ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Департамент архитектуры разрешение на строительство - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минстроя России от 10.02.2020 N 4155-ОД/08 <По вопросу определения объекта капитального строительства>
и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу определения объекта капитального строительства и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкованию нормативных правовых актов. Вместе с тем по существу заданных вопросов Департамент полагает возможным сообщить следующее. В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство , соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства
Письмо Минстроя России от 26.09.2018 N 39818-СМ/09 <О рассмотрении обращения>
2018 г. N 39818-СМ/09 Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и сообщает следующее. Согласно части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых планируются в границах зон с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ), режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства, подлежит государственной экспертизе. Таким образом, если режим ЗОУИТ не предусматривает ограничений размещения в границах ЗОУИТ объекта капитального строительства, который предполагается разместить на земельных участках, находящихся в данной ЗОУИТ, застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу. При этом положения части 3.4 статьи 49 ГрК РФ применяются вне зависимости от наличия соответствующей информации о ЗОУИТ в градостроительном плане земельного участка. В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче
Определение № 309-КГ18-7329 от 20.06.2018 Верховного Суда РФ
по адресу: <...>. Данный земельный участок является смежным с земельными участками ИП ФИО1 25.03.2013 АО "Редуктор-ПМ" обратилось в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с заявлением о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ). 12.04.2013 Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми АО "Редуктор-ПМ" выдан ГПЗУ N RU90303000- 000000000013196. 18.11.2013 АО "Редуктор-ПМ" обратилось в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с заявлением о выдаче разрешения на строительство производственного здания (корпус 5) сборочно-испытательного корпуса. 26.11.2013 Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми выдано разрешение на строительство N RU903030000-267/2013 со сроком действия до 26.07.2016. 22.10.2015 АО "Редуктор-ПМ" обратилось в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер земельного участка 59:01:4411958:193. 17.11.2015 распоряжением заместителя главы администрации г. Перми - начальника Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми N СЭД-22-01-03-1111 утвержден ГПЗУ (кадастровый номер: 59:01:4411058:193)
Определение № 308-ЭС21-11869 от 02.08.2021 Верховного Суда РФ
разрешения на строительство (реконструкцию) такого объекта. Также Департамент архитектуры сообщил, что с момента вступления в силу решения Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2018 по делу № А53-18178/2018 и до момента выдачи ответа повторное заявление ООО «Росжилком» о выдаче разрешения на строительство объекта не поступало. В случае его поступления в Департамент архитектуры, представленная документация будет рассмотрена в строгом соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса в установленные законом сроки. Ссылаясь на бездействие Департамента архитектуры, выразившееся в невыдаче разрешения на строительство , Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями. Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьей 51 Градостроительного кодекса, суды отказали в удовлетворении требований, указав на недоказанность Обществом бездействия Департамента архитектуры, установив исполнение последним решения арбитражного суда от 09.11.2018 по делу № А53-18178/2018, посредством направления заявителю писем от 07.12.2018 и от 26.12.2018. Приходя к указанным выводам, судебные инстанции приняли во внимание вступившие в законную силу
Определение № 308-ЭС21-3381 от 15.06.2021 Верховного Суда РФ
решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 №25п.15, расположен в зоне транспортной инфраструктуры. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2019 по делу №А32-25223/2019 в удовлетворении требований ООО «Диас» к департаменту архитектурно признании незаконными отказов в выдаче разрешений на строительство на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0431001:1538, выраженного в письмах от 31.10.2018 №29/10193-1, №23/10192-1 ( в связи с тем, что земельный участок расположен в функциональной зоне транспортной инфраструктуры);об обязании департамента архитектуры выдать ООО «Диас» разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0431001:1538 отказано. В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020№100п.1, земельный участок с кадастровым 23:43:0431001:1538 расположен в зоне инженерной инфраструктуры,
Постановление № А46-9128/2021 от 15.09.2022 АС Западно-Сибирского округа
строение (гараж-стоянка, склад, кузница, автомобильная заправочная станция). В восточной части земельного участка № 3037 расположено нежилое здание склада, кузницы, имеющее кадастровый номер 55:36:040102:2210, принадлежащее ООО «ВММ» на праве собственности. С юго-западной стороны к указанному зданию примыкает Объект № 1. Правоустанавливающие документы на Объект № 1 у ООО «ВММ» отсутствуют, в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) названное здание не учтено, по информации департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее – департамент архитектуры), разрешение на строительство пристройки не выдавалось. В западной части земельного участка № 3037 расположен Объект № 2, используемый ООО «ВММ» для размещения складских помещений. Для строительства Объекта № 2 департаментом архитектуры АО «ЭПАК-Сервис» выдано разрешение на строительство от 15.01.2018 № 55-ru55301000-3-2018, срок действия которого истек 15.11.2018, право на здание не зарегистрировано. Департамент указывает, что фактическая площадь объекта не соответствует проектной документации. К заявлению о выдаче разрешения на строительство данного объекта АО «ЭПАК-Сервис» был представлен пакет
Решение № А82-1869/15 от 18.08.2015 АС Ярославской области
части предоставляемого ответчику срока на снос объекта до 2 месяцев с момента вступления в силу решения суда. Уточнение иска принято судом в порядке ст.49 АПК РФ. Истцом был представлен ответ департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г.Ярославля на обращение управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля по предоставлению информации о выдаче ПГСК «На Магистральной» разрешения на строительство объекта на земельном участке, расположенном по адресу: <...> напротив д. 28, из которого следует, что департамент архитектуры разрешение на строительство какого бы то ни было объекта капитального строительства на рассматриваемом земельном участке кадастровым номером 76:23:030308:152 по состоянию на 06.08.2015 не выдавал. Ответчик иск не признает, в связи с чем отношение к сроку на снос объекта оставил на усмотрение суда. Письменный мотивированный отзыв ответчик не представил, устно пояснил, что возведенное здание является пунктом охраны и предназначено для обслуживания (охраны) гаражных боксов. Также ответчик сообщил, что им предпринимались меры по оформлению прав на земельный
Постановление № А32-7076/2017 от 19.07.2018 АС Северо-Кавказского округа
4300018412, обществу (арендатор) предоставлен на срок до 17.04.2022 для целей строительства кафе земельный участок общей площадью 752 кв. м с кадастровым номером 23:43:0206098:402, расположенный по улице Платановый Бульвар, 16, в Западном внутригородском округе города Краснодара. Арендная сделка зарегистрирована в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) 23.05.2012. Актами осмотра земельного участка от 27.06.2016 № 1666, от 01.11.2016 № 2921 зафиксировано, что спорный участок не огорожен, свободен от зданий, строений, сооружений. По информации департамента архитектуры разрешение на строительство объекта на земельном участке не выдавалось; предписание администрации от 26.08.2016 об устранении нарушений в 14-дневный срок со дня его получения, обществом не исполнено. В то же время, на момент заключения договора аренды от 02.05.2012, рассматриваемый земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар (утверждены решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 пункт 6 (далее – Правила землепользования и застройки) располагался в границах зоны планируемого размещения объекта
Решение № 2-2577/20 от 30.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)
размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии». В результате осмотра установлено, что в северной части указанного земельного участка расположено одноэтажное здание, используемое под автомойку. Согласно сведениям ЕРГН здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, учтено как одноэтажное нежилое здание проходной с кадастровым номером № площадью 21,8 кв.м. На момент обследования указанного объекта установлен факт эксплуатации автомойки <данные изъяты> Департаментом архитектуры разрешение на строительство , реконструкцию каких-либо объектов капитального строительства на указанном земельном участке не выдавалось. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, используется не по целевому назначению и разрешенному использованию. Изложенные обстоятельства подтверждаются, в том числе фототаблицами, являющимися приложениями к акту проверки от 14.05.2018 (л.д. 142-163). Также установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, принадлежит Миллер = Д.Л. на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 145-148). В южной
Решение № 2-38/2022 от 22.04.2022 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)
ФИО95, ФИО46, ФИО49 в судебном заседании возражали против удовлетворения иска. Иные ответчики, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Представитель третьего лица администрации муниципального образования город Краснодар в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. В судебном заседании от 08.04.2022 представитель администрации по доверенности ФИО409 пояснила, что все земельные участки, исследованные экспертом были предоставлены под строительство многоквартирных домов, к землям муниципального образования не относятся. Истцу выдано разрешение на строительство. По сведениям Департамента архитектуры разрешение на строительство выдано законно, оснований полагать о незаконности строительства не имеется. Представитель третьего лица ООО «Краснодар Водоканал» в судебное заседание не явился, в представленном заявлении не возражал против удовлетворения исковых требований, просил рассмотреть настоящее дело в свое отсутствие. В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по
Апелляционное определение № 2А-4021/19 от 03.06.2020 Омского областного суда (Омская область)
<...> получены сведения из Департамента строительства Администрации г. Омска и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска об отсутствии сведений о выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию объекта капитального строительства – мини-магазина, экспресс кафе, расположенного по адресу: <...>. В муниципальной информационной системе «Локальная система электронного документооборота и делопроизводства информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования городской округ город Омск Омской области» запрашиваемый документ отсутствует. В порядке ст. 51 Градостроительного кодекса РФ департаментом архитектуры разрешение на строительство каких-либо объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № <...>, не выдавалось. Местоположение объекта капитального строительства с кадастровым номером № <...> определить невозможно. Принимая во внимание установленные обстоятельства <...> Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о признании указанного объекта самовольной постройкой, обязании ответчика снести объект капитального строительства. Таким образом, длительность рассмотрения обращения представителя административного истца о предоставлении спорного земельного участка в