ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Государственная регистрация и основания государственной регистрации - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Росреестра от 30.05.2016 N П/0263 (ред. от 20.07.2021) "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПРИКАЗ от 30 мая 2016 г. N П/0263 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Список изменяющих документов (в ред. Приказов Росреестра от 23.01.2017 N П/0027, от 20.05.2019 N П/0192) В соответствии с пунктом 9.4.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2016 N 180 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации" приказываю: 1. Утвердить положения о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации согласно приложениям N 1 - 81 к настоящему приказу (далее - Положения). 2. Руководителям территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации обеспечить регистрацию
Письмо ФНС России от 31.12.2019 N ГД-4-14/27372@ <О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2019)>
N 129-ФЗ), на государственную регистрацию юридического лица: уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица и назначением ликвидатора, подписанное ликвидатором М.Н.Г. (подпись засвидетельствована нотариально); решение N 1/17 единственного участника общества М.Н.Г. от 05.09.2017. На основании данных документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренным пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, Инспекцией принято решение о государственной регистрации, на основании которого 12.09.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации Сообщение о ликвидации общества опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 42 (656) от 25.10.2017 (запись N 167) с указанием срока и адреса для обращения кредиторов. 27 февраля 2018 года в Инспекцию ликвидатором представлены документы на государственную регистрацию юридического лица: уведомление о ликвидации юридического лица по форме по форме N Р 15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса, подписанное ликвидатором М.Н.Г. (подпись засвидетельствована нотариально); решение N 1/17
Письмо ФНС России от 08.07.2019 N ГД-4-14/13317@ <О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2019)>
и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в указанный реестр, но не более чем на один месяц (пункты 4, 4.1, 4.2 и 4.4 статьи 9 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Суды установили, что формально в регистрирующий орган А.И.Н. представила все документы, необходимые для внесения соответствующих изменений.
"Порядок заключения и сопровождения договоров в ходе конкурсного производства (ликвидации) в отношении финансовых организаций" (утв. решением Правления ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 04.12.2017, протокол N 138) (ред. от 04.03.2019)
(далее - Закладная) со следующими реквизитами: Залогодатель/Должник по обеспеченному ипотекой обязательству Обязательство, обеспеченное ипотекой Предмет ипотеки Первоначальный залогодержатель Сведения о государственной регистрации ипотеки 1) фамилия, имя, отчество залогодателя - физического лица, сведения о документе, удостоверяющем личность/наименование залогодателя - юридического лица, адрес местонахождения 1) название и реквизиты кредитного договора или иного денежного обязательства, обеспеченного ипотекой, с указанием даты и места заключения такого договора или основания возникновения обеспеченного ипотекой обязательства 1) название и достаточное для идентификации описание имущества, на которое установлена ипотека, адрес местонахождения этого имущества фамилия, имя, отчество первоначального залогодержателя - физического лица, сведения о документе, удостоверяющем личность/наименование первоначального залогодержателя - юридического лица, адрес местонахождения 2) наименование права, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и органа, зарегистрировавшего это право, с указанием номера, даты и места государственной регистрации 2) фамилия, имя, отчество должника - физического лица (если должник не является залогодателем), сведения о документе, удостоверяющем личность/наименование должника -
Определение № 14АП-3324/2015 от 03.03.2016 Верховного Суда РФ
от 04.08.2011 69-АВ № 316899 и от 04.08.2011 69-АВ № 316901), кадастровый паспорт земельного участка от 15.02.2012 № 02-69/12-1-23754, копия решения Арбитражного суда Тверской области от 12.05.2014 № А66-3293/2013, которым признано отсутствующим зарегистрированное право некоммерческого партнерства по содействию в управлении нежилыми помещениями «Домино» (далее – партнерство) на земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200050:35, расположенный по адресу: город Тверь, бульвар Цанова, д. 1б. Управление отказало в государственной регистрации права на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ссылаясь на непредставление предпринимателями документов, необходимых для государственной регистрации прав. Предпринимателям направлены сообщения об отказе в государственной регистрации права № 69-1-02/054/2014-606, 610, 630, 632. В обоснование отказа в государственной регистрации управление указало, что на заявленном к регистрации земельном участке расположено здание административно-торгового назначения, а потому зарегистрировать права общей долевой собственности предпринимателей на земельный участок пропорционально площади переданных
Кассационное определение № 41-КА19-15 от 18.02.2020 Верховного Суда РФ
содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком. Кроме того, в части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» закреплены самостоятельные основания, препятствующие государственной регистрации прав, а именно: когда сделка, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющиеся основанием для государственной регистрации права, признаны недействительными в судебном порядке (пункт 12); сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной (пункт 13). При таких обстоятельствах государственный регистратор, отказывая в регистрации договора аренды земельного участка по мотиву отсутствия нуждаемости и статуса малоимущего у административного истца при наличии действующих и не признанных в установленном законом порядке незаконными постановления администрации Щепкинского сельского поселения от 20 сентября 2017 года № 471 о признании Мележникова О.П. малоимущим, нуждающимся в жилом помещении и договора аренды земельного участка, вышел
Определение № 305-ЭС15-16496 от 31.05.2016 Верховного Суда РФ
собственности, зарегистрированного за Российской Федерацией. Между тем окружной суд не учел следующее. Пунктом 1 статьи 16 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя; в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В статье 17 указанного Закона приведены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно статье 30.1 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается
Решение № АКПИ19-541 от 16.09.2019 Верховного Суда РФ
пункта 43 статьи 9 поименованного закона основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4 данной статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, согласно которому уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба, она утверждает основания, условия и способы проведения указанных в пункте 42 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, а также порядок использования результатов этих мероприятий (абзац второй пункта 1, подпункт 5.9.52). Основания и Порядок утверждены компетентным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований федерального закона с соблюдением порядка принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта. Довод административного истца о несоответствии оспариваемого положения пункту 3 статьи 51 Гражданского кодекса
Решение № А41-84487/20 от 05.04.2021 АС Московской области
два) кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, микрорайон Левобережный, Лихачевское шоссе с 30.05.2016 г.; - признании незаконным решения, выраженного в Уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – «Управление», «заинтересованное лицо») от 25 ноября 2020 года за № КУВД-001/2020-24991068/1 об отказе в исправлении технической ошибки в Едином государственном реестре недвижимости; - обязании Управления исправить техническую ошибку в сведениях ЕГРН о дате государственной регистрации, номера государственной регистрации и основания государственной регистрации , а именно договора возмездной переуступки права долгосрочной аренды земельного участка № б/н от 18 февраля 2019 года с АО «НПО ПРОМГРАЖДАНПРОЕКТ» (ОГРН 1027739110420), зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 04 июня 2019 года за № 50:10:0010405:148-50/020/2019-1. Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, между администрацией городского округа Химки Московской области и
Постановление № А56-57755/17/ТОРГ.1 от 31.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
имуществом должника ООО «Приолен»; признать недействительным договор купли-продажи № 8 от 12.12.2018 года по лоту № 8 заключенный с ООО «ОВЕРКОВЕР» (ИНН 4712027610) по результатам проведенных торгов недвижимым имуществом должника ООО «Приолен»; применить последствия недействительности сделок в виде возврата в конкурсную массу должника имущества: - Лот № 1 - земельный участок: кад. номер 47:03:0301010:300, общей площадью 1978 кв.м., адрес: Ленинградская обл., Приозерский район, г. Приозерск; вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, № 47-47/025-47/025/005/2016-126/1 от 25.01.2016. Основание государственной регистрации - договор купли от 31.10.2013 - Лот №3 - земельный участок: кад. номер 47:03:0301010:313, общ.пл. 7007 кв.м, адрес: Ленинградская обл., Приозерский район, г. Приозерск; вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, № 47-47/025-47/025/005/2016-125/1 от 25.01.2016. Основание государственной регистрации - договор купли от 31.10.2013 №31/20/13. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости: не зарегистрировано. На данном участке расположена часть нежилого здания (кад. номер 47:03:0000000:13152) входящего в состав лота № 2.
Постановление № 17АП-1521/2015 от 23.03.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
«Пермэнерго» для предъявления в Пермскую областную регистрационную палату на предмет регистрации права следует, что электросетевой комплекс по адресу подстанция «Балатовская» с линиями электропередачи и трансформаторами подстанциями» поставлен на учет в бюро технической инвентаризации г. Перми (т.2, л.д. 112). Право собственности ОАО «Пермэнерго» на ЭСК 110/6 кВ «Балатовская» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями было зарегистрировано в Пермской областной регистрационной палате 08.08.2002, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности 59 АК 248446, выдано 08.08.2002 (т.2, л.д. 65-66). Основанием для выдачи указанного свидетельства о государственной регистрации явились следующие документы: - план приватизации, утвержденный КУГИ Пермской области 14.12.1992 , с приложением № 1,2,9; - распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом № 556-р от 13.08.2001 «О внесении дополнений в распоряжение комитета от 19.06.2001 № 378-р «О внесении дополнений в план приватизации ПО ЭиЭ «Пермэнерго» с приложением № 15 (т.2, л.д. 19, 17); - разрешение ГИАСК на ввод объекта в эксплуатацию № 201 от
Постановление № А33-12806/2017 от 12.03.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда
№ 66011147218551, конверта Арбитражного суда Красноярского края от 18.11.2017 (направлено решение по делу № А33-12806/2017) - в подтверждение того факта, что заявитель получает всю корреспонденцию, направляемую на его новый юридический адрес. Апелляционный суд принимает во внимание данные обстоятельства как подтверждающие позицию общества. При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что связь с ООО «Виктория» по указанному адресу имеется, основания для отказа в государственной регистрации на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации у регистрирующего органа отсутствовали, а УФНС по Красноярскому краю не учтены все обстоятельства, свидетельствующие о связи с обществом по указанному адресу, что повлекло вынесение Управлением незаконного решения по жалобе общества. В силу разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановления № 61 регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности
Постановление № Ф09-3949/19 от 23.07.2019 АС Уральского округа
прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. В силу части 1 статьи 53 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственная регистрация ипотеки, возникающей на основании договора, осуществляется на основании договора об ипотеке и заявления залогодателя и залогодержателя. В соответствии с пунктом 3 статьи 53
Решение № 2-787/17 от 12.10.2017 Купинского районного суда (Новосибирская область)
<......> следует, что сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимого имущества отсутствуют. Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от <.....> года № <......>, Алдажуманову С.А. на праве общей долевой собственности, <......> доля, принадлежит жилой дом с кадастровым номером <......>, и земельный участок с кадастровым номером <......>, площадью <......> кв.м., находящиеся по адресу: <...>; дата государственной регистрации: <.....> года; номера государственной регистрации <......> и <......>; основание государственной регистрации - договор продажи недвижимости от <.....> года. Ограничение права и обременение объекта недвижимости: не зарегистрировано. Алдажуманов С.А. в приватизации жилья не участвовал. В соответствии с техническим паспортом домовладения - квартиры № <......> жилого дома № <......> по ул. <...> составленным ОГУП «Техцентр <......>» по состоянию на <.....> года, и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <.....> года, спорная квартира расположена на 1
Решение № 2-811/2021 от 09.12.2021 Ардатовского районного суда (Республика Мордовия)
писем в сумме 295 (двести девяносто пять) рублей 40 копеек. Взыскать с Круглова М.А. в пользу кредитного потребительского кооператива «Касса взаимопомощи «Ардатовская» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей, по отправке писем в сумме 239 (двести тридцать девять) рублей 40 копеек. Обратить взыскание в пользу кредитного потребительского кооператива «Касса взаимопомощи «Ардатовская» на заложенное имущество – квартиру площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>, КН - - , номера государственной регистрации: - - и - - , основание государственной регистрации : договор купли-продажи недвижимого имущества от 06.04.2021, и установить начальную продажную цену указанного имущества в размере <данные изъяты> рублей. Определить способ реализации заложенного имущества- путем продажи с публичных торгов. В удовлетворении исковых требований кредитного потребительского кооператива «Касса взаимопомощи «Ардатовская» к Кругловой А.С., действующей за себя и несовершеннолетнего К., Круглова М.А. о прекращении права проживания и пользования квартирой по <адрес>- отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия
Решение № 25025-85 от 29.06.2021 Лабинского городского суда (Краснодарский край)
может осуществляться путем признания права.Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам.В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.На основании ч. 8 п. 4 ст. 41 Федерального закона от <...> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно являются, в том числе судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.В судебное заседание от представителя истцов по доверенности ФИО4 поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие истцов и представителя, просьбой удовлетворить исковые требования в полном объеме. Ответчик ФИО5 просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил заявление о признании исковых требований истцов в полном объеме.Представитель третьего лица-межмуниципального отдела