ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Элемент планировочной структуры - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Кассационное определение № 13-КАД21-1 от 28.04.2021 Верховного Суда РФ
элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес. Из пункта 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов следует, что под адресообразующими элементами понимаются страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; идентификационные элементы объекта адресации - номер земельного участка, типы и номера зданий (сооружений), помещений и объектов незавершенного строительства. Согласно пункту 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям: а) уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения
Кассационное определение № 38-КАД21-3 от 11.08.2021 Верховного Суда РФ
закона проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, созданных до вступления его в силу, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными. Частью 6 статьи 23 Закона № 217-ФЗ предусмотрено, что в границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества наряду с земельными участками, указанными в части 5 данной статьи (находящимися в собственности учредителей товарищества и составляющими единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования), включаются в качестве земельных участков общего назначения земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, площадью не менее двадцати и не более двадцати пяти процентов суммарной площади садовых или огородных земельных участков, включаемых в границы территории садоводства или огородничества. В силу приведенных норм тот факт, что испрашиваемые административным истцом к перераспределению земли
Решение № АКПИ21-337 от 08.07.2021 Верховного Суда РФ
(пункт 4). Пунктом 11 статьи 1 Кодекса красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Под территориями общего пользования следует понимать территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). В целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры , установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, осуществляется подготовка документации по планировке территории (часть 1 статьи 41 Кодекса). Случаи, при которых подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, установлены частью 3 статьи 41 ГрК РФ, среди которых необходимость установления, изменения и отмены красных линий. Исходя из положений части 4 указанной статьи Кодекса видами документации по планировке территории являются проект планировки территории
Апелляционное определение № 78-АПА19-7 от 15.05.2019 Верховного Суда РФ
предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить указанному кодексу. Как следует из положений статьи 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной данным кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5). Согласно части 2 статьи 63 ГрК РФ
Определение № А46-12089/20 от 08.04.2022 Верховного Суда РФ
суд с иском к обществу об обязании исполнить принятые обязательства в рамках договоров аренды земельных участков от 11.02.2008 № Д-Ц-31-7070, от 12.04.2019 № Д-Ц-31-11726, от 12.04.2019 № Д-Ц-31-11727, от 12.04.2019 № Д-Ц-31-11725, от 12.04.2019 № Д-Ц-31-11728, от 12.04.2019 № Д-Ц-31-11502 путем строительства следующих объектов: – на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:4962 площадью 20 151 кв. м объекта дошкольного образования на 140 мест, общеобразовательной школы на 900 мест в соответствии с проектом межевания элемента планировочной структуры № 4 планировочного района I проекта планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт – лесополоса – граница городской черты – дорога в поселок Степной – проектируемая дорога – граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в Центральном административном округе города Омска, утвержденным постановлением администрации города Омска от 20.06.2017 № 593-п, проектом планировки территории, утвержденным постановлением администрации города Омска от 30.12.2009 № 1000-п; – на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:3356 площадью 29
Постановление № 03АП-2042/2015 от 05.06.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Из апелляционной жалобы следует, что проект планировки и межевания территории, ограниченной улицами Е. Стасовой, Лесопарковой, Забобонова, Крупской, Высотной, Гусарова не разрабатывался, поэтому выделение данного элемента планировочной структуры является необоснованным и не соответствует действующему законодательству. Служба считает, что из положений части 1 статьи 41, части 1, пункта 1 части 5 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что элемент планировочной структуры (квартал, микрорайон, иной элемент) выделяется только при подготовке проекта планировки, следовательно, при его отсутствии невозможно выделить элемент планировочной структуры и рассчитать среднюю этажность зоны. Служба не согласна с выводом суда о том, что не основан на нормах градостроительного законодательства расчет средней этажности зоны только в отношении жилых домов, и для выяснения средней этажности зоны Ж.4 необходимо учитывать этажность нежилых объектов. По мнению службы, необоснованной является ссылка суда на положительное заключение негосударственной экспертизы проектной
Постановление № А60-47895/16 от 16.01.2018 АС Уральского округа
систему. При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, отметив, что действия регистрирующего органа не являются незаконными, и в ЕГРЮЛ не могут быть внесены сведения об адресе, который не существует. Сложившаяся ситуация с аннулированием адреса, по которому общество ранее было зарегистрировано, не препятствует оформлению в установленном порядке нового адреса и внесению его в ЕГРЮЛ, при этом в соответствии с действующими нормативными документами адрес должен содержать указание на элемент улично-дорожной сети и элемент планировочной структуры . Выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права. Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку выводов судов относительно установленных обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм материального или процессуального права,
Постановление № А31-9304/2022 от 16.10.2023 АС Волго-Вятского округа
адресации устанавливает Правительство Российской Федерации. Органы местного самоуправления присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов (пункты 4, 5 части 1 и пункт 1 части 3 статьи 5). Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 (далее – Правила № 1221). Согласно указанным правилам, адресообразующие элементы – это, в том числе элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры , идентификационный элемент (элементы) объекта адресации. Идентификационные элементы – номера земельных участков, типы и номера иных объектов адресации. Элемент улично-дорожной сети – это, в числе прочего, улица, проспект, переулок и иное. Элемент планировочной структуры – зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (пункт 2). Адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать требованиям уникальности, обязательности и легитимности. Правовую основу адреса обеспечивает
Постановление № А45-9429/2023 от 11.01.2024 АС Западно-Сибирского округа
«Д54 Развитие» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 54:35:091270:273; на основании заявления общества от 05.09.2022 мэрией подготовлен градостроительный план земельного участка от 14.09.2022 № РФ-54-2-03-0-00-2022-1144 (далее – ГПЗУ), согласно которому названный участок расположен в границах территории, в отношении которой постановлением мэрии от 30.08.2022 № 3016 утвержден Проект планировки территории, ограниченной границей Советского района, границей города Новосибирска, границей городских лесов и Бердским шоссе, в Советском районе (далее – ППТ «Нижняя Ельцовка», проект планировки), элемент планировочной структуры – квартал 211.01.02.03; земельный участок расположен в границах территориальной зоны «Зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1)»; установлен градостроительный регламент. Общество 10.03.2023 обратилось в мэрию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный многоэтажный дом с объектами обслуживания жилой застройки во встроенных помещениях, дошкольной образовательной организацией, магазином, автостоянками и трансформаторными подстанциями по ул. Иванова г. Новосибирска» (далее – многоквартирный дом, спорный объект) на земельном участке с кадастровым номером 54:35:091270:273, приложив
Решение № 2А-3016/19 от 29.01.2019 Уссурийского районного суда (Приморский край)
дела в его отсутствие, представив отзыв, из которого следует, что с заявленными требованиями не согласны поскольку при принятии решения о присвоении адреса объекту, данные по земельному участку, зданию должны соответствовать перечню элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса. При сборе исходных данных для оказания услуги о присвоении объекту адресации адреса было установлено, что дом истца находится в садовом обществе «XXXX» (это тоже элемент планировочной структуры ), однако в перечне элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, элемент планировочной структуры «Территория садового общества» отсутствует. Следовательно, данный элемент планировочной структуры невозможно внести в федеральную информационную адресную систему. В Постановлении Правительства РФ от 19.11.2014г. № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» прописаны случаи возможности присвоения объекту адресации адреса, однако в них не указаны такие элементы планировочной структуры,
Решение № 2А-338/2022 от 26.04.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)
Разрешенное использование участка: для строительства многофункционального культурно-развлекательного комплекса (п. 1.5 договора). Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора продлен на 2 года 11 месяцев. ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГеоПартнер» получен Градостроительный план земельного участка с КН №, согласно которому постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская — улица Конева — левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска. Согласно данному проекту планировки, элемент планировочной структуры № 13 планировочного района II, частично зона планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения, частично в 6-ти метровом отступе от красной линии. Постановлением Администрации г. Омска от 13.07.2021 № 431-п в постановление Администрации г. Омска от 10.09.2010 № 805-п «Об утверждении проектов планировки левобережной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» внесены изменения. В частности, согласно чертежу планировки территории, расположенной границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская — улица Конева –
Решение № 2А-3134/2021 от 22.04.2022 Сакского районного суда (Республика Крым)
Крым Беленькая М.В., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании с требованиями, изложенными в иске не согласилась, просила отказать в полном объеме, пояснив суду, что решения об отказе в присвоении адреса обоснованные и законные, вынесены в соответствии с действующим законодательством. Согласно ч.4 ст. 41 ГрК РФ к ведомственной документации по планировке территории относится проект планировки территории и проект межевания территорий. Им отказано по тем основаниям, что отсутствует элемент планировочной структуры . Согласно положений Градостроительного кодекса, предусмотрено, что проект планировки территории включает в себя чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии границ, существующих запланированных элементов планировочной структуры, в данном случае не наблюдается ни один из элементов. В связи с тем, что ранее у них это были поля, которые присоединились к сельскому поселению и фактически, так и остались полями. Считает, что своим решением не нарушены права административных истцов и совершенно обоснованно сослались на пункты
Решение № 2А-245/2023 от 13.07.2023 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)
межевания территории». В письме Минэкономразвития России от 06.03.2018 № <адрес> - содержится разъяснение, что положения пп.4 п.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, предписывающие образование земельных участков исключительно в соответствии с проектом межевания территории, подлежат применению только в том случае, если в границе элемента планировочной структуры расположено более одного многоквартирного дома. Соответственно многоквартирных домов в границах элемента планировочной структуры должно быть два и более. В соответствии с п. 35 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ элемент планировочной структуры - это часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). В этом же подпункте содержится указание на то, что виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством РФ Федеральным органом исполнительно власти. Виды элементов планировочной структуры определены приказом Минстроя России от 25.04.2017 (в редакции от 13.05.2021) №738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры», в соответствии с которым элементами планировочной структуры являются район, микрорайон, квартал, территория