г. Москва2 сентября 2020 года Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив кассационные жалобы Ассоциации саморегулируемых организаций общероссийской негосударственной некоммерческой организацииобщероссийского межотраслевого объединения работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации» (далее – НОПРИЗ), Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.12.2019 по делу № А60-44797/2019, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.06.2020 по тому же делу по заявлению Союза саморегулируемая организация «Региональная проектная ассоциация» (далее – ССРО «РЕПРА», саморегулируемая организация, союз) к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору , Ростехнадзору о признании незаконными действий по проведению проверочных и контрольных мероприятий в отношении организации в период с мая 2017 года по 23.07.2019, приказа от 23.07.2019 № СП-37; о признании недействительным заключения НОПРИЗ от 19.06.2019 о возможности исключения сведений об организации
утверждении структуры органов исполнительной власти Ленинградской области» комитет входит в структуру органов исполнительной власти Ленинградской области. Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, созданным в соответствии с Законом Ленинградской области от 27 октября 1994 года № б-оз «Устав Ленинградской области», уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора. Согласно статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся в том числе, осуществление регионального государственного экологическогонадзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В силу части 2 статьи 65 указанного выше Федерального закона государственный экологический надзор включает в себя в числе прочего государственный надзор в области обращения с отходами. В силу пункта 6 части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных
7116019123) к Баранову Вадиму Владимировичу третье лицо – ГАУ ТО «Центр информационных технологий» - о признании не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию ООО «Полипласт Новомосковск» следующие сведения в сообщении, опубликованном ответчиком на официальном сайте Портал Правительства Тульской области на странице Форумы органов исполнительной власти Тульской области, в разделе «Министерство природных ресурсов и экологии», тема: «Экология г. Новомосковск», на странице 159: «Многочисленные проверки химических предприятий г. Новомосковска проводимые в 2013 г. органами федерального и регионального экологического надзора показали, что виновными в создании неблагоприятной экологической ситуации в городе, главными источниками химических запахов были ... ООО "Полипласт Новомосковск"»; - об обязании ответчика опубликовать опровержение оспариваемых сведений на официальном сайте Портал Правительства Тульской области, Форумы, в разделе Министерство природных ресурсов и экологии; - об обязании третье лицо удалить с сайта оспариваемые сведения в отношении ООО «Полипласт Новомосковск» УСТАНОВИЛ: Арбитражным судом Тульской области 07.04.2016 вынесено определение об оставлении данного искового заявления без движения,
в том числе ст. 66 названного закона. Государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется в установленном законодательством порядке, проверки проводятся при наличии копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки. В силу ч. 4 ст. 65 Закона об охране окружающей среды государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ( федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологическийнадзор ) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном, соответственно, Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Частью 5 названной статьи предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных
26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По мнению общества, управление не имело права на проведение внеплановой проверки в отношении общества в рамках федерального государственного экологического надзора, так как отсутствовали полномочия на ее проведение. Лесной участок, на котором расположен объект незавершенной постройки (теплицы), и определенный управлением как «отходы производства, лом бетонный и лом железобетонных изделий» находится в границах особо охраняемой природной территории регионального значения «Памятник природы – «Гусихинский источник» - в ее охранной зоне, образованной постановлением Правительства Республики Бурятия от 04.06.2019 № 292 (приложение № 8 к указанному постановлению), что подтверждается ситуационным планом акта проверки Управления Росреестра по Республике Бурятия. Федеральный экологическийнадзор не может проводиться в отношении охранной зоны ООПТ регионального значения. Отзыв на кассационную жалобу общества не представлен. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Росприроднадзор о времени и месте рассмотрения кассационной
в атмосферу, согласованный с Роспотребнадзором и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. При проведении проверки допущены грубые нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии со статьей 65 Закона об окружающей среде государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ( федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологическийнадзор ) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральный государственный экологический надзор в пределах своей компетенции осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 и Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от
об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Отчет ПЭК по объекту HBOC №50-0254-003508-1П за 2020 год представлен МУП «Комхоз» Карасукекого района посредством личного кабинета 25.03.2021 г., номер отчета 4849336. Ранее объект HBOC №50-0254-003508-П являлся объектом регионального экологического надзора, однако в связи с введением в действие Федеральным законом от 31.07.2020 № 298-ФЗ пункта 7.1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» изменился порядок отнесения объектов к федеральному и региональномуэкологическомунадзору . Так, согласно п. 7.1 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор. Ввиду того, что у МУП «Комхоз» Карасукского района имеется
об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Отчет ПЭК по объекту HBOC №50-0254-003508-1П за 2020 год представлен МУП «Комхоз» Карасукского района посредством личного кабинета 25.03.2021 г., номер отчета 4849336. Ранее объект HBOC №50-0254-003508-П являлся объектом регионального экологического надзора, однако в связи с введением в действие Федеральным законом от 31.07.2020 № 298-ФЗ пункта 7.1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» изменился порядок отнесения объектов к федеральному и региональномуэкологическомунадзору . Так, согласно п. 7.1 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор. Ввиду того, что у МУП «Комхоз» Карасукского района имеется
полном объеме и пояснил, что у ответчика не имеется оснований для разработки нормативов и лимитов отходов, ввиду того, что формирование нормативов и лимитов производственных отходов производится для отходов не ниже третей категории воздействия на окружающую среду на основании ст. 18 Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года за № 89-ФЗ, при этом таким объектов на территории МО «Село Садовое» не имеется. Нормативы и лимиты производственных отходов разрабатываются только на объекты, подлежащие федеральному и региональномуэкологическомунадзору . Постановлением Правительства Астраханской области от 19 апреля 2006 года за № 100-П утвержден Перечень объектов подлежащих областному государственному экологическому контролю, при этом объекты МО «Село Садовое» в данный перечень не вошли. Далее, юридические лица, осуществляющие деятельность исключительно на объектах четвертой категории, не вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду, согласно ст. 16.1 Федерального закона за № 219-ФЗ. Плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, которые образуются на
РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Управления Росприроднадзора по Пермскому краю В. в пределах своих полномочий. Доводы жалобы в части отнесения спорного водного объекта к объекту регионального экологического надзора, также являются несостоятельными. Частью 2 ст.36 Водного кодекса Российской Федерации определено, что государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологическогонадзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации. На основании указанных критериев федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологическийнадзор , по месту осуществления деятельности. Порядок и