ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Агенты валютного контроля - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 02АП-8369/2015 от 08.04.2016 Верховного Суда РФ
дней образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ. В силу части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Статьей 25 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ установлено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации
Постановление № 304-АД15-16474 от 28.12.2015 Верховного Суда РФ
законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Пунктом 2 части 3 статьи 23 предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) устанавливается Центральным банком Российской Федерации. В силу пункта 9.2.2 Инструкции № 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в Банк паспорта сделки в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы. Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции № 138-И, суды пришли к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества
Постановление № 310-АД15-16856 от 29.12.2015 Верховного Суда РФ
операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон№ 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам – Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ). В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции № 138-И справка о валютных операциях и документы,
Постановление № 306-АД15-18735 от 05.02.2016 Верховного Суда РФ
или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренным названным Законом, и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам – Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ). Согласно пункту 1.5 Инструкции № 138-И справка о валютных операциях, порядок, случаи и сроки представления которой
Определение № 05АП-10047/18 от 25.02.2020 Верховного Суда РФ
инстанции и отказывая в удовлетворении требований, апелляционный суд, основываясь на оценке представленных в дело доказательств в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 851 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 61.1, 61.3 и 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статей 1, 9 и 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», признал правомерность взимания банком комиссии за выполнение функций агента валютного контроля , недоказанности нарушения сделками прав иных кредиторов или преимущественного погашения данными сделками требований банка перед другими кредиторами должника. Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции. Выводы судов апелляционной инстанции и округа соответствуют нормам права, оснований для переоценки выводов судов по доводам жалобы не имеется. Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену указанных судебных актов, судами апелляционной инстанции и округа не допущено. Содержание жалобы, по сути, направлено
Постановление № А78-16954/17 от 27.12.2018 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
наличия (отсутствия) вины совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, не может ставиться в зависимость от действий уполномоченного банка по исполнению договорных обязательств, существующих между Обществом и банком. На основании части 3 статьи 22 Закона о валютном регулировании ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» в рассматриваемых правоотношениях выступает не только в качестве уполномоченного банка (банка ПС), но и в качестве агента валютного контроля. В соответствии с положениями статьи 23 Закона о валютном регулировании агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (пункт 1 части 7). Агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов (часть 12). Следовательно, ООО «Транс Сибирь» вправе ожидать от своего контрагента по договору банковского счета, являющегося одновременно агентом
Постановление № 20АП-4659/2021 от 11.08.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
статьи 22 Закона № 173-Ф3 органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. Из Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, следует, что она осуществляет, в том числе функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. В силу пунктов 1 – 3 части 1 статьи 23 Закона № 173-Ф3 органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномочены проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица вправе запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Постановление № 17АП-16993/17-ГК от 14.12.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
валютного контроля (ч. 1 ст. 22 ФЗ № 173), к числу которых относятся уполномоченные банки (ч. 3 ст. 22 ФЗ № 173). Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля . Валютный контроль осуществляется с целью установления соответствия операций по перечислению денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации внешнеторговым контрактам: валютный контроль позволяет установить, что резидент получил товар (работу, услугу) (осуществил их импорт), за который осуществил перечисление денежных средств нерезиденту, либо получил денежные средства от нерезидента за вывезенные (экспортированные) товары (работы, услуги). При этом ФЗ № 173 не делает каких-либо исключений по осуществлению расчетов по аккредитиву (в конечном итоге и вне
Постановление № А78-16958/17 от 27.12.2018 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
наличия (отсутствия) вины совершении правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, не может ставиться в зависимость от действий уполномоченного банка по исполнению договорных обязательств, существующих между Обществом и банком. На основании части 3 статьи 22 Закона о валютном регулировании ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк» в рассматриваемых правоотношениях выступает не только в качестве уполномоченного банка (банка ПС), но и в качестве агента валютного контроля. В соответствии с положениями статьи 23 Закона о валютном регулировании агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (пункт 1 части 7). Агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов (часть 12). Следовательно, ООО «Транс Сибирь» вправе ожидать от своего контрагента по договору банковского счета, являющегося одновременно агентом
Постановление № 4А-28/2014 от 03.03.2014 Тюменского областного суда (Тюменская область)
правонарушениях наступает за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде. На основании п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Частью 4 указанной статьи предусмотрен перечень документов (копий документов), связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением
Постановление № 4А-549/2015 от 01.09.2015 Саратовского областного суда (Саратовская область)
19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, образуют непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, равно как и представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде. На основании п.3 ч.1 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Частью 4 указанной статьи предусмотрен перечень документов (копий документов), связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением
Постановление № 4А-1442/18 от 20.12.2018 Самарского областного суда (Самарская область)
об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется. Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса. Частью 4 указанной статьи предусмотрен перечень документов (копий документов), связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением
Постановление № П16-2613/2023 от 26.12.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции
Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» органами валютного контроля в Российской Федерации являются Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба. В целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов уполномоченные банки и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии документов при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 статьи 23 (часть 13 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ). Подпунктами 9 и 10 части 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ установлено, что в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах
Решение № 12-182/2012 от 04.07.2012 Каменского районного суда (Ростовская область)
и в отсутствие какой-либо валютной операции повторно запросил документы, уже полученные им ранее при совершении ОАО «Каменскволокно» валютной операции и таможенной очистке товара, что указывает на незаконность запроса. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 23 ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ органы валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций. Согласно ч. 5 ст. 23 ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Согласно п.2 Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 98, в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, а резиденты и нерезиденты обязаны представлять агентам валютного контроля информацию, связанную с проведением