за целевыми древесными породами. Вспомогательные виды ухода за лесами включают уход за опушками леса, уход за подлеском, обрезку сучьев и ветвей. Комплексные, в том числе особые виды ухода за лесами на основе применяемых немеханических способов воздействия на растения и другие компоненты лесных насаждений включают химический уход, внесение удобрения в почву. Если в отчетном году респондентами проводились агролесомелиоративные мероприятия (создание и восстановление защитных лесных насаждений, их реконструкции и направленного формирования, омолаживания кустарников, содействия естественному возобновлению лесных растений, ухода за подростом, закрепления подвижных песков, облесения деградированных земель и подверженных эрозии почв ), лесоводственно-гидролесомелиоративный уход за лесами, лесоводственно-рекультивационный уход за лесами (лесоводственная рекультивация), то для статистических целей площади, на которых выполнялись данные виды ухода за лесами, также включается в строку 28. 9. В разделе 4 "Лесное семеноводство" отражаются мероприятия по созданию и использованию постоянной лесосеменной базы на генетико-селекционной основе в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве". По строке
предусматривается вовлечь в сельскохозяйственный оборот 188 тыс. гектаров. Улучшение малопродуктивных сельскохозяйственных угодий Улучшение (землевание) малопродуктивных сельскохозяйственных угодий плодородным слоем почвы намечается провести на площади 34,7 тыс. гектаров, в том числе 24 тыс. гектаров пашни. Восстановление земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами Наиболее приемлем для утилизации нефтяных загрязнителей земель экологически безопасный биологический метод. В 1992 - 1995 годах намечено утилизировать нефтяные загрязнители на минимальной площади 2,4 тыс. гектаров (таблица 10). Восстановление земель, загрязненных тяжелыми металлами, радиоактивными веществами и другими токсикантами В целях восстановления почв , загрязненных тяжелыми металлами, пестицидами, радиоактивными веществами и другими токсикантами, дальнейшей защиты от загрязнения выбросами и отходами промышленных и сельскохозяйственных предприятий и обеспечения производства экологически чистой продукции предусматривается: провести почвенно-агрохимическое, токсикологическое и радиологическое обследование сельскохозяйственных угодий на площади 106 млн. гектаров; внедрить систему реперных участков и опытных полей для отработки технологий защиты и реабилитации почв, загрязненных токсикантами; осуществить агрохимические, мелиоративные и другие мероприятия по снижению уровня содержания радионуклидов
переработку отходов пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий во вторичное сырье, см. 37.20 - обработку отходов и лома без процесса значительных механических или химических изменений и для продажи третьим лицам, такую как демонтаж автомобилей, машин или компьютеров, или такую как сортирование или прессование отходов бумаги, тканей, пластмассы, древесины и т.п., см. 50, 51, 52 - сбор отходов как часть оптовой торговли отходами, см. 51.57 В 90.03 Уборка территории, восстановление после загрязнения и аналогичная деятельность Эта группировка включает: - обеззараживание почвы и грунтовых вод в местах загрязнения, на месте или не на месте, с использованием механических, физико-химических или биологических методов - обеззараживание и очистку поверхности воды после случайного загрязнения, например сбор загрязнителя или применение химических веществ - очистку после разлива нефти на земле, на поверхности воды, в океанах и морях, включая прибрежные воды - сбор мусора из мусорных урн в общественных местах - подметание и поливку улиц, скверов, дорог, рынков,
рассчитывают по формуле: . (32) Номограмма для графического определения критической мощности защитного угольного пласта m0 приведена на рис. 3 настоящего приложения. 18. Значение и рассчитывают по формулам: ; (33) , (34) где amin выр.пр - наименьший из размеров выработанного пространства очистной выработки на защитном пласте по падению aвыр.пр и по простиранию bвыр.пр, м. Данные для определения и в табличном виде представлены в табл. 1 настоящего приложения. 19. Углы для построения границ зон восстановления опасных нагрузок в почве защитного пласта , , , рассчитывают по формулам: ; (35) ; (36) (37) . (38) В табличном виде данные для определения углов для построения границ зон восстановления опасных нагрузок в почве защитного пласта , , , представлены в табл. 2 настоящего приложения. 20. Значения L1, L2 и L3 рассчитывают по формулам: ; (39) ; (40) . (41) Номограмма для графического определения L1, L2 и L3 приведена на рисунке 4 настоящего приложения. 21.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 февраля 2006 г. N 99 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА" Список изменяющих документов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.06.2007 N 345, от 07.03.2008 N 158, от 16.03.2009 N 230, от 03.10.2009 N 798, от 21.04.2010 N 270, от 26.07.2010 N 557, от 17.03.2011 N 178, от 12.08.2011 N 672, от 14.07.2012 N 721, от 27.12.2012 N 1436) Правительство Российской Федерации постановляет: 1.
проектами рекультивации земель. В ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» (далее - ГОСТ 17.5.1.01-83) указано, что рекультивация - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды, выполняемых в два последовательных этапа: технический и биологический. Пунктом 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельных ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67 действовавших до 25.12.2018 (далее – Основные положения), пунктом 1.8 ГОСТ 17.5.3.04-83 «Общие требования к рекультивации земель» (далее – ГОСТ 17.5.3.04-83) также предусмотрено, что рекультивация нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв , должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический. В ГОСТ 17.5.1.01-83 и Основных положениях разъяснено, что технический этап рекультивации земель предусматривает их подготовку для
в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Вред, причиненный почвам, как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почву, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы, исчисляется на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238. Согласно пункту 3 данной методики исчисление размера вреда при самовольном снятии, уничтожении или порче почв в лесах производится в соответствии с Методикой № 273. Из положений Методики № 273, которая была применена в рамках дела № А75-21624/2007 (впоследствии утратившей силу
постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.09.2018 по делу № А12-1519/2017, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Бурлук» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к акционерному обществу «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» (далее – Компания) о взыскании 63 326 607 руб. 60 коп. убытков в виде затрат на восстановление качества почвы , загрязненной нефтепродуктами. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью «Новониколаевка» в лице конкурсного управляющего ФИО1. Арбитражный суд Волгоградской области решением от 22.02.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.09.2018, взыскал с Компании в пользу Общества 60
вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Для восстановления нарушенных земель осуществляется их рекультивация. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при ликвидации последствий загрязнения земель (пункты 3, 5, 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы , утвержденных приказом Минприроды России от 22.12.1995 № 525). В связи с вышеизложенным, суды пришли к правильному выводу, что восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствия загрязнения окружающей среды (земель). Такое восстановление осуществляется после процедуры ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (земель). При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной
имени Ленина 6 гуртовый участок 1600 метров северо-восточнее д. Сысоевка. Актом внеплановой выездной проверки от 27.10.2021 № 440 зафиксировано, что собственником не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. На земельный участок не разработан проект, не проведена культуртехническая мелиорация земель и комплекс культуртехнических, агротехнических, фитосанитарных и иных мероприятий, обеспечивающих восстановление почв и их плодородия. Земельный участок не введен в сельскохозяйственный оборот и не используется по целевому назначению в сельскохозяйственном производстве. Предписание об устранении выявленных нарушений в области земельного законодательства от 19.05.2021 № 04-П-205/21 (сроком исполнения до 15.10.2021) не исполнено. Управление посчитало, что ФИО1 как собственником земельного участка нарушены пункты 1 - 3 части 2 статьи 13, абзацы 2, 4, 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), абзацы 1,2,3,7 статьи 8 Федерального
арендованных лесных участков. А использование лесного участка, в том числе выполнение работ и проезд техники субподрядчиком должно было осуществляется строго в рамках арендованного участка. Зафиксированные на снимках лесные дороги не являются самостоятельными автодорогами, а являются объектами лесной инфраструктуры, которые предоставляются в аренду в составе лесных участков, в порядке статей 9, 45 ЛК РФ и их использование требует не только договора аренды, но разработки проекта освоения лесов (статья 88 ЛК РФ), включающего проект лесовосстановления и восстановление почв на лесных участках лесопользователем. Указанные лесные дороги не предоставлялись в аренду ни заказчику, ни подрядчику, ни субподрядчику. Использование лесных участков без надлежащего оформления прав является самовольным использованием лесов, за что предусмотрено взыскание ущерба в рамках Постановления № 273. Сопоставляя между собой представленные в дело документы и сведения, видно, что места лесонарушения, зафиксированные в схеме лесонарушения от 08.10.2018 совпадают с лесными дорогами, зафиксированными на космоснимках ОАО «Севергеофизика» от 18.09.2016 и являются короткими путями проезда в
согласившись с принятым решением суда первой инстанции предприниматель обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в ходе рассмотрения которой апелляционным судом удовлетворено ходатайство апеллянта о проведение повторной судебной экспертизы. Проведение экспертизы поручено ООО «Центр судебных Экспертиз» эксперт ФИО8 По заключению эксперта от 13.12.2021 общий размер убытков истца на рекультивацию зараженных почв составляет 28 508 511,45 руб.. С учетом выводов повторной экспертизы с ответчика в пользу истца взысканы убытки в виде затрат на восстановление почв в размере 23 986 831 руб. Суды двух инстанций отказали предпринимателю во взыскании с общества упущенной выгоды в размере 110 660 руб. В указанной части судебные акты сторонами не оспариваются и подлежат оставлению без изменения. Судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального и процессуального права и не учли следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи,
производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (п.2) Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Мировым судьей установлено, что ФИО1 не исполнил в установленный предписанием срок (до ДД.ММ.ГГГГ) законного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица Управление Россельхознадзора по нижегородской области и Республики Марий Эл, возлагающее на гражданина ФИО1 обязанность провести комплекс культуртехнических работ, агротехнических, фитосанитарных и иных мероприятий, обеспечивающих восстановление почв и их плодородия, а также мероприятий по защите от зарастания деревьями, кустарниками и сорной растительностью. Вина правонарушителя полностью доказана материалами дела, исследованными и оглашенными в ходе судебного заседания, оцененными в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом о проведении внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями о получении ФИО1 предписания,
Управлению Россельхознадзора по Нижегородской области и Республики Марий Эл о признании незаконным предписания №ПР-2 от 28 марта 2019 года об устранении нарушений требований земельного законодательства и приостановлении исполнения предписания, в обоснование требований указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером…. 28 марта 2019 года государственным инспектором отдела государственного земельного надзора ФИО2 вынесено предписание №ПР-2 об устранении нарушений требований земельного законодательства путем проведения комплекса агротехнических, культуртехнических, фитосанитарных и иных мероприятий, обеспечивающих восстановление почв и их плодородия, мероприятий по защите от зарастания сорной, древесно-кустарниковой растительностью указанного земельного участка и приведения земельного участка в состояние пригодное для сельскохозяйственного производства. Оспаривая предписание, указывает, что государственным органом не доказано наличие зарастания на его земельном участке сорной и древесной растительностью, а также нецелевое использование самого земельного участка. В связи с чем, просит признать предписание №ПР-2 от 28 марта 2019 года об устранении нарушений требований земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером
выразившееся в неисполнении ФИО2 в срок до ДД.ММ.ГГГГ законного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. Из протокола следует, что в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ земельного участка категории земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», с кадастровым номером №, общей площадью 376500 кв.м,, находящегося в общей долевой собственности ФИО2., доля в праве 34/50, расположенном по адресу: <адрес>. На данном земельном участке на площади 174792 кв.м, не проведен комплекс культуртехнических работ, агротехнических, фитосанитарных и иных мероприятий, обеспечивающих восстановление почв и их плодородия, а так же мероприятий по защите от зарастания деревьями, кустарниками и сорной растительностью, в результате чего данный земельный участок на площади 174792 кв.м. продолжает зарастать сорными растениями (пырей, пижма, одуванчик, мятлик луговой, лебеда), в том числе: на площади - 57774 кв.м. продолжает расти многолетний лес, состоящий из дубов, лип, берез, кленов, ясеней высотой более 8 м. и кустарников лещина на площади 117018 кв.м. продолжает зарастать одиночно растущими деревьями (сосны, березы, дикие
общей площадью 241 500 кв.м., который на площади 140 500 кв.м. зарос деревьями (береза, осина) высотой выше 2 м. и сорными растениями (чернобыльник, костер безостый, цикорий люпин), на оставшейся площади 101 000 кв.м. нарушений не выявлено (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №). По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора по и Эл ФИО1 выдано предписание № об устранении нарушений земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно, провести комплекс агротехнических, культуртехнических, фитосанитарных и иных мероприятий, обеспечивающих восстановление почв их плодородия, а так же мероприятий по защите от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями земельного участка с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальником отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл