ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Возврат гранта в форме субсидии - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росжелдора от 22.12.2021 N 584 "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66756)
группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов; б) планируемых выплат: по расходам - по кодам видов расходов классификации расходов бюджетов; по возврату в бюджет остатков субсидий прошлых лет, предоставлению учреждением кредитов (займов, ссуд), возврату полученных учреждением кредитов, а также перечисление средств на депозиты и вложение в финансовые активы - по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов; по уплате налогов, объектом налогообложения которых являются доходы (прибыль) учреждения, - по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов классификации доходов бюджетов; в) в рамках расчетов между головным учреждением и обособленным(и) подразделением(ями), в том числе при перечислении обособленному подразделению средств части субсидии (гранта в форме субсидии ), полученной учреждением из федерального бюджета, - по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. III. Утверждение Плана 21. План утверждается руководителем учреждения (уполномоченным лицом) после принятия федерального закона о федеральном
Определение № А05-3568/2021 от 01.06.2022 Верховного Суда РФ
по результатам которой вынесено представление от 04.03.2021 № 01-02/194. Согласно представлению на министерство возложена обязанность рассмотреть информацию о выявленных недостатках, нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; принять все предусмотренные законодательством меры для возврата выделенных ФИО1 3 000 000 руб. гранта, из которых из федерального бюджета выделено 2 700 000 руб., из областного бюджета - 300 000 руб.; принять меры по пресечению и предупреждению нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе обеспечить соблюдение Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка разработки и реализации государственных программ Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 10.07.2012 № 299-пп (далее – Порядок № 299-пп), Правил предоставления субсидий и грантов в форме субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп «Об утверждении государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области» (далее –
Определение № 305-ЭС21-13732 от 10.11.2021 Верховного Суда РФ
субсидии осуществляется при условии предоставления победителем конкурса в течение трех рабочих дней с даты публикации протокола о победителях конкурсного отбора в установленном порядке справки, подписанной руководителем победителя конкурса (иным уполномоченным лицом), подтверждающей отсутствие у победителя конкурса на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом. Ответственность за достоверность предоставляемых в Минобрнауки России документов несет победитель конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункта 7(2) Правила предоставления грантов в форме субсидий ). Частью 2 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса. Как установлено судами, по результатам конкурсного отбора организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета
Определение № 305-ЭС21-13732 от 06.10.2021 Верховного Суда РФ
с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом и справку для заключения соглашения о предоставлении субсидии по результатам конкурса в целях реализации мероприятия 1.3 федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» проект № 14.578.21.0266, об отсутствии просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом. Между Минобрнауки России и университетом заключено соглашение от 26.11.2018 № 075-02-2018-210 о предоставлении университету из федерального бюджета в 2018-2020 годах гранта в форме субсидии на финансовое обеспечение реализации федеральной целевой программы. Признавая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, суды исходили из отсутствия в действиях университета состава вмененного правонарушения, признав недоказанным нарушение им условий предоставления субсидии, и установив отсутствие задолженности перед федеральным бюджетом на момент заключения соглашения. При этом суды исследовали представленные университетом документы и
Определение № 304-ЭС21-788 от 02.04.2021 Верховного Суда РФ
сроком действия до 15.12.2017. В соответствии с пунктом 2.1 договора сумма гранта составляет 3 000 000 руб. Объем финансирования за счет собственных средств составляет 3 000 000 руб. (пункт 2.2 договора). Расходование средств признается целевым использованием, если оно будет соответствовать статьям расходов и срокам реализации (пункт 3.2 договора). Пунктом 7.1 договора стороны предусмотрели право департамента потребовать возврат гранта, в том числе в случаях использования гранта не по целевому назначению; неиспользования или использования не в полном объеме грантополучателем средств в сроки, предусмотренные договором. Аналогичные основания предусмотрены в пункте 6.2 Порядка предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на развитие внутреннего, въездного, в том числе этнографического, туризма. Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.07.2019 по делу № А75-9755/2019 утверждено мировое соглашение, в котором стороны признали, что обществом нарушен срок исполнения обязательств по договору о предоставлении гранта от 21.12.2016 № 431; срок действия договора о
Определение № А74-19808/2017 от 09.04.2018 АС Республики Хакасия
двести шестьдесят восемь) руб., из них 215 747 руб. - средства федерального бюджета Российской Федерации, 27 521 руб. - средства республиканского бюджета Республики 215 747 (двести пятнадцать тысяч семьсот сорок семь) руб.: Получатель: УФК по Республике Хакасия (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия л/с <***>) ИНН <***> КПП 190101001 Отделение - НБ Респ. Хакасия Банка России г.Абакан БИК 049514001 р/с <***> КДБ 80911302992020000130 ОГРН <***> ОКТМО 95701000 Назначение платежа: (809-0405-7040150-530-810) (006) Возврат гранта в форме субсидии на поддержку начинающих фермеров, соглашение с участником программы от 21.06.2016 № 99; 27 521 (двадцать семь тысяч пятьсот двадцать один) руб.: Получатель: УФК по Республике Хакасия (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия л/с <***>) ИНН <***> КПП 190101001 Отделение - НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан БИК 049514001 р/с <***> КДБ 80911302992020000130 ОГРН <***> ОКТМО 95701000 Назначение платежа: (809-0405-70401R-053-810) Возврат гранта в форме субсидии на поддержку начинающих фермеров, соглашение с
Решение № А44-5836/2021 от 07.12.2021 АС Новгородской области
участии от истца: пред. ФИО2, дов. от 05.10.2021 № 9, пред. ФИО3, дов. от 05.10.2021 № 9 ответчик и третье лицо: не явились, извещены надлежащим образом, у с т а н о в и л: министерство сельского хозяйства Новгородской области (далее – истец,Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с искомк индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского)хозяйства ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1) о взыскании 12 862 545 руб. 45 коп. в возврат гранта в форме субсидии . К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Федерального казначейства по Новгородской области (далее – Управление). Исковые требования мотивированы тем, что ответчик использовал полученную на развитие семейной животноводческой фермы субсидию с нарушением условий договора (соглашения) от 06.08.2019 № 10 (далее – Соглашение). В предварительном судебном заседании представители истца поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске. В предварительное
Решение № А72-16107/19 от 09.01.2020 АС Ульяновской области
обстоятельствах Министерством не доказано наличие условий для возврата субсидии, оспариваемое требование от 05.08.2019 № 73-ИОГВ-09-01/2740 не соот- ветствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, его следует признать недействительным. Расходы по госпошлине следует возложить на ответчика. Руководствуясь статьями 110, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Признать недействительным требование Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области о необходимости возврата гранта в форме субсидии от 05.08.2019 № 73-ИОГВ-09-01/2740. Обязать Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО5 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1. Взыскать с Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО5 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей 00 копеек. Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя. Решение вступает в законную силу по
Постановление № А72-2570/18 от 05.09.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.05.2018 по делу №А72-2570/2018 (судья Овсяникова Ю.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ИНН <***>, ОГРН <***>), с.Кадышевка, Павловский район, Ульяновская область, к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Ульяновск, о признании недействительным требования о необходимости возврата гранта в форме субсидии от 18.12.2017 №73-ИОГВ-07-01/12111, и по исковому заявлению Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, о взыскании субсидии в сумме 1 877 772 руб. 50 коп., УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - ответчик), о признании недействительным требования о
Решение № А19-17001/20 от 15.02.2021 АС Иркутской области
Ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, исходя из положений ст.121, 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в судебное заседание не явился. ( помимо требований АПК РФ извещен телефонограммой ). В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив, что основанием для обращения в суд с настоящим заявлением явилось невыполнение ответчиком обязательств по Соглашению от 18.05.2016 №009-НФ, неисполнение требования от 11.03.2020 №02-57-1031/20 о возврате гранта в форме субсидии . Дело рассматривается в соответствии главы 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства 22.01.2016 ОГРНИП <***>. Между ГКФХ ФИО1 и Министерством сельского хозяйства Иркутской области 18.05.2016 заключено соглашение №009-НФ о предоставлении начинающим фермерам Иркутской области гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с указанным Соглашением Министерство предоставляет ГКФХ ФИО1 (получатель) грант на создание и развитие
Апелляционное определение № 2-399/2021 от 22.09.2022 Курского областного суда (Курская область)
Курской области сумму гранта в размере 3 000 000 рублей, в том числе 150 000 руб. – средства областного бюджета, 2 850 000 руб. – средства федерального бюджета, по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Курской области (комитет АПК Курской области л/с <***>) ИНН № КПП № КС № ЕКС № БИК № Отделение КУРСК БАНКА РОССИИ /УФК по Курской области г. Курск ОКТМО № Код дохода № Код цели 19-В08 Назначение платежа: возврат гранта в форме субсидии на поддержку начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, полученного в 2017 году, согласно требованию Комитета агропромышленного комплекса Курской области от 17.02.2021 №07.1-03-19/871. Взыскать с ФИО2 в бюджет Муниципального образования «город Льгов» государственную пошлину в размере 23 200 руб. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех
Решение № 2-2132/20 от 14.09.2020 Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край)
(л.д. 13). Согласно выписке из ЕГРИП от (дата) ИП ФИО2 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (дата), в связи с принятием им соответствующего решения (л.д. 14-18). (дата) Департаментом в адрес ФИО2 направлено требование о возврате полученного по договору №... от (дата) гранта (л.д. 19-21). Данное требование ответчиком получено, не исполнено. Анализируя представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком ФИО2 были нарушены условия, предусмотренные договором №... от (дата) по возврату гранта в форме субсидии на возмещение затрат, связанных с созданием дополнительных мест для детей дошкольного возраста, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению. Таким образом, с ответчика ФИО2 в пользу Департамента образования администрации города Перми следует взыскать денежные средства в сумме 904 864 рубля 95 копеек. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Департамента образования администрации города Перми удовлетворить. Взыскать с ФИО2 в пользу Департамента образования администрации
Решение № 2-1-118/2021 от 25.01.2021 Дзержинского районного суда (Калужская область)
требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). 23.07.2020 года истец направил в адрес ФИО1 уведомление о возврате гранта в 30-тидневный срок со дня получения уведомления, которое было получено ответчиком 30.07.2020 года и оставлено без исполнения (л.д. 13, 14). 22.09.2020 года истец направил ответчику досудебную претензию о возврате гранта в форме субсидии , которая была получена последним 29.09.2020 года и на дату рассмотрения дела требования указанные в претензии не исполнены (л.д. 19-21, 22). С учетом установленных в судебном засе6дании обстоятельств, принимая во внимание, что крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого являлся ответчик, прекратило свою деятельность, соответственно ФИО1 не выполняет обязательства по использованию средств гранта исключительно для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта, суд приходит к выводу, что