ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Арендная плата недропользование - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 5.
статьи 10 настоящего Договора. 2. Российская Сторона имеет право: 1) осуществлять на арендуемой территории деятельность в соответствии с настоящим Договором; 2) получать арендную плату, предусмотренную настоящим Договором; 3) безвозмездно пользоваться автомобильными дорогами в пределах арендуемой территории. 3. Финляндская Сторона обязуется: 1) выплачивать Российской Стороне арендную плату, предусмотренную настоящим Договором; 2) осуществлять эксплуатацию арендуемой территории в соответствии с законодательством Российской Федерации с исключениями, предусмотренными настоящим Договором; 3) обеспечивать содержание арендуемой территории, включая технологические дороги, и находящихся там зданий и сооружений, за исключением объектов инфраструктуры, указанных в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, в надлежащем состоянии, позволяющем осуществлять их нормальную эксплуатацию с учетом требований экологической безопасности, правил недропользования , охраны окружающей среды, предусмотренных международными договорами, участниками которых являются Стороны, и законодательством Российской Федерации, включая вывоз мусора и строительных отходов, образующихся в результате осуществления судоходства по Сайменскому каналу и эксплуатации арендуемой территории; 4) своевременно ставить в известность Российскую Сторону об обнаружении на арендуемой
Постановление № 11АП-4602/2023 от 15.08.2023 АС Самарской области
поправочный коэффициент.. Пунктом 4 ст. 39.7 ЗК РФ и пп. «д» п. 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 № 1120 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 58) была установлена регулируемая арендная плата в отношении участков, предоставленных для целей недропользования , в размере 2 % от их кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость участка в период до 01.01.2020 составляла 6 501,81 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.06.2021 № КУВИ-002/2021-77665239, после 01.01.2020 кадастровая стоимость участка составила 545 801,6 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.06.2021 № КУВИ-002/2021-77697240. Согласно расчету истца, в соответствии с п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за период с 01.03.2015 по 31.12.2020, исходя из
Постановление № А46-15312/2021 от 18.10.2022 АС Западно-Сибирского округа
водозаборную скважину), что следует из предоставленных в дело схемы размещения объектов водопотребления и водоотведения, а также техникоэкономического обоснования размеров земельного участка, подписанного главой городского поселения и не опровергнуто истцом надлежащими доказательствами. Также суда указали, что доказательств водоснабжения поселка иным способом в материалы дела также не представлены. Поскольку земельный участок предоставлен в целях эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры водоснабжения хозяйственно-бытового назначения и материалами дела подтверждено его целевое использование, оснований для определения размера арендной платы как за участок, предоставленный в целях недропользования (2% от кадастровой стоимости), суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели. Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права. Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, является постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде
Постановление № А74-2341/2021 от 23.05.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Также Классификатором утвержден отдельный вид разрешенного использования земельного участка - недропользование. Описание данного вида включает в себя осуществление геологических изысканий; добыча полезных ископаемых открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами и иное. Однако пунктом 2.6 Решения Совета депутатов Бейского района от 26.02.2008 № 101 «Об утверждении коэффициентов для расчета размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельных участков на территории муниципального образования Бейский район» (с учетом изменений от 29.04.2013 № 114) виды разрешенного использования земельного участка «Сельскохозяйственного использование» и «Недропользование » отнесены к одному виду. При таких обстоятельствах, установление коэффициента (Кв) для земельного участка, имеющего одновременно два вида разрешенного использования (сельскохозяйственное использование и недропользование), противоречит вышеуказанному приказу Минэконом России, нарушает требования законодательства. Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) данный
Постановление № 17АП-1507/2022-ГКУ от 18.05.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Факт пользования ответчиком спорным земельным участком в заявленный истцом период ответчиком не оспаривается. При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчик отзыв не представил, возражений относительно размера заявленных исковых требований не заявил. Обжалуя решение суда, ответчик возражает относительно примененной истцом при расчете арендной платы ставки арендной платы 9,89 % (вид разрешенного использования – «иное использование»), указывает, что не имеет лицензии для осуществления недропользования, на земельном участке проводятся инженерные изыскания с целью установления наличия полезных ископаемых, земельный участок используется им не в соответствии с видом разрешенного использования «недропользование », а как «складские площадки», в связи с чем, по его мнению, суду надлежало произвести перерасчет арендной платы исходя из ставки арендной платы – 2,86%. Данные доводы ответчика судом апелляционной инстанции
Решение № 3А-14/2021 от 21.01.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)
государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, в редакции решения Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 26 апреля 2018 года № 48 «О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 25 января 2018 года № 10 «Об утверждении Порядка определения размера и расчета арендной платы за земельные участки на территории Пластовского муниципального района Челябинской области, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», устанавливающий значение коэффициента К1, учитывающего вид деятельности арендатора равный 1 в отношении земельных участков «Недропользование »; признать противоречащим законодательству и недействующим с момента принятия пункт 3 решения Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области от 26 апреля 2018 года № 48 в части его распространения на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2018 года; возложить на Собрание депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области обязанность опубликовать сообщение о решении суда
Решение № 3А-1552/2021 от 15.11.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)
арендной платы за использование земельных участков органы местного самоуправления должны руководствоваться принципами, определенными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582, и учитывать государственное регулирование тарифов. Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков. Вместе с тем, установленная пунктом 6.1 приложения к указанному решению ставка арендной платы для земельных участков, имеющих разрешенное использование «недропользование », в размере 70% не отвечает принципу экономической обоснованности, поскольку каких - либо обоснований данного значения ставки арендной платы и расчетов административным ответчиком не представлено. Пунктом 6 приложения к решению Совета депутатов МО Бузулукский район Оренбургской области №61 от 13 мая 2016 года установлена ставка арендной платы за земельные участки, имеющие разрешенное использование «производственная деятельность», включающую в себя размещение объектов капитального строительства и целях добычи недр, в размере 11%. Вместе
Решение № 2-304/20 от 20.07.2020 Нижневартовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)
Именем Российской Федерации 20 июля 2020 года г. Нижневартовск Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Багателия Н.В., при секретаре Павловой Е.А., с участием представителя истца по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-304/2020 по исковому заявлению Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры к ФИО2 о расторжении договора аренды лесного участка, возложении обязанности вернуть лесной участок в государственный лесной фонд, взыскании задолженности по арендной плате и неустойки, УСТАНОВИЛ: Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры обратился в суд с иском к ФИО2 о расторжении договора аренды лесного участка, возложении обязанности вернуть лесной участок в государственный лесной фонд, взыскании задолженности по арендной плате и неустойки. Свои требования истец мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком был заключен договор аренды лесного участка №, по которому ФИО2 на срок 25 лет в аренду был передан лесной участок, площадь 2,4 га, расположенный в Нижневартовском урочище, квартал №,
Решение № 2-75/2021 от 24.03.2021 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)
Именем Российской Федерации 24 марта 2021 года п. Междуреченский Кондинский районный суд суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего Назарука Р. В. при помощнике судьи Гребенщиковой М. А. с участием представителя истца ФИО1 по доверенности № 4-10-дд от 26.11.2020, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-75/2021 по исковому заявлению Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к ФИО2 о взыскании арендной платы, неустойки, расторжении договора аренды лесного участка и возврате лесного участка, УСТАНОВИЛ: Представитель Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депнедра и природные ресурсы Югры) обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании арендной платы, неустойки, расторжении договора аренды лесного участка и возврате лесного участка. Исковые требования мотивированы тем, что истцом индивидуальному предпринимателю ФИО2 предоставлен в аренду лесной участок площадью 1 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре: №, находящийся в государственной собственности, заключен
Решение № 2-992/2022 от 20.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)
земельные участки, которыми установлено, что исполнительный орган государственной власти Свердловской области, уполномоченный на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества и утверждение результатов определения кадастровой стоимости таких объектов, определяет и утверждает ставки арендной платы за земельные участки (п.п. 1 п. 3 Правил). Во исполнение указанной нормы, Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области № 4365 от 26.12.2020 были установлены ставки арендной платы за земельные участки, в том числе, на территории г. Н. Тагил. Для земельных участков с видом разрешенного использования «недропользование » (карьеры) и кодом 6.1. данным Приказом была установлена в спорном периоде (2021 год) ставка арендной платы в размере 1,53% (строка № 100 Ставок арендной платы). Таким образом, расчет арендной платы Истца по Договору аренды за период по 21.04.2021 не основан на законе. Более того, он противоречит условиям заключенного Договора аренды. При этом, арендная плата по ставке 1,53% за спорный период Ответчиком исчислена и