтверждающей безопасность спорных построек. Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отметил, что земельный участок, на котором расположены спорные постройки, принадлежит истцу на праве собственности, вид разрешенного использования: для эксплуатации зданий, сооружений и подъездных железнодорожных путей, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, а не для строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Возведение спорных объектов на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, также является основанием для отказа в исковых требованиях. С учетом указанных обстоятельств судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований истца о признании права собственности на спорные объекты. Согласно правовой позиции, изложенной
Постановление № 18АП-1549/10 от 11.03.2010 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
Постановления Правительства Оренбургской области от 11.04.2008 № 157-п) изменение вида разрешенного использования земельного участка в период с 01.01.2007 по 01.01.2008 является одним из оснований для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка путем суммирования значений кадастровой стоимости обособленных земельных участков ФГУ «ЗКП» по Оренбургской области, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости. Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, был поставлен на кадастровый учет в июле 2003 года, имел вид разрешенного использования «для эксплуатации зданий, сооружений и подъездного железнодорожного пути», в связи с чем, его кадастровая стоимость (14 316 365,88 руб.) была рассчитана с применением удельного показателя для 7 группы видов функционального использования, установленного Постановлением администрации Оренбургской области от 29.05.2003 № 103-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений» (далее - Постановление № 103-п). Указанное постановление утратило силу в связи с принятием Постановления № 414-п с 01.01.2008. На территории Оренбургской области в 2007 году работы по
Решение № А76-8110/14 от 02.07.2014 АС Челябинской области
его отсутствие по правилам ч. 5 ст. 156 АПК РФ. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего. Как усматривается из материалов дела, истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:36:0428006:17; площадью 15 020 кв.м, расположенный по адресу: <...>, категория земель: земли – населенных пунктов – эксплуатация сооружений (погрузочно-разгрузочные пути, подъездной железнодорожный путь); вид разрешенного использования: для эксплуатации зданий, сооружений и территории производственной базы (л.д. 20-22, 24). Из неоспоренных ответчиком пояснений истца следует, что на указанном земельном участке расположены сооружения (погрузочно-разгрузочные соединительные пути, протяженностью 1 030,37 м, кадастровый (или условный) номер 74:36:00000000000:038396:1000/М1-М11, и протяженностью 653,79 м, кадастровый (или условный) номер 74:36:00000000000:038396:1000/М12-М13 (ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ). Право собственности истца на указанные сооружения подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 20.12.2004 (л.д. 25, 26). Реализуя свое право, предоставленное п. 1 ст.
Решение № А76-31805/2017 от 06.04.2018 АС Челябинской области
как указано выше, в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрен упрощенный, в сравнении с установленным для законно осуществляемого разрешенного строительства, порядок подтверждения безопасности строения для жизни и здоровья окружающих. Представленные истцом документы не могут заменить весь пакет необходимой и предусмотренной указанными выше законами документов, выданных соответствующими уполномоченными органами и подтверждающих безопасность спорных построек. Также суд отмечает, что земельный участок, на котором расположены спорные постройки, принадлежит истцу на праве собственности, вид разрешенного использования: для эксплуатации зданий, сооружений и подъездных железнодорожных путей, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, а не для строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Возведение спорных объектов на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, также является основанием для отказа в исковых требованиях. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом исковых требований. Статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации установлена уплата
Решение № 3А-1686/19 от 16.01.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
номером <...> в границах участка с кадастровым номером <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства (постройки свино-товарной фермы); - объект с кадастровым номером <...> в границах участка с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «для эксплуатации производственной базы, подъездных путей»; - объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> в границах земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «для эксплуатации зданий, сооружений , сельскохозяйственного производств»; Указанные выше виды разрешенного использования земельных участков: «для сельскохозяйственного производства, эксплуатации зданий и сооружений полевого стана, механизированного тока»; «для сельскохозяйственного производства, эксплуатации зданий и сооружений молочно-товарной фермы»; «для сельскохозяйственного производства (постройки свино-товарной фермы)»; «для сельскохозяйственного производства (постройки свино-товарной фермы); «для эксплуатации зданий, сооружений, сельскохозяйственного производств», на которых расположены нежилые здания, признанные объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, однозначно не предполагают размещения на
Решение № 3А-728/2022 от 28.06.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)
3 июня 2022 г., о чем 10 июня 2022 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ) действуя через представителя по доверенности ФИО7 обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 000 967 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации зданий, сооружений и земель, предназначенных для сельскохозяйственного использования, местоположение: , - в размере его рыночной стоимости 2 902 683,43 руб. на дату установления кадастровой стоимости 1 января 2020 г. В исковом заявлении административный истец указал, что является собственником спорного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят рассчитана на основании постановления Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп и составляет 689 426 030,92 руб., что значительно превышает
Апелляционное определение № 66А-3697/2021 от 16.09.2021 Первого апелляционного суда общей юрисдикции
коммерческого назначения. По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных ими критериев. Между тем, принадлежащее административному истцу здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует. Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, имеющего вид разрешенного использования - для эксплуатации зданий, сооружений завода. Судом установлено, что нежилое здание включено в оспариваемый пункт Перечня по виду фактического использования нежилого здания в целях делового, административного или коммерческого назначения на основании акта обследования Госинспекции от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Акт 2020 года), согласно которому 20,65 % общей площади здания фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания. Оценивая Акт 2020 года в совокупности с другими доказательствами по делу, суд пришел
Кассационное определение № 88А-30528/2021 от 27.12.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции
недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения. По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных ими критериев. Как установлено судами при рассмотрении административного дела и подтверждается его материалами, ООО «УТКИНА-48» на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым №, имеющего вид разрешенного использования - для эксплуатации зданий, сооружений завода. Судами также установлено, что нежилое здание включено в оспариваемый пункт Перечня по виду фактического использования нежилого здания в целях делового, административного или коммерческого назначения на основании акта обследования Госинспекции от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Акт 2020 года), согласно которому 20,65 % общей площади здания фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания. Оценивая Акт 2020 года в совокупности с другими доказательствами по делу, суд