ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Административный регламент апостиль - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 305-КГ17-1266 от 03.03.2017 Верховного Суда РФ
на межгосударственном уровне (заключения Соглашения о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных компетентными органами Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках Конвенции от 18.10.1996 путем обмена нотами, вступившего в силу с 29.11.2016), суды верно установили баланс интересов сторон в спорном правоотношении. Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих выводу за границу, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.07.2012 № 130 (далее – Административный регламент), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее – Конвенция), суды, удовлетворяя требования предприятия, исходили из того, что перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (пункт 35 Административного регламента) является исчерпывающим, налоговые правоотношения в сферу правового регулирования Конвенции не
Определение № 305-КГ17-1662 от 03.03.2017 Верховного Суда РФ
на межгосударственном уровне (заключения Соглашения о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных компетентными органами Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках Конвенции от 18.10.1996 путем обмена нотами, вступившего в силу с 29.11.2016), суды верно установили баланс интересов сторон в спорном правоотношении. Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих выводу за границу, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.07.2012 № 130 (далее – Административный регламент), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее – Конвенция), суды, удовлетворяя требования общества, исходили из того, что перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (пункт 35 Административного регламента) является исчерпывающим, налоговые правоотношения в сферу правового регулирования Конвенции не
Постановление № 17АП-3464/2015 от 30.04.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
следует, что в настоящее время Минюстом России и Министерством иностранных дел Российской Федерации ведется работа по заключению с компетентными органами Республики Казахстан соглашения по вопросу применимости Конвенции от 22.01.1993 к налоговым отношениям. На момент возникновения спорных правоотношений соответствующее соглашение отсутствовало. В этой связи, следует прийти к выводу, что применительно к обстоятельствам настоящего дела договора (соглашения), отменяющего требование любого вида легализации документов, не имеется, что свидетельствует о неправомерности отказа по основаниям пункта 35 Административного регламента. Отказ в проставлении апостиля на справках налогового органа оказывает непосредственное влияние на реализацию правомочий общества как участника налоговых правоотношений и влечет за собой нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Как следует из материалов дела, имеются экономические (договорные) отношения заявителя с хозяйствующим субъектом Республики Казахстан. Проставление апостиля на справках МИ НС по ЦОД необходимо обществу в целях применения положений налогового законодательства (освобождение или снижение ставок соответствующих налогов). Следовательно, отказ в проставлении апостиля влечет за
Постановление № 07АП-12271/15 от 18.01.2016 Седьмой арбитражного апелляционного суда
муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Порядок предоставления государственной услуги установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденным приказом Минюста России от 03.07.2012 № 130 (далее - Административный регламент). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Минюстом России государственной услуги по проставлению апостиля приведен в пункте 35 Административного регламента. В соответствии с пунктом 35 Административного регламента одним из правовых оснований для отказа в проставлении апостиля является случай, когда официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов. Принимая оспариваемый отказ в проставлении апостиля на справках МИФНС по ЦОД, Управление сослалось на пункт 35 Административного регламента и статью 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993. По мнению Управления, возможность применения статьи 13 Конвенции объясняется сложившейся
Постановление № 07АП-4777/2016 от 21.06.2016 Седьмой арбитражного апелляционного суда
реализует полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу (подпункт 30.30 пункта 7 Положения). Порядок предоставления государственной услуги установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденным приказом Минюста России от 03.07.2012 N 130 (далее - Административный регламент). В соответствии с пунктом 20 Административного регламента территориальные органы Минюста России проставляют апостиль на копиях официальных документов, исходящих от территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов Российской Федерации и мировых судей, верность которых засвидетельствована нотариусами Российской Федерации или лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 35 Административного регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. В
Постановление № 18АП-12345/2016 от 17.10.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
выполняются внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления данного Соглашения в силу. Таким образом, на момент возникновения спорных правоотношений, а равно в настоящее время, соответствующее соглашение не вступило в законную силу. В этой связи, следует прийти к выводу, что применительно к обстоятельствам настоящего дела вступившего в силу договора (соглашения), отменяющего требование любого вида легализации документов, подтверждающих резидентство, не имеется, что свидетельствует о неправомерности отказа в предоставлении государственной услуги по апостилированию по основаниям пункта 35 Административного регламента. Отказ в проставлении апостиля на справке налогового органа оказывает непосредственное влияние на реализацию правомочий общества как участника налоговых правоотношений и влечет за собой нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Отказ в проставлении апостиля влечет за собой лишение общества предусмотренного законом права на освобождение или снижение ставок соответствующих налогов, чем, безусловно, нарушаются права и законные интересы ООО «СофтСервис» в сфере экономической деятельности. Таким образом, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 Гражданского кодекса
Решение № СИП-179/19 от 23.09.2019 Суда по интеллектуальным правам
постановления Пленума от 23.04.2019 № 10. Рассматривая довод заявителя о том, что принятые во внимание ФАС РФ при вынесении оспариваемого решения документы, подтверждающие права на товарные знаки «Twister», были представлены в дело без надлежащего перевода на русский язык в нарушение пункта 3.11 Административного регламента ФАС № 339, судебная коллегия отмечает следующее. В соответствии с пунктом 3.11 Административного регламента ФАС № 339 заявление, материалы, а также прилагаемые к нему документы представляются на русском языке. В случае, если оригиналы документов составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным переводом на русский язык с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен, за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации. Согласно пункту 3.102 Административного регламента ФАС № 339 документы и материалы, приобщаемые к делу, представляются лицами, участвующими в деле, в подлиннике или в виде копий, заверенных подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического
Решение № 3А-115/2016 от 20.01.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)
суд в составе: председательствующего судьи Селютиной И.Ф., при секретаре Лексиковой Е.А., с участием представителя административного истца – прокурора Оренбургской области Стиплина И.В., представителя административного ответчика – комитета по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области Студенниковой Е.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Оренбургской области к комитету по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области о признании недействующим пункта 25 Административного регламента предоставления государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, выданных органами ЗАГС Оренбургской области, подлежащих вызову за границу, утвержденного приказом комитета по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области от 19 августа 2016 года № 33-о/д, установил: приказом комитета по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области от 19 августа 2016 года № 33-о/д утвержден Административный регламент предоставления комитетом по вопросам ЗАГС Оренбургской области государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, выданных органами ЗАГС Оренбургской области,
Решение № 2А-1274/17 от 30.08.2017 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)
— Новикова Н.П. (по доверенности) в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требованиях отказать, так как в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 28 ноября 2015 года № 330-ФЗ «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы Российской Федерации» установлено, что порядок проставления апостиля компетентными органами устанавливаются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе административными регламентами предоставления государственных услуг в сфере проставления апостиля , принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим предоставление государственных услуг. Порядок подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации регламентируются Правилами подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 июля 2013 года № 611, и Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия РФ в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации,
Решение № 2А-741/2023 от 10.05.2023 Полевской городского суда (Свердловская область)
формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания. Паспорт гражданина (свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста). В пункте 55 Административного регламента указано, что для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) в период его нахождения за пределами Российской Федерации направляет почтовым отправлением из страны проживания заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия, подлинность его подписи на котором нотариально засвидетельствована в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении Российской Федерации в стране проживания либо у нотариуса с последующей легализацией документа или проставлением на нем апостиля (для государств - участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов), за исключением случаев, когда ни легализация, ни апостиль не требуются в соответствии с международным договором Российской Федерации. В соответствии с
Решение № 2А-3532/2023 от 24.05.2023 Василеостровского районного суда (Город Санкт-Петербург)
от 5 сентября 2014 г. N 1205 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной" власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации" (далее Регламент): скан копии диплома и приложений, скан копия паспорта, копия документа, подтверждающего оплату государственной пошлины за оказания услуги. В течение указанного срока услуга оказана не была, таким образом Ответчиком незаконно допущено нарушение прав и законных интересов Истца в части сроков оказания услуги. 20.10.2022г. истец был уведомлен о продлении срока оказания услуги сообщением от портала госуслуг. С учетом регистрации заявления 07.10.2022г и 5 дневного нормативного срока оказания услуги такое уведомление не могло быть направлено позднее 14.10.2022г., по истечении 12.12.2022г предельного 45 дневного срока услуга не была оказана истцу. 16.12.2022г Истец был уведомлен об окончании проверки и необходимости предоставления оригинала диплома Ответчику для проставления апостиля через уполномоченное лицо Экспертный совет при комитете по науке
Решение № 2А-1333/2016 от 05.03.2016 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)
исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до принятия Минюстом Российской Федерации административных регламентов по государственной регистрации актов гражданского состояния воздержаться от принятия новых административных регламентов в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (письмо от 28.01.2010 № 16-165). Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.07.2012 года №130 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, и не является Административным регламентом предоставления субъектами Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах. До настоящего времени регламент по вопросу проставления апостиля субъектами Российской Федерации Министерством юстиции Российской Федерации не принят. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Мурманской области, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 29.05.2009 № 229-ПП (в ред. от 23.11.2015 № 537-ПП) Министерство юстиции Мурманской области предоставляет государственные услуги, в том числе, проставление апостиля на документах, составленных отделами ЗАГС администраций муниципальных образований и уполномоченными лицами органов местного