ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Бюджетные меры принуждения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 04АП-3706/18 от 29.07.2019 Верховного Суда РФ
названные цели, предусмотренных соглашением от 03.02.106 № 153/17-с о предоставлении субсидии, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Иркутской области в лице Министра сельского хозяйства Иркутской области. Нарушение выразилось в выплате за счет средств трансферта субсидии в размере 1 251 396 рублей 35 копеек юридическому лицу – ООО «Возрождение», не отвечающему установленным критериям получателя субсидии. По факту нарушения в адрес министерства вынесено представление от 04.08.2017 № 34-12-47/22-4998, к Иркутской области применены бюджетные меры принуждения в виде бесспорного взыскания в федеральный бюджет денежной суммы допущенного нарушения, в связи с чем вынесены уведомление Федерального казначейства от 22.08.2017 № 07-04-04/09-1647, приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.2017 № 858. Признавая названные ненормативные правовые акты соответствующими действующему законодательству, суды руководствовались статьями 78, 132, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока,
Определение № 12АП-14443/18 от 09.10.2019 Верховного Суда РФ
и условий их совершения. Федеральным казначейством по результатам той же проверки подготовлено и направлено в адрес Министерства финансов Российской Федерации уведомление от 23.04.2018 № 07-04-04/09-7677 о применении бюджетных мер принуждения по основаниям наличия в действиях Министерства сельского хозяйства Саратовской области бюджетного правонарушения, предусмотренного статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 23.05.2018 №№ 597, 598, 599, 600, 601, 602, 603, 604, 605, 606, 607, 608 к Саратовской области применены бюджетные меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Саратовской области, в общей сумме 54 546 485 рублей 24 копейки. Из пояснений Министерства финансов Российской Федерации, имеющихся в деле, следует, что корректировка суммы нарушения была произведена Федеральным казначейством с учетом последующего исполнения обязательств Саратовской области: в 2016 г. – по соглашениям 2015 г. и в 2017 г. – по соглашениям 2016 г. Исходя из смысла пунктов 67, 68 Правил осуществления Федеральным
Определение № А17-9050/19 от 13.09.2021 Верховного Суда РФ
газопроводов» (далее – соглашение № 37). По факту выявленного нарушения служба 03.07.2019 направила в адрес департамента уведомление о применении в отношении администрации бюджетной меры принуждения № 01-24-4. На основании указанного уведомления департамент распоряжением от 22.07.2019 № 126 «О применении бюджетной меры принуждения и виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из областного бюджета бюджету муниципального образования Ивановской области, платы за пользование ими, и (или) пеней за несвоевременный возврат средств областного бюджета» применил к администрации бюджетные меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств в сумме 722 000 рублей. Посчитав свои права нарушенными, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 16, 69, 198, 200, 201 Кодекса, статьями 8, 38, 265, 266.1, 269.2, 306.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законом Ивановской области № 96-03, постановлением № 53-п, суды удовлетворили заявление, установив отсутствие нецелевого использования средств областного бюджета: все
Определение № А58-8414/18 от 04.12.2019 Верховного Суда РФ
для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке из содержания доводов жалобы не усматривается. Как следует из судебных актов, приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 19.06.2018 № 01-04/0904 к муниципальному образованию «Алданский район» в лице администрации применены бюджетные меры принуждения вследствие выявленных бюджетных правонарушений, выразившихся в нецелевом использовании бюджетных средств, предоставленных в 2016-2017 годах в виде субвенций и субсидий из бюджета Республики Саха (Якутия), в частности: - 1 116 466 рублей субсидии на реализацию патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия); - 2 045 112 рублей 51 копейки субвенции на реализацию государственного стандарта дошкольного образования; - 2 349 275 рублей 29 копеек субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий по направлению «Развитие
Постановление № 17АП-14987/17-АК от 07.11.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
предписания, направленного на устранение самих нарушений, вынесение представления имеет направленность профилактического характера, направлено на предупреждение нарушения норм законодательства впредь. Оно не ущемляет права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает какие-либо дополнительные обязанности, связанные с экономической деятельностью, а дает право организации разобраться в сфере деятельности и предусмотреть меры по недопущению правонарушения в будущем. Вопреки доводам Министерства, при установлении бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации применяются бюджетные меры принуждения , предусмотренные статьей 306.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Согласно статье 306.3. финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения. Органы казначейства применяют бюджетные меры принуждения только в соответствии с решениями финансового органа об их применении. Обжалуемые пункты представления не являются уведомлением о применении бюджетных мер принуждения, соответственно, не влекут каких-либо экономических последствий
Постановление № А05-14380/2022 от 16.10.2023 АС Северо-Западного округа
создания комфортной городской среды (далее – Соглашение от 15.05.2020); - от 20.02.2021 № 023-21-33-пф-004 о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету Няндомского муниципального района Архангельской области для продолжения реализации пункта 2.5 мероприятий госпрограммы Архангельской области (далее – Соглашение от 20.02.2021). В соответствии с пунктом 5.3 Соглашения от 15.05.2020 в случае нецелевого использования иного межбюджетного трансферта и (или) нарушения муниципальным образованием условий и порядка ее предоставления, к нему применяются бюджетные меры принуждения , предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, а также иные меры, предусмотренные статьей 136 БК РФ. Как установлено пунктом 4.3.5 Соглашения от 20.02.2021, муниципальное образование обязуется обеспечить целевое использование иного межбюджетного трансферта. Также между Управлением и МАУ «РКЦ ЖКХ» 11.08.2020 заключено соглашение № 4 о порядке и условиях предоставления иных межбюджетных трансфертов (МБТ) на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды,
Постановление № 17АП-11399/18-АК от 11.09.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
направленного на устранение самих нарушений, вынесение представления имеет направленность профилактического характера, направлено на предупреждение нарушения норм законодательства впредь. Оно не ущемляет права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает какие- либо дополнительные обязанности, связанные с экономической деятельностью, а дает право организации разобраться в сфере деятельности и предусмотреть меры по недопущению правонарушения в будущем. Вопреки доводам Министерства, при установлении бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применяются бюджетные меры принуждения , предусмотренные статьей 306.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Согласно статье 306.3. финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения. Органы казначейства применяют бюджетные меры принуждения только в соответствии с решениями финансового органа об их применении. Обжалуемые пункты представления не являются уведомлением о применении бюджетных мер принуждения, соответственно, не влекут каких-либо экономических последствий
Постановление № 17АП-11399/18-АК от 11.09.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
предписания, направленного на устранение самих нарушений, вынесение представления имеет направленность профилактического характера, направлено на предупреждение нарушения норм законодательства впредь. Оно не ущемляет права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает какие-либо дополнительные обязанности, связанные с экономической деятельностью, а дает право организации разобраться в сфере деятельности и предусмотреть меры по недопущению правонарушения в будущем. Вопреки доводам Министерства, при установлении бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применяются бюджетные меры принуждения , предусмотренные статьей 306.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Согласно статье 306.3. финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения. Органы казначейства применяют бюджетные меры принуждения только в соответствии с решениями финансового органа об их применении. Обжалуемые пункты представления не являются уведомлением о применении бюджетных мер принуждения, соответственно, не влекут каких-либо экономических последствий
Решение № 7-126/20 от 18.02.2020 Вологодского областного суда (Вологодская область)
заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса. Порядок предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета Вологодской области, утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2015 № 1147 (далее – Порядок), пунктами 2-25 которого предусмотрены условия предоставления бюджетного кредита, за нарушение которых, а также за нарушение обязательств по договору о предоставлении бюджетного кредита к муниципальному образованию применяются бюджетные меры принуждения в соответствии с действующим законодательством. К условиям предоставления бюджетного кредита относятся, в том числе предусмотренные пунктом 12 Порядка следующие условия: утверждение в течение месяца с даты получения бюджетного кредита на срок действия Договора Плана исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года после согласования его с Департаментом; направление на согласование в Департамент проекта решения о внесении изменений в решение о бюджете в случае, если в нем предусмотрено увеличение расходов на исполнение
Решение № 7-228/19ГОДА от 20.09.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)
делу об административном правонарушении ввиду того, что статья 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов) утратила силу с 06 августа 2019 года, подлежит отклонению, поскольку административная ответственность, предусмотренная статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансферов является действующий и не отменена. Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 199-ФЗ признана утратившей силу статья 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая устанавливала к нарушителям бюджетные меры принуждения за нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, в виде бесспорного взыскания суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). Согласно пункту 3 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 1 настоящей статьи, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований
Постановление № 4А-132/2018 от 07.06.2018 Ивановского областного суда (Ивановская область)
получателя субсидии от необходимости соблюдения требований п.5 «Условий предоставления и методики распределения субсидий…» утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 13 ноября 2013 года № 447-п (в редакции от 23 марта 2016 года), согласно которого доля расходов местного бюджета в финансировании мероприятия должна составлять не менее 5 %; - Департаментом финансов Ивановской области, который являлся разработчиком проекта вышеуказанного Постановления № 251-п, в отношении Администрации Писцовского сельского поселения за указанное нарушение условий предоставления субсидии применены бюджетные меры принуждения в виде беспорного взыскания средств за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Писцовского сельского поселения. В возражениях на жалобу должностного лица, вынесшего постановление, глава Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области ФИО1 указывает на несостоятельность ее доводов и необходимость оставления решения Ивановского областного суда без изменения, поскольку примененные им положения Постановления №251-п улучшают ее положение. Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений общества, прихожу к следующим выводам. Статья 30.17