ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Градостроительный регламент правил землепользования и застройки - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Приказ Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов"
основе; задание на проектирование (градостроительное задание) - документ, содержащий требования к составу, содержанию и последовательности выполнения работ по разработке проектов генеральных планов, а также к их качеству, порядку и условиям выполнения в составе контракта (договора) на разработку проектов; градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; градостроительное регулирование - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по упорядочению градостроительных отношений, возникающих в процессе градостроительной деятельности, осуществляемая посредством принятия законодательных и иных нормативных правовых актов, утверждения и реализации документов территориального планирования, документации по планировке территории и правил землепользования и застройки ; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства,
Письмо Росреестра N 11-4483-ОС/21, Минприроды России N 01-15-53/17177, Минстроя России N 24974-ИФ/08, Росимущества N ВЯ-10/19630 от 17.06.2021 <О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации">
пунктом 3 статьи 3.1 Закона N 33-ФЗ использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав ООПТ, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой ООПТ. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и Законом N 33-ФЗ. В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Закона N 33-ФЗ: основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах ООПТ, определяются положением об ООПТ; в случаях, предусмотренных статьей 3.1 Закона N 33-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки. Согласно пункту 4.1 статьи 15 Закона N 33-ФЗ с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются проекты правил землепользования и застройки - в части градостроительных регламентов, устанавливаемых применительно к территориям таких населенных пунктов. Часть 8.4 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случае если в границах
Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 19.07.2016 N 10-3153-КЛ "О предоставлении разъяснений"
в соответствии с проектом организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, утвержденным до принятия правил землепользования и застройки. Согласно позиции Росреестра, изложенной в письме от 09.09.2015 N 14-08845/15, подготовленном по результатам рассмотрения письма Учреждения от 22.07.2015 N 05-0504-ИШ, на территории, где установлен градостроительный регламент, органу кадастрового учета следует руководствоваться данным градостроительным регламентом. При этом с целью уточнения информации о действиях конкретных нормативных актов Росреестр считает целесообразным органу кадастрового учета направить запрос в соответствующий уполномоченный орган. Также можно отметить позицию, изложенную в письме Росреестра от 23.09.2015 N 14-09221/15, направленном в филиалы Учреждения письмом Учреждения от 09.10.2015 N 10-3512-КЛ, согласно которой: при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования образуемого земельного участка должен соответствовать градостроительному регламенту, если действие градостроительного регламента распространяется на такой земельный участок; если содержащиеся в межевом плане сведения не соответствуют градостроительному регламенту (при наличии сведений о нем в государственном кадастре недвижимости), следует принимать решение о приостановлении
Решение Верховного Суда РФ от 28.11.2019 N АКПИ19-786 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226>
собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Согласно положениям частей 1, 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные и вспомогательные. Разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 ГрК РФ). Вместе с тем в соответствии с частью 6 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития. При этом порядок определения видов разрешенного использования сельскохозяйственных
Статья 15. Особенности регулирования градостроительной деятельности на территории Центра
положения частей 5 - 17 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются. 10. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки Центра не проводятся. (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11. Правила землепользования и застройки Центра утверждаются управляющей компанией. 12. Внесение изменений в правила землепользования и застройки Центра осуществляется в порядке, установленном частями 9 - 11 настоящей статьи. 13. Действие градостроительных регламентов, установленных правилами землепользования и застройки Центра, распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах территориальных зон, в отношении которых установлены такие градостроительные регламенты. 14. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки Центра, осуществляются в порядке, установленном указанными правилами землепользования и застройки. 15. Подготовка документации
Апелляционное определение № 18-АПА19-22 от 16.05.2019 Верховного Суда РФ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 18-АПА19-22 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 мая 2019 г. г. Москва Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Александрова В.Н. судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н. при секретаре Гроховской В.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим решения Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района от 05 сентября 2017г. № 1 протокол № 37 «О внесении изменений в градостроительный регламент Правил землепользования и застройки Усть- Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района, утвержденные решением Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района от 27 октября 2016г. № 3, протокол № 25» в части исключения из территориальной зоны Правил землепользования и застройки ОД-3 «Зона обслуживания и деловой активности при транспортных коридорах и узлах» вида разрешенного использования земельного участка - «для индивидуального жилищного строительства» по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Краснодарского краевого суда от 20 ноября 2018г., которым в удовлетворении административного искового
Кассационное определение № 58-КАД21-3 от 28.07.2021 Верховного Суда РФ
исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от31 декабря 2015 г. № 1532 (далее - Правила). Из пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ), части 8 статьи 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки , а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему
Кассационное определение № 18-КА19-3 от 11.04.2019 Верховного Суда РФ
расположенного по адресу: <...>, смежного с принадлежащим о :• Чубко А.С. земельным участком с кадастровым номером <...> по тому же адресу, расположенным в зоне транспортной инфраструктуры (ИТ-2). Решением Совета Усть-Лабинского городского поселения Устъ- Лабинского района от 25 ноября 2008 г. № 2 утверждены правила землепользования и застройки территории Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края, применительно к части территории поселения - г. Усть-Лабинска (далее - Правила землепользования и застройки). Частью III « Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки определены градостроительные регламенты территориальной зоны транспортной инфраструктуры с кодовым обозначением «ИТ-2», в том числе минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений и сооружений, - один метр. При разработке и утверждении градостроительного плана земельного участка ФИО1 административным ответчиком не соблюдены требования пожарной безопасности в части противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями, чем нарушаются права смежных землепользователей. Решением Усть-Лабинского
Постановление № 15АП-2131/2021 от 17.03.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
деятельности, а также о проведении мероприятий по развитию животноводства в Краснодарском крае. Во исполнение вышеуказанного соглашения заявителем также предоставлены экспертное заключение № 004570 от 07.12.2020 о соответствии будущей фермы заявителя на спорном земельном участке нормам законодательства РФ, в частности СанПиНам; санитарно-эпидемиологическое заключение №23.КК.03.000.Т.003223.12.2020 от 17.12.2020. Более того, апелляционный суд отмечает, что письмом от 03.06.2019 заявитель уже обращался в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабинский района с просьбой внести изменения в градостроительный регламент Правил землепользования и застройки Кирпильского сельского поселения в отношении территории, на которой расположен спорный земельный участок. Глава К(Ф)Х просила внести изменения в связи с подачей заявки на участие в гранте на получение денежных средств на строительство фермы. Письмом от 10.06.2019 № 1255 Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабинский района отказало во внесение изменений в регламент, указало, что не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии привил землепользования и застройки. Не предусмотрено внесение изменений в
Решение № А46-20413/20 от 24.11.2021 АС Омской области
Площадка для подъема и спуска яхт на воду (слип) 570 Расчет произведен с учетом требований пожарной безопасности 5 Зона размещения стоянки для автомобилей Асфальтированная площадка 996,38 Расчет произведен в соответствии с установленными нормативами 6 Зона размещения служебно-вспомогательных временных сооружений Временные сору жения для хранения спасательных средств, парусов, личного инвентаря владельцев спортивных парусных судов - ИТОГО 8270,19 Ссылка Департамента на Решение Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201 о том, что в градостроительный регламент правил землепользования и застройки включены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, в связи с чем, допустимый размер земельного участка уже определен нормативно, считаем несостоятельной. Решением Омского городского Совета от 12.11.2020 № 268 в статью 3 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 введена часть 3.2, согласно которой установленный названными Правилами минимальный процент застройки в границах земельного участка применяется исключительно в случаях приобретения в собственность земельных участков в установленном
Решение № 2-1801 от 16.02.2011 Черемушкинского районного суда (Город Москва)
производства. 02.12.2010 года Жуковским районным судом Калужской области было вынесено решение, которым было установлено, что ст.43 Правил землепользования и застройки сельского поселения «село Волковское», утвержденных решением №20 сельской Думы от 07.09.2006 г., основными разрешенными видами использования земельных участков земель сельскохозяйственного использования являются земли, занятые многолетними насаждениями (сады, виноградники и.т.д.). В решении Жуковского районного суда Калужской области также установлено, что условно разрешенный вид использования земельного участка «для Садоводства», включен в установленном порядке в градостроительный регламент правил землепользования и застройки СП «Село Волковское». После вынесения решения суда, 21 декабря 2010 года ФИО1 обратился в Администрацию Тарусского муниципального района Калужской области, на имя действующего Главы Администрации Тарусского муниципального района ФИО2, с заявлением о вынесении постановлении о предоставлении условно разрешенного вида использования земельному участку - для садоводства, ссылаясь на п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ, согласно которой любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных решений и процедур согласования. 13
Решение № 3А-1236/2021 от 02.12.2021 Московского областного суда (Московская область)
округа Подольск Московской области, администрации городского округа Подольск Московской области о признании недействующими в части решение Совета депутатов городского округа Подольск Московской области от 27.08.2020 № 78/3 «Об утверждении изменений в правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области»; постановление администрации городского округа Подольск Московской области от 20.08.2021 № 1113-П «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области», обязании внесения изменений в градостроительный регламент правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области, у с т а н о в и л: Решением Совета Депутатов городского округа Подольск Московской области от 25.01.2018 № 43/1 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области» утверждены правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области, которыми земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу:
Решение № 3А-772/17 от 26.06.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)
судьи Шулико О.Г., при секретаре Голубятниковой Ю.В., с участием прокурора Руденко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску < Ф.И.О. >1 о признании нормативного правового акта не действующим в части, установил: < Ф.И.О. >5 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня его принятия пункт 1.5 решение Совета Усть-Лабинского городского поселения <...> от <...> <...>, протокол <...> «О внесении изменений в градостроительный регламент Правил землепользования и застройки Усть-Лабинского городского поселения <...>, утвержденные решением Совета Усть-Лабинского городского поселения <...> от <...> <...>, протокол <...> (в редакции от <...> <...> протокол <...>) об исключении из территориальной зоны Правил землепользования и застройки «Ж-1А «зона застройки индивидуальными жилыми домами» вида разрешенного использования земельного участка – «объекты придорожного сервиса» как не соответствующее положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ). В обоснование иска указано, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права < Ф.И.О. >1,
Решение № 2-3117/18 от 13.11.2018 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)
проведения торгов по цене в размере 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка. В ходе судебного разбирательства истец дополнил исковые требования, указал также в качестве ответчиков Городскую Думу города Дзержинска, Управление Росреестра по Нижегородской области, Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области. ФИО1 просит: - обязать Управление Росреестра по Нижегородской области определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № -обязать Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области внести дополнения в градостроительный регламент Правил землепользования и застройки , утвержденный Постановлением Городской Думы г. Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ установить для территориальной зоны №. Вид разрешенного использования- размещение и эксплуатация сарая; - обязать Городскую Думу г. Дзержинска, Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области определить вид разрешенного использования земельного участка с учетом фактического использования земельного участка и объекта недвижимости расположенного на нем; -обязать администрацию г. Дзержинска заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов с
Решение № 2-140/18 от 11.07.2018 Нукутского районного суда (Иркутская область)
назначению функциональной зоны «Зона перспективного градостроительного освоения. Жилые зоны», установленной Генеральным планом МО; - приведение территориальной зоны в <адрес> «Р-3. Зона прочих территорий природного ландшафта» и «СХ-1. Зона объектов сельхозпроизводства» в соответствие функциональному назначению функциональной зоны «Зона перспективного градостроительного освоения. Жилые зоны», установленной Генеральным планом МО; - включение в Правила землепользования и застройки положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; - включение в градостроительный регламент Правил землепользования и застройки предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. 2.Разработанный проект изменений в Правила землепользования и застройки МО «Закулей» направить в представительный орган муниципального образования для утверждения. 3.Установить срок исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании прокурор Шобоев И.В. исковые требования полностью поддержал по основаниям, указанным в заявлении и просит суд их удовлетворить. Представитель ответчика - глава администрации МО «Закулей» А. в судебное заседание не явилась. От нее поступило заявление, в котором