ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Административный регламент заключения договора водопользования - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росрыболовства от 24.02.2021 N 61 (ред. от 29.09.2022) "Об утверждении положений об управлениях Федерального агентства по рыболовству" (вместе с "Положением об Административном управлении Федерального агентства по рыболовству", "Положением об Управлении контроля, надзора и рыбоохраны Федерального агентства по рыболовству", "Положением об Управлении флота, портов и международного сотрудничества Федерального агентства по рыболовству", "Положением об Управлении науки и аквакультуры Федерального агентства по рыболовству", "Положением об Управлении организации рыболовства Федерального агентства по рыболовству", "Положением об Управлении правового обеспечения, государственной службы и кадров Федерального агентства по рыболовству", "Положением об Управлении бюджетной политики и организации администрирования доходов Федерального агентства по рыболовству", "Положением об Управлении экономики и инвестиций Федерального агентства по рыболовству")
допустимый улов; перечень особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов; порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них. 5.2.3. По административным регламентам предоставления государственных услуг: по предоставлению информации, содержащейся в государственном рыбохозяйственном реестре; по заключению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается; по распределению квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства
Определение № 301-ЭС21-4639 от 21.04.2021 Верховного Суда РФ
Административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.03.2012 № 57, разъяснениями, приведенными в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пункте 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Общества. Суды исходили из следующего: информация о проведении аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования
Постановление № А65-23859/14 от 04.06.2015 АС Поволжского округа
от 26.12.2008 № 347 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договора водопользования» (далее Административный регламент). Согласно пункту 2.1.2 Административного регламента для получения водного объекта в пользование на основании договора водопользования заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением и прилагаемыми к нему документами в территориальный орган Росводресурсов по месту водопользования. Как следует из материалов дела, в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом, в адрес Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан поступило обращение ООО «Управление специальных проектов» о предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования. На основании данного заявления Отделом водных ресурсов по Республике Татарстан было принято решение о проведении открытого аукциона № 122 на право заключения договора водопользования в целях использования участка акватории Куйбышевского водохранилища в районе полуострова «Локомотив» Вахитовского района г.Казани Республики Татарстан, площадью 1477 кв.км. На участие в аукционе в Отдел водных ресурсов
Постановление № А55-24619/14 от 23.06.2015 АС Поволжского округа
административными регламентами (подпункт 1 пункта 1 статьи 6). Порядок по рассмотрению заявлений о предоставлении водных объектов определен Административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.03.2012 № 57 (далее – Административный регламент). Порядок заключения договора водопользования (статья 16 Водного кодекса Российской Федерации) определен Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользовании» (далее – Правила № 165). При этом действие данных Правил не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (пункт 2 Правил № 165). В соответствии с пунктом 4 Правил № 165 физическое лицо, юридическое лицо или
Постановление № А65-18339/14 от 14.07.2015 АС Поволжского округа
лицом копии документов, удостоверяющего личность, в виде нотариально заверенной копии или копии паспорта с предъявлением оригинала, предусмотрено Приложением 3 к Административному регламенту подлежат отклонению, поскольку в указанном Приложении приведен только образец подачи документов и материалов. Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах. Суды признали, что организатором торгов (водным управлением) при проведении аукциона на право заключения договора водопользования в целях использования участка акватории Куйбышевского водохранилища в районе полуострова «Локомотив» Вахитовского района г. Казани Республики Татарстан, площадью 0,013180 кв.км.
Постановление № А51-10036/18 от 07.11.2018 АС Приморского края
РФ, в то числе для рекреации. В договоре пользования рыбоводным участком от 11.12.2015 № 089-1/10-А вид водопользования определен как совместное водопользование. Договором водопользования с ООО «Беркут» № 00-20.04.004-М-ДТБВ-Т-2018-02761/00 от 25.04.2018 также установлено совместное водопользование, следовательно, истец и ООО «Беркут» могут осуществлять свою деятельность, а именно, ООО «Нереида» может осуществлять аквакультуру, а ООО «Беркут» - использовать водный объект для организованной рекреации. Довод жалобы о том, что Амурское БВУ нарушило подпункт 3 пункта 39 Административного регламента при заключении договора водопользования , коллегией отклоняется по следующим основаниям. Амурское БВУ является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы по оказанию государственных услуг и управлению имуществом в сфере водных ресурсов (Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282). Амурское БВУ является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня,
Постановление № А29-12802/17 от 13.05.2019 АС Республики Коми
регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, утвержденный приказом Минприроды России от 12.03.2012 № 57 (далее – Административный регламент), предусматривают только безоговорочное принятие водопользователем изложенных Министерством условий договора либо отказ от заключения договора. Возможность ведения сторонами переговоров, а также порядок разрешения возникших разногласий действующим в данной отрасли права законодательством не установлен. Общество неоднократно направляло в адрес Министерства предложения о заключении дополнительных соглашений к договору водопользования от 06.06.2017 № 11-03.05.01.002-Х-ДЗВО-С-2017-04544/00, поэтому в соответствии с пунктом 3 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации оно не вправе ссылаться на незаключенность сделки. В судебном заседании представители истца указали на несостоятельность аргументов заявителя и просили оставить оспариваемые судебные акты без изменения. Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной
Решение № 2А-984/19 от 05.04.2019 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)
обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что был проведен мониторинг нормативных правовых актов администрации города на предмет соответствия федеральному законодательству. В ходе проведенного мониторинга установлено, что постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 25.07.2016 № 1000 утвержден административный регламент № АР-077-01 муниципальной услуги «Предоставление в пользование водных объектов на основании договоров водопользования», который разработан в целях повышения качества и доступности предоставления муниципальной услуги, определяет сроки и последовательность выполнения административных процедур Управлением благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону. Указанное постановление опубликовано в официальном издании «Ростов официальный» № 31 от 27.07.2016. Федеральным законом от 26.07.2017 № 208-ФЗ в Водный кодекс Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие возможность заключения договора водопользования в части использования акватории водного объекта без проведения аукциона. Данные изменения вступили в силу с 06.08.2017. Так указанным Федеральным законом № 208-ФЗ изложена в новой редакции статья 16 ВК РФ, ранее устанавливающая, что договор водопользования в части использования акватории водного
Решение № А-1115/2021 от 23.04.2021 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)
субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование. Приказом Минприроды России от 22.05.2014 г. N 225 утвержден Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования. Согласно п. 39 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: 1) документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами подготовки и заключения договора водопользования , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165; 2) получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в пункте 70 настоящего Регламента, в согласовании условий водопользования; 3) право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому
Решение № 2А-840/2022 от 06.05.2022 Калининского районного суда (Тверская область)
наименование водного объекта, место расположения акватории и ее размеры, в пределах которых намечается использование и обустройство акватории; в) цель и срок использования акватории водного объекта. Приказом Министерства природных ресурсов России утверждена форма заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование. Приказом Министерства природных ресурсов России от 07.12.2020 N 1025 утвержден Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования. Регламент устанавливает порядок подготовки и заключения договора водопользования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на заключение договоров водопользования, в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Государственная услуга по предоставлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных
Решение № 12-339/2022 от 08.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)
возможности либо невозможности использования водного объекта на основании договора водопользования для заявленной цели. Способом фиксации результата административной процедуры является принятие решения о возможности использования водного объекта для заявленной цели или направление заявителю мотивированного отказа в предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования для заявленной цели (п. 82 Административного регламента). При предоставлении государственной услуги предоставление иных услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги, не осуществляется (п. 41 Административного регламента). Таким образом, проведение аукциона на право заключения договора водопользования в отношении участка акватории водного объекта для использования в рекреационных целях не является безусловной обязанностью уполномоченного органа, а зависит от возможности использования данного участка акватории в заявленных целях с учетом существующих ограничений водного и градостроительного законодательства, в том числе территориального планирования, а в случае отсутствия возможности использования водного объекта для заявленной цели выносится мотивированный отказ в предоставлении водного объекта в соответствии с пп. 4 п. 18 Административного регламента от
Решение № 2А-1157/2022 от 27.06.2022 Кинешемского городского суда (Ивановская область)
заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования (далее - Административный регламент №225), который действовал на момент спорных правоотношений и утратил силу 11.04.2022 года. Административный регламент как подзаконный нормативный правовой акт, принятый Минприроды Российской Федерации, является внутренним документом федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, действует во взаимосвязи с иными нормами, регулирующими вопросы водопользования, и исполнение предусмотренной им последовательности процедур не исключает соблюдения норм Водного кодекса Российской Федерации и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года № 230. Пунктом 39 Административного регламента №225 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, к которым относятся следующие основания: 1) документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами подготовки и заключения договора водопользования , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165; 2) получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в пункте 70 настоящего Регламента,