ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Животный мир - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-ЭС21-13509 от 04.10.2021 Верховного Суда РФ
с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в редакции, действовавшей в спорный период (далее – Закон № 33-ФЗ), национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности, следовательно, земельные участки, закрепленные за национальными парками, в том числе земельный участок с кадастровым номером 23:49:0116002:0002, находившийся в границах Сочинского национального парка, являются федеральной собственностью. Согласно части 2 статьи 12 Закона № 33-ФЗ земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир , находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. В силу пункта 1 статьи 20 ЗК РФ, принятого в 2001 году, в редакции, действовавшей в период заключения в 2005 году спорного договора аренды, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Частью 2 статьи 13 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд,
Определение № 17АП-20035/18 от 30.10.2019 Верховного Суда РФ
Закона об охоте, подпункт "д" пункта 3.2. Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.11.2010 N 512, пункт 3.1. Приказа Минприроды России от 29.08.2014 N 379). Согласно пунктам 5, 7 Положения национальный парк "Нечкинский" отнесен к ведению Минприроды России; управление национальным парком осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный парк "Нечкинский" (далее - учреждение). В соответствии с пунктом 13 Устава учреждения (утвержденного Приказом Минприроды России от 20.05.2011 N 377) земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир , находящиеся на территории национального парка, предоставляются учреждению в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами. Учреждение вправе оказывать услуги по организации спортивного и любительского рыболовства, а также по организации и проведению спортивной и любительской охоты (подпункты 14, 15 пункта 23 Устава учреждения). Охотничьи угодья, являющиеся предметом спорных охотхозяйственных соглашений, включают в себя территорию национального парка "Нечкинский", относящейся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Судами правомерно указано, что охотхозяйственные соглашения не могут быть
Решение № АКПИ19-82 от 17.04.2019 Верховного Суда РФ
окружающей среде, возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Согласно статье 78 данного Федерального закона определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. К компонентам природной среды Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (статья 1). В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. На основании
Постановление № 80-АД21-5 от 14.01.2022 Верховного Суда РФ
кодексом, федеральными законами. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Компонентами природной среды согласно статье 1 названного закона признаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Пунктом 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных
Постановление № А56-36597/16 от 31.07.2017 АС Северо-Западного округа
до п. Ермилова. От п. Ермилово по береговой полосе Финского залива до п. Годуновка далее по дороге на восток до береговой полосы бухты Ключевская и по береговой полосе до п. Советский». Обществу выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира от 29.12.2007 серии О № 0001182. Комитет заключил с государственным учреждением «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (далее - ГУ «ААНИИ») государственный контракт от 11.12.2009 № 37-09 на выполнение работ по разработке информационно-аналитической системы « Животный мир Ленинградской области». Техническим заданием к контракту (пункт 6.3) предусмотрено картирование участков территорий, акваторий, предоставленных комитетом юридическим лицам в пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории Ленинградской области, а также уточнение площадей охотничьих угодий. Комитет и ГУ «ААНИИ» заключили государственный контракт от 06.09.2010 № 21 на выполнение работ по развитию информационно-аналитической системы «Животный мир Ленинградской области». Комитет и общественная организация заключили охотохозяйственное соглашение от 14.11.2012 № 73 о предоставлении территории для пользования
Постановление № 17АП-7468/07 от 08.11.2007 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001г. №454-ст, охота отнесена к виду экономической деятельности. Согласно ст.36 Федерального закона «О животном мире» предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации. Животный мир предоставляют в пользование: в отношении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности, - соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решения Правительства Российской Федерации; в отношении объектов животного мира, не находящихся в федеральной собственности, - соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановление № А32-4599/2021 от 20.01.2022 АС Северо-Кавказского округа
20.01.2016, можно сделать вывод, что привлечение общества за совершение указанного правонарушения возможно исключительно при выявлении факта нарушения среды обитания животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Краснодарского края. Без самого факта нарушения среды обитания, как указано в диспозиции статьи, не могут произойти какие-либо последствия. Прокладка нефтепровода ответчиком сопровождалась нарушением среды обитания животных, что привело к их гибели, сокращению численности. Материалами административного дела установлено, что проектная документация объекта не содержит результатов оценки воздействия на животный мир и его среду обитания (исключая водные биологические ресурсы), описания мероприятий по охране животного мира, сохранению среды обитания животных, путей их миграции, расчета затрат на реализацию таких мероприятий, программы экологического мониторинга в отношении животного мира. Проведение мероприятий по охране животного мира (исключая водные биологические ресурсы), сохранению среды обитания животных, путей их миграции на местности не отмечено. Актом обследования от 16.02.2016 установлено, что в результате проводимых обществом земляных и иных работ трансформирована почва, уничтожена тростниковая и
Постановление № А27-15175/2021 от 31.05.2022 АС Западно-Сибирского округа
и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду». В данном разделе приводятся данные о фоновом состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости), а также природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов; данные, характеризующие потенциальное и непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов. На основании сравнительной оценки вышеуказанных данных делается вывод о проведении наблюдений за конкретными компонентами природной среды и природными объектами на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (пункт 16 Порядка № 66). В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природная среда это совокупность компонентов природной
Решение № 12-380/17 от 14.12.2017 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
в среду обитания, указанные объекты животного мира, а также полученная из них продукция подлежат реализации или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исследовав материалы дела, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное). Согласно статье 4 вышеуказанного закона животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. В силу ст.40 данного закона пользователи животным миром обязаны осуществлять только разрешенные виды пользования, предусмотренные
Решение № 2-1799/2022 от 18.03.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)
участке железной дороги, птицезащитными устройствами не оборудованы, так как участок введен в эксплуатацию в период 1979-1981 годов. Дальневосточной дирекцией по энергообеспечению направлены предложения по реконструкции участка автоблокировки Бестужево-Беркакит-Нерюнгри в части объектов энергетики, в том числе с применением птицезащитных устройств. Проектирование реконструкции линии на согласовании в центральном аппарате, предварительные сроки начала-окончания строительства, при подтверждении финансирования, 2022-2025. Таким образом, в настоящее время конкретно не определено, будут ли фактически устранены выявленные нарушения закона и в какой срок. Животный мир является достоянием народов РФ, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Следовательно, применение ЛЭП без изолирующих ПЗУ приводит к риску гибели и снижения численности птиц, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, что нарушает интересы РФ, поскольку в соответствии со ст. 4 ФЗ № 52-ФЗ животный мир в