ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Альтернативная гражданская служба - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 56-КГ22-5 от 11.04.2022 Верховного Суда РФ
При этом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по требованиям работников о взыскании невыплаченной заработной платы исходя из нормативных положений трудового законодательства об оплате труда, суд первой инстанции не устанавливал, нормы, содержащиеся в статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие труд лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих замещающую военную службу альтернативную гражданскую службу , к спорным отношениям не применил. Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты,
Определение № 56-КГ22-15 от 25.04.2022 Верховного Суда РФ
При этом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по требованиям работников о взыскании невыплаченной заработной платы исходя из нормативных положений трудового законодательства об оплате труда, суд первой инстанции не устанавливал, нормы, содержащиеся в статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие труд лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих замещающую военную службу альтернативную гражданскую службу , к спорным отношениям не применил. Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты,
Определение № 56-КГ22-9 от 11.04.2022 Верховного Суда РФ
разрешения спора по требованиям работников о взыскании невыплаченной заработной платы исходя из нормативных положений трудового законодательства об оплате труда, суд первой инстанции не устанавливал. Суд первой инстанции, несмотря на то, что в решении привел статью 349 Трудового кодекса Российской Федерации «Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих замещающую военную службу альтернативную гражданскую службу », нормативные положения, содержащиеся в данной норме, к спорным отношениям не применил. Частью первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу,
Постановление № 20АП-1642/10 от 12.05.2010 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
котором законодательством предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. В указанный перечень входят: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии с подпунктами 1, 3 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается данным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных указанным законом. В определении от 04.10.2005 №435-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что альтернативная гражданская служба по своему характеру и предназначению существенным образом отличается от
Постановление № А11-1536/2009 от 09.03.2010 АС Волго-Вятского округа
что суды неправильно применили статьи 2, 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», статьи 1, 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и статьи 1, 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; Предприятие подтвердило право на освобождение имущества от налогообложения по налогу на имущество на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку альтернативная гражданская служба по одиннадцати признакам, указанным в кассационной жалобе, является службой, приравненной к военной. Представитель Предприятия в судебном заседании поддержал доводы, подробно изложенные в кассационной жалобе. Инспекция, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направила, в отзыве на кассационную жалобу указала на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций. Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном
Постановление № 12АП-9090/09 от 25.01.2010 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
- для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Как правильно установлено судом первой инстанции и сторонами не оспаривается, на предприятии не предусмотрено прохождение гражданами военной службы, однако в установленном порядке предусмотрено и фактически осуществляется прохождение альтернативой гражданской службы (как следует из пояснений представителя налогового органа, в течение налогового периода до 5 человек). При этом судом первой инстанции обоснованно не приняты доводы ФГУП «ПО «Баррикады» о том, что альтернативная гражданская служба приравнивается к военной службе и данное обстоятельство служит основанием для освобождения имущества организации от обложения соответствующим налогом. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских
Решение № А47-571/09 от 05.05.2009 АС Оренбургской области
за совершение налогового правонарушения от 24.12.2008 г. В судебном заседании представитель ОАО ПО «Стрела» доводы, изложенные в заявлении, поддержал. По мнению предприятия, находящееся на его балансе имущество на основании подп. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса не является объектом обложения налогом на имущество, поскольку является федеральной собственностью, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения и используется для нужд обороны, для обеспечения безопасности в Российской Федерации, на предприятии в установленном порядке предусмотрена приравненная к военной альтернативная гражданская служба . Делая вывод о том, что альтернативная гражданская служба приравнивается к военной службе, предприятие исходит из следующего: военная служба и альтернативная гражданская служба осуществляются в целях защиты отечества; мероприятия по организации защиты отечества в виде призыва на военную службу и в виде направления на альтернативную службу осуществляют органы Министерства обороны Российской Федерации; направление и прохождение альтернативной гражданской службы осуществляется исключительно в организациях, обеспечивающих обороноспособность Российской Федерации; возрастной критерий лиц, направляемых на военную службу
Решение № А66-4656/09 от 27.07.2009 АС Северо-Западного округа
№ 06-05/78 внесла в пункт 2 резолютивной части решения от 11.01.2009 № 3 изменения, и просит суд признать незаконным (недействительным) решение от 04.03.2009 № 12-11/40, вынесенное Управлением Федеральной налоговой службы по Тверской области. В обоснование своих доводов предприятие сослалось на наличие у него права на льготу по налогу на имущество организаций, предусмотренную подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, указав при этом, что на предприятии в установленном порядке предусмотрена приравненная к военной альтернативная гражданская служба , которая целью своей деятельности имеет защиту отечества. Фактически деятельность предприятия направлена на обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации. Налоговая инспекция, Управление в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменных отзывах на заявление, считают, что находящееся у предприятия имущество является объектом обложения налогом на имущество организаций, действие подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ на указанное имущество не распространяется в связи с отсутствием такого условия, как наличие
Решение № 2-5117/20 от 18.09.2020 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)
должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Из названой нормы усматривается, что военной службой является исполнение воинской обязанности в Вооруженных Силах, в войсках и воинских формированиях, а также военных органах и воинских подразделениях. Как установлено и следует из военного билета истца, истец проходил альтернативную службу, исполняя трудовые обязанности у юридических лиц. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таким образом, альтернативная гражданская служба - это трудовая деятельность, осуществляемая гражданином по его заявлению взамен военной службы по призыву, в связи с чем, ее нельзя отнести к военной службе в понятии ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ
Решение № 2А-2589/2021 от 20.09.2021 Братского городского суда (Иркутская область)
Ранее решением призывной комиссии муниципального образования города Братска, Иркутской области протокол № *** от 27.06.2017 Лозинскому В.Н. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с требованиями ст. 24 п. 2а на время обучения в Братском Государственном Университете до 01.06.2021. Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В