ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Благотворительная деятельность - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 5-АД22-22 от 25.04.2022 Верховного Суда РФ
убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований; вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность; финансирование указанной деятельности. К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность . Из пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следует, что некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 данного закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации,
Определение № А40-30891/2021 от 18.07.2022 Верховного Суда РФ
закона от 30.11.2010 №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения отнесено недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения, в том числе материального и иного, таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, поведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монастырская деятельность, благотворительная деятельность , социальное обслуживание, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей). Таким образом, согласно указанной норме Закона, религиозной организации может принадлежать как имущество религиозного назначения, так и иное имущество, необходимое для осуществления в том числе, религиозной деятельности организации. Для осуществления религиозной деятельности, являющейся целью создания религиозной организации, в том числе
Постановление № А27-2399/17 от 06.12.2017 АС Западно-Сибирского округа
26.09.2007 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры), в то время как социальная услуга – это действие по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности. Организация возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву. Указывает, что является некоммерческой организацией, уставом которой предусмотрена миссионерская, благотворительная деятельность , деятельность в сфере социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пожилых граждан, инвалидов; что в 2015 году поступления по деятельности в сфере социального обслуживания составили 892 715,33 руб., доходы по религиозной деятельности – 0 руб.; ссылается на письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 16.08.2013 № Д19и-418 «Об отнесении религиозных организаций к социально ориентированным некоммерческим организациям» как одно из доказательств правомерного применения пониженного тарифа с учетом фактической деятельности Организации. В соответствии с частью
Постановление № 03АП-5364/2022 от 24.10.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
таких отягчающих административную ответственность обстоятельств как: совершение длящегося административного правонарушения, извлечение обществом дохода, превышающего 5 млн.рублей. В обоснование своей апелляционной жалобы общество ссылается на то, что судом первой инстанции дана неверная оценка финансовому состоянию общества, в связи с чем суд неправомерно не установил оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации. Как оказывает общество, ни ответчиком, ни судом первой инстанции не учтены такие смягчающие административную ответственность обстоятельства как: совершение административного правонарушения впервые, благотворительная деятельность , участие в социальных проектах. Службой, обществом отзывы на апелляционные жалобы не направлены. В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил изменить решение суда первой инстанции в части размера административного штрафа, изложил возражения на апелляционную жалобу ответчика. Представитель ответчика поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, выразил несогласие с требованиями, изложенными в апелляционной жалобе общества. Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, установленном
Постановление № А56-11134/2023 от 19.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
имущественных отношений Санкт-Петербурга №05-2681288/22-0-1 от 05.09.2022. В ходе судебного разбирательства Организация также заявила ходатайство о назначении по настоящему делу экспертизы, с постановкой перед экспертами следующих вопросов: «1. Является ли Убежище для бедных Римско-Католического исповедания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 14-я лн. Васильевского острова, д. 25-27, лит. А, благотворительной, религиозной организацией Римско-Католического вероисповедания? 2. Могла ли в спорный исторический период (в конце XIX - начале XX века) Римско-Католическая Церковь осуществлять благотворительную деятельность напрямую? 3. Осуществлялась ли благотворительная деятельность в спорный исторический период (в конце XIX -начале XX века) опосредованно Римско-Католической церковью, если да, то каким способом Римско-Католическая Церковь осуществляла благотворительную деятельность в Российской Империи в спорный исторический период (в конце XIX -начале XX века) и осуществляла ли таковую в Убежище для бедных Римско-Католического исповедания?». Рассмотрев заявленное ходатайство с учетом положений части 2 статьи 64, статей 82, 86 АПК РФ, суд первой инстанции оснований для удовлетворения указанного ходатайства и назначении судебной экспертизы не
Постановление № А56-11101/2023 от 01.03.2024 АС Северо-Западного округа
2 Закона № 327-ФЗ для целей данного закона имущество религиозного назначения – это недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения, в том числе материального и иного, таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монастырская деятельность, благотворительная деятельность , социальное обслуживание, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей); Отказывая в удовлетворении заявленных Организацией требований суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что испрашиваемое заявителем здание бывшего убежища для мальчиков Римско-католического благотворительного общества не было построено религиозной организацией для осуществления ее деятельности. Кассационная инстанция считает указанный вывод
Постановление № А56-11134/2023 от 12.02.2024 АС Северо-Западного округа
письме от 05.09.2022 № 05-26-81288/22-0-1 Комитет сообщил Организации об отказе в передаче помещений в собственность Организации в связи с их неотнесением к имуществу религиозного назначения. Посчитав отказ незаконным, Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. При рассмотрении дела в суде первой инстанции Организация ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения Комитета и назначении по делу судебной экспертизы по вопросу о том, являлось ли Убежище благотворительной, религиозной организацией Римско-католического вероисповедания и осуществлялась ли благотворительная деятельность в здании Убежища. Указанные ходатайства суд первой инстанции оставил удовлетворения. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявления в части признания незаконным отказа Комитета в предоставлении помещений в собственность Организации; в части установления юридического факта оставил заявление без рассмотрения. Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции. Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что
Решение № 12-1752/2016 от 09.11.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)
Закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). В ст. 1 указанного Закона установлено, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданами или юридическими лицами имущества, в том числе денежные средства, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Согласно статье 2 названного Закона благотворительная деятельность осуществляется, в том числе в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности. Основной чертой благотворительности при этом является свободный и непринужденный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи. Иными словами, благотворительная деятельность осуществляется путем добровольной, бескорыстной, безвозмездной передачи гражданам или юридическим лицам имущества, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг. Ст. 4 данного Закона посвящена установлению общих гарантий и принципов осуществления благотворительной деятельности. В частности, она
Решение № 3А-124/2023 от 31.08.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)
ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ, влекущие отмену регистрации кандидата. На электронном ресурсе Телеграм-канал по адресу: (данные изъяты) 25.08.2023 размещена фотография с текстом: «Вчера прошла встреча А. Перевалова с Иркутским областным советом женщин». На указанной фотографии изображен кандидат в депутаты Перевалов A.О., проводящий агитационную встречу (в его руках находится агитационный печатный материал) с избирателями, на столах потенциальных избирателей находятся продукты питания, кандидатом организовано и оплачено чаепитие, т.е. кандидатом Переваловым А.О. осуществлен подкуп избирателей, осуществлена благотворительная деятельность , что в силу п.п. г п. 7 ст. 76, п. 2, 5 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ влечет также отмену регистрации кандидата. Просит суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Перевалова А.О. , зарегистрированного на основании решения Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №1 от
Решение № 2А-2700/20 от 27.10.2020 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)
по Кемеровской области-Кузбассу обратилось в суд с административным иском к Благотворительному фонду социальной поддержки и защиты граждан «Радужный мост», в котором просит ликвидировать юридическое лицо и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц. Иск обоснован тем, что ответчик был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение требований абз.4, 5 п.2 ст.19, п.1 ст.12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольничестве (волонтерстве)» у фонда отсутствует благотворительная деятельность , направленная на достижение целей, ради которых создан фонд. За 2017 год деятельность фондом не осуществлялась. В нарушение п.1 ст.17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» у фонда отсутствуют собственные благотворительные программы, содержащие мероприятия, направленные на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям фонда. В нарушение требований п.2,3 ст.19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольничестве (волонтерстве)» в установленным законом срок (в ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени отчет о благотворительной
Решение № 2А-2113/2021 от 19.07.2021 Крымского районного суда (Краснодарский край)
06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена обязанность городских поселений оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с п.8 ч.1 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы местного самоуправления оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства). Благотворительная деятельность некоммерческих организаций, коммерческих организаций и физических лиц является значимым фактором развития общества. Федеральным законом от 11.08.1995 №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» установлены основы правового регулирования благотворительной деятельности, определены возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации. Частью 4 статьи 17.3 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»