ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Должностное лицо местного самоуправления - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Апелляционное определение № 58-АПА19-2 от 27.03.2019 Верховного Суда РФ
администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Часть 12 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования. Таким образом, названный закон не предусматривает исполнение полномочий главы местной администрации депутатом представительного органа муниципального образования. Из приведенных положений следует, что осуществление депутатом на основании части 7 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочий главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, данный закон не допускает. Иное приведет к ситуации, при которой депутат будет являться членом представительного органа местного
Определение № 3-81-03 от 03.03.2004 Верховного Суда РФ
референдумах в Иркутской области». Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал ошибочную оценку доводам заявления. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения. Обжалуемыми нормами Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области» предусмотрено, что если для реализации решений, принятых местным референдумом, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления либо должностное лицо местного самоуправления , в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт (п.1. ст. 1); инициатива проведения местного референдума может исходить от депутатов представительного органа местного самоуправления, его постоянных комитетов и комиссий, иных депутатских формирований либо от общественных органов и объединений, а также отдельных граждан. Уставами муниципальных образований (уставами местного самоуправления) могут быть определены и иные субъекты, обладающие правом инициативы проведения местного референдума (ст. 13). Суд, удовлетворяя заявление прокурора в приведенной части, указал, что
Апелляционное определение № 39-АПА19-1 от 18.04.2019 Верховного Суда РФ
Зинченко И.Н., судей Калининой Л.А. и Борисовой Л.В. при секретаре Тимохине И.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Курского областного суда от 20 ноября 2018 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующим в части пункта 3.2 Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществлявшего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, утвержденного решением Собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской области от 12 января 2018 года № 6. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л А., объяснения представителя административного истца ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила в соответствии с
Постановление № 17АП-11371/2022-АКУ от 19.10.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти. Под органами местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (ст. 2 Закона о местном самоуправлении). Согласно п. 9, п. 32 Административного регламента № 2433 муниципальная услуга предоставляется заявителям Администрацией города Екатеринбурга в лице Земельного комитета. При наличии оснований для отказа в приеме документов, указанных в пункте 19 настоящего Административного регламента, специалист Земельного комитета возвращает заявителю документы и выдает
Постановление № А76-8190/14 от 16.02.2015 АС Уральского округа
обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов. Право органа местного самоуправления отменить собственный правовой акт установлено ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3. Принимаемый при этом ненормативный правовой акт должен отвечать критериям законности (п. 4 ст. 7 названного Закона) и обоснованности. Реализация органами местного самоуправления полномочий, предоставленных ч. 1 ст. 48 Федерального закона 06.10.2003 №131-Ф3, не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления должны доказать, что отмененный ими ненормативный правовой акт принят с нарушением действующего законодательства. В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса. Порядок предоставления земельных участков, находящихся
Постановление № А26-1034/20 от 28.05.2020 АС Республики Карелия
в арбитражном суде). Из материалов дела следует, что ФИО2 является выборным должностным лицом местного самоуправления. ФИО2 обратилась в суд с требованием об оспаривании представления от собственного имени. Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления – это органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на
Решение № 3А-289/20 от 14.12.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
«Финляндский округ № 11 от 13 декабря 2018 года (т.1 л.д.87-99,105-110,175-182), которым установлен порядок обеспечения социальных гарантий выборному должностному лицу местного самоуправления, депутатам Муниципального совета, председателю избирательной комиссии муниципального образовании Финляндский округ, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, определены условия оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности. Согласно статье 1 Положения к лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования Финляндский округ, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, относятся выборное должностное лицо местного самоуправления - Глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя Муниципального совета, депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, к которым относятся заместители главы муниципального образования, исполняющего полномочия председателя Муниципального совета, председатель избирательной комиссии муниципального образования Финляндский округ, действующей на постоянно основе и являющейся юридическим лицом, исполняющей свои полномочия на постоянной основе. Решением Муниципального совета муниципального образования Финляндский округ от 18 мая 2020 года № 2 в вышеуказанное Положение внесены изменения, Положение изложено в новой редакции,
Решение № 2А-214/18 от 29.08.2018 Константиновского районного суда (Амурская область)
дело по административному исковому заявлению прокурора Константиновского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Новотроицкого сельсовета о признании незаконным бездействия администрации Новотроицкого сельсовета, выразившееся в непринятии мер по направлению сведений о совершении нотариальных действий в Нотариальную палату Амурской области, предусмотренных требованиями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления , удостоверившее завещание или доверенность, об обязании администрации Новотроицкого сельсовета в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к неукоснительному исполнению полномочий, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в том числе приобрести необходимое для этого оборудование и программное обеспечение, а также направить установленные законом сведения в Нотариальную палату Амурской области за 2007 - семь месяцев 2018 годов в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате, У С Т
Постановление № 290008-01-2022-000392-04 от 07.03.2023 Котласского городского суда (Архангельская область)
вступлении в должность главы МО «Котлас», то есть в соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являясь высшим должностным лицом муниципального образования, наделенным Уставом МО «Котлас» и нормативно-правовыми актами организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в муниципальном образовании, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, будучи обязанным в соответствии с частью 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации как должностное лицо местного самоуправления соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, в соответствии с ч. 2 ст. 1, ст. 4, п. 1, 3, 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения исходя из интересов населения;
Решение № 2-110/2013 от 30.01.2013 Чишминского районного суда (Республика Башкортостан)
«Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (статья введена в действие Федеральным законом от 29 декабря 2006г № 258-ФЗ), органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса. Данное положение соответствует статье 37 Основ законодательства о нотариате от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать нотариальные действия. В соответствии с пунктом 2 Приказа Минюста РФ от 27 декабря 2007г. № 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов», глава местной администрации поселения или муниципального района в случае отсутствия в поселении
Решение № 2А-486/18 от 17.10.2018 Ирбейского районного суда (Красноярский край)
Совета депутатов ФИО2 с 15.06.2018 года до вступления в должность вновь избранного главы Ирбейского сельсовета из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В силу ч. 12 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2013 года (редакции от 18.04.2018 года), в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности, его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с Уставом муниципального образования. На основании ст. 42 Устава Муниципального образования «Ирбейский сельсовет» (в редакции от 10.09.2015 года), в случае досрочного прекращения полномочий главы сельсовета, его полномочия временно, до вступления в должность вновь избранного главы, осуществляет заместитель главы администрации сельсовета. В случае, если заместитель главы администрации сельсовета отсутствует или не назначен, указанные полномочия исполняет должностное лицо органов местного самоуправления, определенное Советом. Должностным лицом местного самоуправления по