ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Запрещенные валютные операции - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № А38-875/19 от 30.10.2019 Верховного Суда РФ
наличии вины в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суды признали, что процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, срок давности привлечения к ответственности соблюден, размер назначенного штрафа соответствует санкции нормы части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения положений о малозначительности правонарушения не имеется. Вопреки доводам жалобы под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции , осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации. Изложенные в жалобе доводы приводились при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку судов, правомерно отклонены по мотивам, подробно изложенным в соответствующих судебных актах. В общем случае вопросы о снижении санкций, об освобождении от административной ответственности связаны с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие заявителя с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств в
Постановление № А55-21950/18 от 10.12.2018 АС Самарской области
ч.2 данной статьи предусмотрена оговорка: если иное не предусмотрено Законом №173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств. Вместе с тем ст.6 Закона №173-ФЗ предусмотрено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, за исключением операций, предусмотренных ст.11 этого закона. Таким образом, валютные операции, осуществленные обществом, не отнесены действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения. С учетом изложенного суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии в действиях общества события правонарушения, вменяемого в вину АО «Тяжмаш». В силу п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Постановление № А55-12451/18 от 18.02.2019 АС Самарской области
ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в части 6.1 настоящей статьи. Указанная правовая норма не содержит каких-либо ограничений на валютные операции между юридическим лицом - резидентом (АО «ТЯЖМАШ») и нерезидентами. Таким образом, вышеуказанные валютные операции, осуществленные обществом, не отнесены действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения. В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Исходя из положений части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. С учетом вышеизложенного суд
Постановление № А55-12450/18 от 06.02.2019 АС Самарской области
- резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в ч. 6.1 настоящей статьи. Таким образом, указанная норма не содержит каких-либо ограничений на валютные операции между юридическим лицом - резидентом (АО «ТЯЖМАШ») и нерезидентами. Валютные операции, осуществленные обществом, не отнесены действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу. Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ).
Постановление № А03-12072/06 от 30.11.2006 АС Алтайского края
для которой статье 14 Закона о валютном регулировании установлены исключения. Нормами Закона о валютном регулировании регулируют отношения между определенными субъектами (резидентами и нерезидентами в различных сочетаниях) по поводу конкретных отношений (валютные ценности, валюта Российской Федерации, внутренние ценные бумаги), устанавливают определенные требования к осуществлению валютных операций, невыполнение которых запрещается и влечет соответствующую ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В этой связи правомерны выводы суда, что такие операции обоснованно квалифицированны как нарушение установленного порядка расчетов, осуществления запрещенных валютных операций , ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере суммы от трех четвертых до одного размере суммы незаконной валютной операции. Доводы заявителя о неприменении судом статьи 6 Закона о валютном регулировании несостоятельны по указанным выше основаниям. Отсутствие в решении суда первой инстанции ссылки на нормы закона не являются основанием для отмены по существу правильного судебного акта. Ссылка заявителя жалобы на имеющуюся
Постановление № 03АП-907/08 от 04.05.2008 Третьего арбитражного апелляционного суда
основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, - резидентами. Таким образом, выдача предпринимателем заработной платы иностранным гражданам в валюте Российской Федерации является валютной операцией. Вместе с тем, исходя из части 1 статьи 15.25 КоАП, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции , совершаемые с нарушением установленных требований об использовании специального счета, и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании. В валютном законодательстве Российской Федерации не содержится запрет на выдачу индивидуальным предпринимателем – резидентом заработной платы иностранным гражданам в валюте Российской Федерации. Исходя из статьи 6 Закона о валютном регулировании,
Решение № 21-518/17 от 30.03.2017 Московского областного суда (Московская область)
областной таможни было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, которым ФИО2 был признан виновным в совершении указанного правонарушения. Суд, отменяя постановление должностного лица о привлечении ФИО2 к административной ответственности, исходил из того обстоятельства, что материалами дела не установлено, что данное лицо являлось продавцом транспортного средства и получило от данной сделки денежные средства, а также то, что валютная операция, осуществленная ФИО2, не отнесена действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения. Кроме того, суд пришел к выводу, что валютным законодательством Российской Федерации в настоящее время не предусмотрен запрет на получение гражданином РФ от иностранного гражданина платы в валюте Российской Федерации по договору купли-продажи, поскольку порядок осуществления такой валютной операции, а также требования об использовании специального валютного счета при ее совершении не установлены. С данными выводами суда не может согласиться суд второй инстанции, поскольку судом нарушены
Решение № 07-1011/2021 от 16.09.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
по Волгоградской области и возвращая дело на новое рассмотрение, судья районного суда пришел к выводу о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Свои выводы суд первой инстанции мотивировал тем, что председателю СПК «Овощное» ФИО1 административным органом вменено совершение нескольких составов административных правонарушений, перечисленных в диспозиции ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, объективной стороной которых является совершение запрещенных валютных операций и операций, осуществляемых с нарушением валютного законодательства. Судья районного суда пришел к выводу о том, что в оспариваемом постановлении административный орган не дал окончательную юридическую квалификацию правонарушения, отраженного в мотивировочной части постановления, а также посчитал, что объективная сторона правонарушения, указанная в мотивировочной части, не может быть одновременно квалифицирована по всем составам, предусмотренным ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Также судья районного суда в решении указал, что обжалуемое постановление не содержит указание на предыдущее
Решение № 07-1066/2021 от 05.10.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
области и возвращая дело на новое рассмотрение, судья районного суда пришел к выводу о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Свои выводы суд первой инстанции мотивировал тем, что председателю СПК «Овощное» ФИО1 административным органом вменено совершение нескольких составов административных правонарушений, перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, объективной стороной которых является совершение запрещенных валютных операций и операций, осуществляемых с нарушением валютного законодательства. Судья районного суда пришел к выводу о том, что в оспариваемом постановлении административный орган не дал окончательную юридическую квалификацию правонарушения, отраженного в мотивировочной части постановления, а также посчитал, что объективная сторона правонарушения, указанная в мотивировочной части, не может быть одновременно квалифицирована по всем составам, предусмотренным ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Также судья районного суда в решении указал, что обжалуемое постановление не содержит указание на предыдущее
Решение № 12-1665/2021 от 27.10.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)
такими физическими лицами - резидентами юридическим лицам - резидентам неизрасходованных авансов, выданных в связи со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации. В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами. Частью 6.1 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что со средствами, указанными в части 6 настоящей статьи, между резидентами без ограничений осуществляются следующие валютные операции: 1) операции по выплате сотрудникам (работникам) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, месячного должностного оклада с надбавками, денежного содержания,
Решение № 12-372/20 от 12.02.2021 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)
15.25 КоАП РФ. Кроме того, налоговый орган неверно толкует нормы права. Валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме, а открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента, поскольку действующим законодательством такая обязанность не установлена. Таким образом, валютная операция, осуществленная обществом, не отнесена действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения. При изложенных обстоятельствах, исходя из ч. 6 ст. 4 Закона N 173-Ф3, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями статей 1, 2, 4, 13, 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, ст.129, 130, 131, 136 Трудового