ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Внешняя торговля товарами - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А40-51665/20 от 11.08.2021 Верховного Суда РФ
ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, утвержденное Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1567-р «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных приложениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами», суды признали, что пункт 14 решения от 30.11.2018 № 18-47-03 соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества, поскольку введенные ограничения не ограничивают право заявителя и иных лиц заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, в том
Решение № АКПИ23-491 от 12.09.2023 Верховного Суда РФ
применяемого с 1 января 2023 г., а не с 1 февраля 2023 г. с учетом даты опубликования Постановления № 2403 - 23 декабря 2022 г. Доводы административного истца о нарушении Правительством Российской Федерации такого порядка основаны на неправильном токовании норм материального права. Федеральным законом о таможенном регулировании, целями которого являются: 1) обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации и иных актов, составляющих право Евразийского экономического союза; 2) обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами ; 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию, и товарами, вывозимыми из Российской Федерации; 4) создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, таможенной инфраструктуры (часть 1 статьи 1), в статье 6 урегулированы вопросы,
Определение № 13АП-31867/19 от 21.10.2020 Верховного Суда РФ
в соответствии с нормами главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1567-р «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных приложениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами», «Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» (заключена в г. Базеле 22.03.1989), Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования», Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199 «Об
Определение № 18АП-14622/19 от 28.10.2020 Верховного Суда РФ
на территорию Российской Федерации запрещенной к ввозу продукции. О введении вышеуказанных ответных специальных экономических мер Российская Федерация проинформировала, в том числе своих партнеров по интеграционным объединениям - государства-члены Таможенного Союза и Единого экономического пространства (среди них - Республику Беларусь и Республику Казахстан), Евразийскую экономическую комиссию, Коллегия которой, при участии представителей государств-членов, в том числе Республики Казахстан, еще 18 декабря 2014 года издала Рекомендацию № 21 «О нераспространении вводимых в одностороннем порядке мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами , в отношении товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита». Обеспечение безопасности государства в качестве общепризнанного основания применения государствами-членами интеграционных объединений в одностороннем порядке не только ответных специальных экономических мер в отношении третьих стран, совершивших недружественные (неправомерные) действия, но даже временных мер ограничения торговли с третьими странами, применяемых государствами-членами интеграционных объединений (например, статья 47 Договора о ЕАЭС), или ограничений во взаимной торговле товарами между государствами-членами интеграционного объединения (например, пункт 1 статьи
Постановление № А51-16473/19 от 03.12.2019 АС Приморского края
алкогольной продукции по импорту для последующей реализации ее в розничной сети через магазины беспошлинной торговли должна осуществляться при наличии лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Несогласие общества с данными разъяснениями не может быть принято коллегией во внимание, поскольку носит немотивированный характер, не обусловленный каким-либо выявленным противоречием между указанными разъяснениями и нормами материального права. Что касается доводов заявителя жалобы относительно того, что по смыслу пункта 7 статьи 2 Закона №164-ФЗ термин « внешняя торговля товарами » определяется как импорт и (или) экспорт товаров, в связи с чем предлагаемый обществом подход, предусматривающий то, что ввоз товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, не является импортом, ведет к тому, что такие операции необоснованно не будут попадать в рамки термина «внешняя торговля товарами», то данные пояснения принципиального значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, в связи с чем коллегией не оцениваются. В свою очередь суд апелляционной инстанции также отмечает, что наличие
Постановление № А15-2653/17 от 19.08.2019 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
583, вводится «запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика». В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» от 8 декабря 1993 года № 164-ФЗ, внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона 164-ФЗ, внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров между частью территории Российской Федерации и другой частью территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства, перемещение товаров на территорию Российской Федерации с территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, или перемещение товаров между территориями искусственных островов, установок и
Постановление № 04АП-2721/10 от 21.07.2010 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
исходя из его содержания и условий, является внешнеторговой бартерной сделкой. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под внешнеторговой бартерной сделкой понимается сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств. Статьей 44 названного Федерального закона предусмотрено, что внешняя торговля товарами , услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью (часть 1). Порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если внешнеторговые бартерные сделки
Постановление № А40-168751/2021 от 18.01.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда
которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в ряде позиций. В соответствии с положениями п. 4 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - ФЗ № 164- ФЗ), внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Согласно п. 7 ФЗ № 164-ФЗ, внешняя торговля товарами - импорт и(или)экспорт товаров. В соответствии с положениями п. 28 ФЗ № 164-ФЗ, экспорт товара - вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Таким образом, с учетом положений ФЗ № 164-ФЗ, Федеральный закон от 28.06.2021 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» применим к правоотношениям, связанным с экспортом товара, что также подтверждается самим Заявителем. В свою очередь, зачисление 30.10.2019 на счет №KZ45914002203KZ0074F, открытый
Постановление № А40-168838/2021 от 24.02.2022 Девятого арбитражного апелляционного суда
оплата в иностранной валюте, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в ряде позиций. В соответствии с положениями п. 4 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - ФЗ № 164-ФЗ), внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. В соответствии с положениями п. 7 ФЗ № 164-ФЗ, внешняя торговля товарами - импорт и(или) экспорт товаров. В соответствии с положениями п. 28 ФЗ № 164-ФЗ, экспорт товара - вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Таким образом, с учетом положений ФЗ № 164-ФЗ, Федеральный закон от 28.06.2021 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» применим к правоотношениям, связанным с экспортом товара, что также подтверждается самим Заявителем на стр. 4 апелляционной жалобы. В свою очередь,
Постановление № 5-531/18 от 03.05.2018 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)
стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе) в исключительных случаях по основаниям, предусмотренным разделами VII и VIII настоящего Протокола, государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить временные меры, в том числе по основаниям, отличным от указанных в разделах III и IV настоящего Протокола. В силу ст. 37 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в соответствии с указами Президента Российской Федерации внешняя торговля товарами , услугами и интеллектуальной собственностью может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия Российской Федерации в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН, в том числе мерами, отступающими от положений части 1 статьи 21, статей 22, 29 - 31 и 34 настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311 ФЗ) в случаях
Решение № 21-437/2014 от 18.12.2014 Иркутского областного суда (Иркутская область)
решение и возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает, что подпункт 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза не содержит исчерпывающего перечня мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, поскольку само понятие запретов и ограничений содержит комплекс мер, принимаемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Полагает, что ссылка суда на понятие «внешнеторговой деятельности» несостоятельна, поскольку понятие «запретов и ограничений» связано с понятием « внешняя торговля товарами » и не связано с понятием «внешнеторговая деятельность». Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза. Суд, ссылаясь на понятие «внешнеторговой деятельности» игнорирует более широкое понятие «внешней торговли товарами»,
Решение № 21-23/2015 от 29.01.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)
охраной здоровья граждан, ссылаясь в подтверждение своей позиции на положения международной конвенции, законов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по борьбе против табака. Утверждает, что товары для личного пользования являются предметом внешней торговли, вследствие чего к ним применяются запреты и ограничения в значении, установленном подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза. Считает, что ссылка суда на понятие «внешнеторговой деятельности» несостоятельна, поскольку понятие «запретов и ограничений» связано с понятием « внешняя торговля товарами » и не связано с понятием «внешнеторговая деятельность». Суд, ссылаясь на понятие «внешнеторговой деятельности» игнорирует более широкое понятие «внешней торговли товарами», официальная дефиниция которого дана как в Федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», так и в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран». Из буквального толкования приведенных законов начальник таможенного поста Аэропорт
Решение № 21-104/2015 от 17.03.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)
Таможенного союза. Статьей 1 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» даны понятия внешней торговли товарами, экспорта и импорта товаров. Федеральным законом № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (пункты 4 и 7 статьи 2) установлено, что внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью, а внешняя торговля товарами представляет собой импорт и (или) экспорт товаров. Определение понятия экспорта товаров закреплено в статье 212 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которой «экспорт» - это таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами. Основное понятие импорта дано в статье 209 Таможенного кодекса Таможенного союза и именуется таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления». Выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при