ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Заявление о привлечении контролирующего лица - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве"
признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов должника (в том числе в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве) (пункты 3 и 4 статьи 61.14 Закона о банкротстве). 29. По смыслу пункта 3 статьи 61.14 Закона о банкротстве кредиторы должника по текущим обязательствам после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства, вправе подать заявление о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.11 Закона о банкротстве, лишь в том случае, если их требования подтверждены вступившим в законную силу судебным актом или иным документом, подлежащим принудительному исполнению в силу закона. 30. После возвращения заявления о признании должника банкротом уполномоченному органу он вправе предъявить вне рамок дела о банкротстве требование о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 61.11 и 61.12 Закона о банкротстве, если возврат заявления мотивирован
"Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020)
инстанции отказал в признании незаконным бездействия арбитражного управляющего, зарезервировавшего необходимую сумму, указав, что его поведение являлось законным, отвечало принципам добросовестности и разумности (п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве). В другом деле конкурсный кредитор обратился в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер (п. 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ, ст. 46 Закона о банкротстве) в виде запрета осуществлять расчеты за счет конкурсной массы по требованию другого кредитора, являющегося ответчиком по заявлению о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности. Конкурсный управляющий возражал против принятия подобных мер, поскольку и в их отсутствие управляющий обязан зарезервировать средства, подлежащие выплате привлекаемому к ответственности лицу. Суд удовлетворил заявление кредитора. Наличие обязанности по резервированию не лишает независимого кредитора права заявить ходатайство о принятии обеспечительных мер. Испрашиваемые меры направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между лицами, вовлеченными в процесс банкротства, и предотвращение причинения значительного ущерба независимым кредиторам на случай недобросовестности арбитражного управляющего.
"Порядок подготовки и предоставления информации о ходе проведения ликвидационных процедур в отношении кредитных организаций" (утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 16.03.2015, протокол N 32, раздел II) (ред. от 27.06.2019) (вместе с "Рекомендациями при подготовке сведений о кредитной организации на дату открытия конкурсного производства (введения процедуры принудительной ликвидации)", "Рекомендациями при подготовке информации о деятельности кредитной организации в части анализа активов")
суд является Представитель; 10) иные сведения, направляемые по требованию арбитражного суда и касающиеся процедуры конкурсного производства (принудительной ликвидации), в том числе Отчет о деятельности, который подготавливается в соответствии с п. 1 ч. 3.2 настоящего Порядка (п. 3 ст. 143 Закона о банкротстве). Ответственным за подготовку и предоставление сведений является Представитель. 11) ходатайство о возобновлении производства по делу (либо судебный акт об итогах рассмотрения ходатайства) в случае, если арбитражным судом на момент рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности вынесено определение о приостановлении рассмотрения этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами, одновременно с отчетом о результатах проведения конкурсного производства в арбитражный суд направляется ходатайство о возобновлении производства по рассмотрению данного заявления с указанием размера субсидиарной ответственности. Представитель не позднее 10 дней с момента завершения указанных мероприятий направляет в Экспертно-аналитический департамент соответствующее уведомление с приложением отчетности по
"Порядок заключения и сопровождения договоров в ходе конкурсного производства (ликвидации) в отношении финансовых организаций" (утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 04.12.2017, протокол N 138) (ред. от 04.03.2019)
лиц, чьи действия причинили и (или) были направлены на причинение имущественного вреда Доверителю. 5. Правовое сопровождение текущей деятельности конкурсного управляющего (ликвидатора) Банком, в том числе по ведению хозяйственных, трудовых и иных споров. 6. Правовое сопровождение судебных процедур оспаривания сомнительных сделок, совершенных в преддверии банкротства Банка согласно представленному Доверителем плану, а также оценка экономической целесообразности оспаривания сомнительных сделок в соответствии с методическими рекомендациями, предоставленными Экспертно-аналитическим департаментом Агентства в рабочем порядке. 7. Правовое сопровождение заявлений о привлечении контролирующих Банк лиц к гражданско-правовой ответственности. 8. Правовое сопровождение процедур исполнительного производства в отношении должников Банка, в т.ч. контролирующих Банк лиц. 9. При оказании услуг, указанных в пунктах 1 - 8 настоящего Технического задания, Адвокаты обязуются осуществлять следующие действия: 1) предоставлять устные и письменные консультации и справки по правовым вопросам, возникающим в процессе сопровождения процедур взыскания задолженности, оспаривания сомнительных сделок, привлечения контролирующих Банк лиц к гражданско-правовой ответственности, уголовного судопроизводства, ведения исполнительных производств и процедур банкротства
Определение № 17АП-1287/19 от 20.04.2020 Верховного Суда РФ
статьей 9, пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции, действовавшей в спорный период) и исходили из доказанности необходимой совокупности условий для привлечения бывшего руководителя должника ФИО1 к субсидиарной ответственности, указав на неисполнение им обязанности по обращению в суд с заявлением о признании банкротом подконтрольной ему организации при наличии к тому оснований. Доводы жалобы, в том числе касающиеся отсутствия у упомянутых лиц права на подачу заявления о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности, были предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о неправильном применении ими норм права, сводятся к установлению иных обстоятельств по обособленному спору, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил: в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать. Судья Д.В. Капкаев
Определение № А40-3720/18 от 14.03.2022 Верховного Суда РФ
дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Между тем таких оснований по результатам изучения судебных актов и доводов кассационной жалобы не установлено. Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 34, 35, 61.11, 61.14 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и исходили из отсутствия у ФИО1 полномочий от имени должника и его кредиторов обращаться в суд с заявлением о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. При таких условиях суды прекратили производство по обособленному спору. Доводы заявителя кассационной жалобы выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании. На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил: отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Судья Верховного Суда И.А. Букина
Определение № 309-ЭС19-16494 от 27.09.2019 Верховного Суда РФ
предпринимательской и иной экономической деятельности. Между тем таких оснований по результатам изучения судебных актов и доводов кассационной жалобы не установлено. Разрешая спор, суды руководствовались положениями статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в применимой редакции), статей 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что конкурсным управляющим был пропущен срок исковой давности по предъявленному требованию, что в свою очередь является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявления о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности. Доводы заявителя кассационной жалобы выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании. На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил: отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Судья Верховного Суда И.А. Букина Российской Федерации
Определение № 09АП-38249/19 от 02.09.2019 Верховного Суда РФ
года Судья Верховного Суда Российской Федерации Капкаев Д.В., изучив кассационную жалобу управляющего ООО КБ «Аскания Траст» (далее – должник) в лице Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» на определение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2019 по делу № А40-131005/2014, установил: в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника его конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Определением суда первой инстанции от 16.11.2018, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной инстанции от 12.02.2019 и округа от 30.04.2019 заявление конкурсного управляющего должником о привлечении к субсидиарной ответственности ФИО1 и ФИО2 по обязательствам должника в размере 273 334 000 руб. удовлетворено, в привлечении к субсидиарной ответственности иных контролирующих должника лиц отказано. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, конкурсный управляющий должником просит отменить названные судебные акты в
Постановление № А53-3999/2021 от 21.12.2021 АС Северо-Кавказского округа
то, что никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный (слишком длительный) срок. В связи с изменениями законодательства соответствующая правоприменительная практика также неоднократно изменялась. Статья 10 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ не предусматривала особенностей исчисления срока исковой давности по требованиям о привлечении к субсидиарной ответственности. В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ заявление о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, может быть подано в течение одного года со дня, когда подавшее это заявление лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом. Согласно абзацу пятому пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в
Постановление № А33-13130/20 от 03.08.2023 АС Восточно-Сибирского округа
обязательствам должника. Суд апелляционной инстанции, установив, что ООО «Энергоресурсы Сибирь», задолженность которого включена в реестр требований, аффилировано по отношению к должнику, учитывая правовой подход Верховного Суда Российской Федерации, сформулированный в определении от 28.09.2020 № 310-ЭС20- 7837, правомерно изменил размер субсидиарной ответственности, исключив из него требование указанного кредитора. ФИО5 было заявлено о пропуске срока исковой давности. В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве, редакции, действующей на дату признания должника банкротом, заявление о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, может быть подано в течение одного года со дня, когда подавшее это заявление лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом. Поскольку должник признан банкротом 26.11.2020 (резолютивная часть решения), а заявление конкурсного управляющего о привлечении ответчиков к субсидиарной ответственности подано в арбитражный суд
Постановление № А60-30511/14 от 20.09.2022 АС Уральского округа
указания (иным образом определять его действия)); неправомерных действиях (бездействии) данного лица, причинивших вред кредиторам и влекущих за собой субсидиарную ответственность; недостаточности активов должника для проведения расчетов со всеми кредиторами, при этом в любом случае течение срока исковой давности не может начаться ранее введения процедуры конкурсного производства (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве, в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ, заявление о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному 4 данной статьи, может быть подано в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом. В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве, в редакции от 28.12.2016, заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 2
Апелляционное определение № 33-2152/2022 от 25.08.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)
были признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов должника (в том числе в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве) (пункты 3 и 4 статьи 61.14 Закона о банкротстве). По смыслу пункта 3 статьи 61.14 Закона о банкротстве кредиторы должника по текущим обязательствам после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства, вправе подать заявление о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.11 Закона о банкротстве, лишь в том случае, если их требования подтверждены вступившим в законную силу судебным актом или иным документом, подлежащим принудительному исполнению в силу закона. В соответствии с пунктом 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» заявление о привлечении к субсидиарной ответственности как по основаниям, предусмотренным статьей
Апелляционное определение № 33-21380/2021 от 01.07.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
были признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов должника (в том числе в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве) (пункты 3 и 4 статьи 61.14 Закона о банкротстве). По смыслу пункта 3 статьи 61.14 Закона о банкротстве кредиторы должника по текущим обязательствам после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства, вправе подать заявление о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.11 Закона о банкротстве, лишь в том случае, если их требования подтверждены вступившим в законную силу судебным актом или иным документом, подлежащим принудительному исполнению в силу закона. В соответствии с пунктом 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата ...> N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» заявление о привлечении к субсидиарной ответственности как по основаниям, предусмотренным
Решение № 2-3084/20 от 08.07.2020 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)
ответчикам ФИО1, ФИО2 о признании договора купли-продажи недействительным В обоснование иска УФНС указало, что Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2018 года ООО «Камелия» признано несостоятельным (банкротом) В реестр требований кредиторов ООО «Камелия» включена кредиторская задолженность перед УФНС и ПАО «Интехбанк» на общую сумму 1,1 млрд. рублей – в том числе задолженность перед бюджетом на сумму 28 988 696 руб. 45 коп. 10 апреля 2019 года УФНС направлено в суд заявление о привлечении контролирующего лица должника ФИО1 к субсидиарной ответственности. В рамках рассматриваемого заявления Арбитражным судом Республики Татарстан приняты обеспечительные меры в виде – определением от 16 апреля 2019 года Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан запрещено совершать действия по регистрации отчуждения и перехода прав в отношении зарегистрированных за ФИО1 объектов: строение в кадастровым номером 16:50:160301:1004 площадью 965,7 кв.м. на <адрес> помещение 2077; строение в кадастровым номером 16:50:060102:2935 площадью 12,1 кв.м. на
Решение № 2-10359/18 от 27.05.2019 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)
были признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов должника (в том числе в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве) (пункты 3 и 4 статьи 61.14 Закона о банкротстве). По смыслу пункта 3 статьи 61.14 Закона о банкротстве кредиторы должника по текущим обязательствам после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства, вправе подать заявление о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.11 Закона о банкротстве, лишь в том случае, если их требования подтверждены вступившим в законную силу судебным актом или иным документом, подлежащим принудительному исполнению в силу закона. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность привлечения контролирующего лица к субсидиарной ответственности после прекращения деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется, иск удовлетворению не подлежит.
Определение № 88-25310/2021 от 11.10.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции
были признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов должника (в том числе в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве) (пункты 3 и 4 статьи 61.14 Закона о банкротстве). По смыслу пункта 3 статьи 61.14 Закона о банкротстве кредиторы должника по текущим обязательствам после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства, вправе подать заявление о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.11 Закона о банкротстве, лишь в том случае, если их требования подтверждены вступившим в законную силу судебным актом или иным документом, подлежащим принудительному исполнению в силу закона. В соответствии с пунктом 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» заявление о привлечении к субсидиарной ответственности как по основаниям, предусмотренным статьей