ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Фсо требования к отчету - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Разъяснение Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 "Разъяснения Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости"
в отчете об определении кадастровой стоимости необходимо оформлять результаты определения кадастровой стоимости, полученные путем проведения индивидуальной оценки? Ответ В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости ( ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В соответствии со статьей 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Приказом Минэкономразвития России от 29 июля 2011 г. N 382 утверждены требования к отчету об определении кадастровой стоимости (далее - Требования). Подпунктом "ж" пункта 4 Требований определено, что результаты расчета кадастровой стоимости объектов оценки путем установления рыночной стоимости объектов оценки, определенной индивидуально для конкретных
Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299 (ред. от 06.12.2016) "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)"
ст. 4291; 2014, N 30, ст. 4226) приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)". 2. Настоящий приказ вступает в силу после вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 254 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке ( ФСО N 3)" (зарегистрирован в Минюсте России 22 августа 2007 г., регистрационный N 10009). Министр А.В.УЛЮКАЕВ Утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ "ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ОБ ОЦЕНКЕ (ФСО N 3)" Список изменяющих документов (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 06.12.2016 N 785) I. Общие положения 1. Настоящий Федеральный стандарт оценки устанавливает требования к составлению и содержанию отчета об оценке, информации, используемой в отчете об оценке, а также к описанию в отчете об оценке применяемой методологии и расчетам. Отчет об оценке составляется по итогам проведения оценки.
Приказ Росимущества от 23.09.2009 N 272 "Об утверждении Порядка рассмотрения отчетов об оценке при реализации Росимуществом полномочий собственника федерального имущества"
г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение), Федеральными стандартами оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 256 (далее - ФСО N 1), Федеральными стандартами оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 255 (далее - ФСО N 2), Федеральными стандартами оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 254 (далее - ФСО N 3), и иными нормативными правовыми актами в целях организации работы по рассмотрению отчетов об оценке при реализации Росимуществом полномочий собственника федерального имущества. 2. Основные понятия и определения 2.1. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия и определения: рассмотрение отчета об оценке - совокупность мероприятий по проверке отчета об оценке
Письмо Минэкономразвития РФ от 02.03.2011 N д06-1211 "О предоставлении информации"
к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 256 (далее - ФСО N 1), оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки, в том числе информацию об объекте оценки, включая правоустанавливающие документы, сведения об обременениях, связанных с объектом оценки, информацию о физических свойствах объекта оценки, его технических и эксплуатационных характеристиках, износе и устареваниях, прошлых и ожидаемых доходах и затратах, данные бухгалтерского учета и отчетности, относящиеся к объекту оценки, а также иную информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки. Помимо этого пунктом 9 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 254, установлено, что в
"Методические рекомендации по организации работы по оценке арестованного имущества" (утв. ФССП России 24.07.2013 N 01-9) (ред. от 08.07.2014)
деятельности), Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1>, Федеральным стандартом оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" (далее - ФСО N 1), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, Федеральным стандартом оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" (далее - ФСО N 2), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, Федеральным стандартом оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" (далее - ФСО N 3), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254. (в ред. письма ФССП России от 08.07.2014 N 0001/15) (см. текст в предыдущей редакции) -------------------------------- <1> С 1 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". 1.2. Методические рекомендации
Определение № А12-37122/19 от 23.09.2021 Верховного Суда РФ
в том числе заключения судебных экспертиз по проверке достоверности и подлинности оспариваемых отчетов, руководствуясь статьями 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), Федеральным законом от 31.03.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки ( ФСО № 1)», утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 № 297, Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.05.2015 № 299, Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25.09.2014 № 611, Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденными распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 № 568-р, Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой
Определение № А43-36181/20 от 09.03.2022 Верховного Суда РФ
материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», статей 1, 4, 5, 61, 64, 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статей 11, 13, 20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки ( ФСО № 1)», утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 № 297, Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 № 299, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом судебные инстанции исходили из того, что спорный отчет об оценке является
Определение № А32-19681/20 от 27.09.2021 Верховного Суда РФ
статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе экспертные заключения, представленные сторонами, заключения судебных экспертиз, руководствуясь частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 279, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 56.8, 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 11 Федерального закона от 31.05.2011 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», федеральными стандартами оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки ( ФСО № 1)», «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 № 297, разъяснениями, приведенными в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», пришли к выводу о том, что заключение судебной экспертизы от 05.04.2019 № 485-Э, выполненное экспертом общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр экспертизы и оценки», соответствует действующему законодательству об оценочной деятельности
Постановление № А68-11808/2014 от 18.04.2018 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
рыночной стоимости, и ее величины определяется в каждом случае на различные даты, в связи с чем приведенные в качестве оснований для назначения повторной экспертизы ссылки ФИО1 на различные показатели рыночной стоимости в разных отчетах оценщиков подлежат отклонению судом апелляционной инстанции. Довод заявителя, что при подготовке заключения экспертами не учтено, что объектом оценки является автосалон, также не может быть принят во внимание судебной коллегии. Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 8 ФСО «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)» экспертами ФИО7 и ФИО8 составлено точное описание объектов оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых земельного участка и нежилого здания, в частности, их площади, вида разрешенного использования; количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объектов оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объектов оценки; информация о текущем использовании объектов оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объектам оценки, существенно влияющие на их стоимость. Кроме
Постановление № 04АП-1505/19 от 27.04.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
оценки. Эксперт ФИО6 пояснила, что при составлении экспертного заключения были учтены все требования действующего законодательства, при этом необходимо учитывать, что эксперт предупреждается об уголовной ответственности, а также контролируется соответствующими саморегулируемыми организациями. Ответы эксперта на вопросы представителей сторон и суда, изложены в протоколе судебного заседания от 20.01.2022 и зафиксированы посредством аудиозаписи. Кроме того, от эксперта ФИО6 в материалы дела поступили пояснения к заключению № 206/2021 от 02.08.2021, в которых эксперт указал, что согласно требованиям ФСО «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» от 20 мая 2015 года № 299 и ФСО «Оценка недвижимости (ФСО № 7)» от 25.09.2014 № 611 в заключении на страницах 48-75 описан анализ рынка, ценообразующие факторы и выводы. Аналоги земельных участков приняты с официального сайта https://torgi.gov.ru/. Данный сайт является официальным сайтом РФ для размещения информации о проведении торгов в отношении государственного и муниципального имущества и ресурсов, поиск и просмотр торгов, новости официального сайта. Исследовав содержание рецензии
Решение № А33-11253/12 от 14.04.2016 АС Красноярского края
том, что выводы эксперта носят последовательный, непротиворечивый характер Экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, федерального стандарта оценки (далее - ФСО) «Общие понятия оценки, подходы и требования к производству оценки» (ФСО № 1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256, ФСО «Цель оценки и видов стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, ФСО «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254, ФСО «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения» (ФСО № 5), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.07.2011 № 238. При изложенных фактических обстоятельствах, суд приходит к выводу о несоответствии отчета об оценки рыночной стоимости заключение эксперта от 26.11.2015 № 02-Э/2015 законодательству, что является достаточным основанием для признания недостоверной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым
Постановление № А32-7846/20 от 16.12.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
как залогового кредитора, рыночная стоимость объектов залога составляет 11 245 783 рублей. Указанный отчет об оценке подготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с соблюдением требований ФСО "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297; ФСО "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298; ФСО "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299; ФСО "Оценка недвижимости (ФСО № 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.09.2014 № 611. Отчет об оценке имущества должника, на основании которых конкурсным кредитором определена начальная цена продажи имущества, в установленном порядке должником или лицами, участвующими в деле, не оспорен. Иного отчета об оценке, свидетельствующего об иной стоимости имущества должника, в материалы дела не представлено. Как указано судом первой инстанции,
Решение № 3А-88/17 от 06.09.2017 Белгородского областного суда (Белгородская область)
выводу о том, что имеющиеся в отчетах нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, а именно, установлены нарушения статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части неоднозначности толкования отчетов об оценке, пункта 22 Раздела VII ФСО "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611 в части выбранных для определения стоимости объекта оценки аналогов, пункта 5 Раздела II ФСО "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299. Указанное заключение эксперта подготовлено лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладающим специальными познаниями в области оценки, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, основано на методологии оценки, закрепленной в федеральных стандартах оценки, в связи с чем, ставить указанное заключение под сомнение оснований не имеется. Отчеты об оценке №№ и
Постановление № 5-19 от 14.03.2017 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)
проведена в соответствии с положениями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и изменениями; Федерального закона № 157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ; приказами Минэкономразвития России №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федеральных стандартов оценки: Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» ФСО №); «Цель оценки и виды стоимости ( ФСО №)»; «Требования к отчету об оценке» (ФСО №); стандартами и правилами оценочной деятельности Некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО», утвержденные Решением Совета Партнерства, Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается: наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а
Постановление № 5-144 от 28.03.2017 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)
«Бюро товарных экспертиз» руководствовался положениями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и изменениями; Федерального закона № 157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ; приказами Минэкономразвития России №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федеральных стандартов оценки: Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» ФСО №); «Цель оценки и виды стоимости ( ФСО №)»; «Требования к отчету об оценке» (ФСО №); стандартами и правилами оценочной деятельности Некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО», утвержденные Решением Совета Партнерства, Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. Определение рыночной стоимости предмета административного правонарушения, выполненного экспертами ООО «Бюро товарных экспертиз» отвечает требованиям закона, рыночная стоимость предмета административного правонарушения, определенная экспертом является достоверной, соответствующей объему партии товара. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему. Административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, влекущим в отношении
Постановление № 5-4 от 02.02.2016 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)
<данные изъяты> Экспертом ФИО3 указано, что оценка проведена в соответствии с положениями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и изменениями, внесенными Федеральным законом № 157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; и стандартами оценочной деятельности ФСО 1-3, утвержденных приказами Минэкономразвития России: №, № и № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федеральных стандартов оценки», «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №)», «Цель оценки и виды стоимости ( ФСО №)», «Требования к отчету об оценке» (ФСО №). Стандартами и правилами оценочной деятельности Некоммерческого партнерства Сообщество специалистов - оценщиков «СМАО», утвержденными решением Совета Партнерства Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ; «Оценка Машин и Оборудования». Изменения и дополнения внесены Решением Совета Партнерства НП «СМАОс»: Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ и Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается: наиболее вероятная цена,
Решение № 3А-104/17 от 21.09.2017 Белгородского областного суда (Белгородская область)
отчетов №38-1/03/17 и №37-1/03/17 требованиям федеральных стандартов оценки, предъявляемым к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки. В указанных отчетах выявлены нарушения статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части неоднозначности толкования отчетов, пункта 8 ФСО "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297, ФСО "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299, пунктов 11 и 22 ФСО "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611, которые повлияли на величину рыночной стоимости оцениваемых земельных участков. Определением от 31.07.2017 по делу назначена дополнительная экспертиза, на разрешение которой был поставлен вопрос, направленный на установление рыночной стоимости объектов недвижимости (с учетом дополнительно проведенного исследования), при этом, указана необходимость учесть анализ рынка