ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Идентификация клиентов - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 77-АД19-1 от 08.04.2019 Верховного Суда РФ
иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществлением внутреннего контроля признается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов , их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 308-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом,
Решение № АКПИ23-985 от 20.12.2023 Верховного Суда РФ
документов (например, нотариальное заверение, заверение документов клиентом, заверение документов самим негосударственным пенсионным фондом, в котором обслуживается данный клиент, представление сведений и документов в форме электронного документа, подписанного его простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью). Аматуни Л.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим абзаца четвертого Письма в той части, в которой разъяснено, что негосударственный пенсионный фонд в своих внутренних документах может определить возможность использования для идентификации клиента сведений и документов в форме электронного документа, подписанного его простой электронной подписью, ссылаясь на противоречие абзацу четырнадцатому статьи 3, абзацу второму пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) и несоответствие действительному смыслу пункта 2.4 Положения Банка России от 12 декабря 2014 г. № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей
Определение № 305АД181189 от 23.03.2018 Верховного Суда РФ
в виде платы за участие в азартной игре, в том числе в электронной форме, в перечень указанных исключений не входит, при этом положения Федерального закона № 115ФЗ не содержат изъятий в части осуществления идентификации клиентов организаций, проводящих азартные игры, в том числе в электронной форме, в зависимости от суммы денежных средств, внесенных за участие в азартных играх. При таких обстоятельствах являются правильными выводы судов о том, что оснований для освобождения заявителя от обязанности проводить идентификацию клиентов согласно требованиям Федерального закона № 115ФЗ не имеется. Судами также установлено, что процедура привлечения общества к административной ответственности не нарушена, срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден, административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере санкции нормы части 1 статьи 15.27 КоАП РФ. При изложенных обстоятельствах суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены постановления административного органа. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись
Определение № А40-135180/2017 от 18.05.2018 Верховного Суда РФ
организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, определенные статьей 5 упомянутого закона, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. Получение денежных средств в виде платы за участие в азартной игре, в том числе в электронной форме, в перечень указанных исключений не входит, при этом положения Федерального закона № 115-ФЗ не содержат изъятий в части осуществления идентификации клиентов организаций, проводящих азартные игры, в том числе в электронной форме, в зависимости от суммы денежных средств, внесенных за участие в азартных играх. Судами также установлено, что процедура привлечения общества к административной ответственности не нарушена, срок давности привлечения к ответственности соблюден, административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере санкции нормы части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая
Определение № А56-99889/19 от 04.02.2021 Верховного Суда РФ
в удовлетворении заявления. Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, общество приводит доводы, которые являлись предметом рассмотрения судов и получили правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам, связанным с совершением общества вмененного правонарушения. Как установлено судами, учитывая сумму наложенного платежа за почтовое отправление и отсутствие у сотрудника общества подозрений о том, что спорная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, у общества отсутствовали правовые основания для осуществления идентификации клиента – физического лица в истребуемом обществом объеме сведений. При этом суды руководствовались положениями Закона № 115-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период. Доказательств того, что у общества имелись основания для осуществления дополнительных мер идентификации клиента – физического лица в том объеме, в котором требовало общество в опросном листе, обществом не представлено. Доводы общества направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что не отнесено к полномочиям Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Постановление № 13АП-5317/2022 от 20.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или орган государственной власти иностранного государства. Аналогичная норма содержится также и в пункте 4 Приказа Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 года № 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее - Приказ Росфинмониторинга № 366), согласно которой: « Идентификация клиентов , представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев не проводится в случаях, установленных подпунктом 2 пункта 1, пунктами 1.1, 1.4-1 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона». В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении делами Правительства Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 14.12.2015 № 474, Управление делами Правительства Ленинградской области (далее - Управление делами) является органом исполнительной власти Ленинградской области, входящим в состав Администрации Ленинградской области. В соответствии с п. 1.8. ст. 6.
Постановление № А21-2656/17 от 04.12.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
ответственности лиц, в отношении которых осуществляется внутренний контроль, по отношению к организациям, осуществляющим внутренний контроль, не предусмотрено. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. Таким образом, целью проведения внутреннего контроля является идентификация клиентов и их представителей и документальное фиксирование сведений (информации), а также их предоставление в уполномоченный орган. Применение мер принуждения к клиентам, их представителям и выгодоприобретателям, как указывалось выше, к компетенции организаций внутреннего контроля не отнесено. По идентификацией понимается совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. Виды операций с денежными средствами или
Постановление № А56-40152/17 от 20.11.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, Протоколом об административном правонарушении №04-10/06-1/1 от 24.02.2016 было установлено, что на момент проведении проверки в Обществе: 1) отсутствуют правила внутреннего контроля; 2) отсутствует специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля; 3) идентификация клиентов , выгодоприобретателей, выявление бенефициарных владельцев клиентов, а также публичных должностных лиц среди своих клиентов не проводится; 4) проверки раз в три месяца наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества не проводились, информирование о результатах таких проверок уполномоченного органа не осуществлялось. Таким образом, при проведении проверочных мероприятий было установлено, что в Обществе отсутствует организованная, целостная и постоянно действующая
Постановление № 16АП-2927/2015 от 26.10.2015 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
(далее - Закон № 115-ФЗ). Предприятием не исполнено законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а именно: идентификация клиентов предприятия на предмет причастности их к экстремисткой деятельности не осуществляется, перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремисткой деятельности, в работе не используется; - правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на момент проведения проверки не соответствуют действующему законодательству; - специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в предприятии, в проверяемом периоде, не соответствует предъявляемым квалификационным требованиям,
Постановление № 5-1308/19 от 20.01.2020 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)
15.27 ч. 2 КоАП РФ УСТАНОВИЛ: ИП Чувтаев Е.И. не исполнил законодательство в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 ст. 15.27 КоАП РФ, а именно, В нарушении п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, п. 6, п. 19, п. 37, п. 38 «Требований к идентификации клиентов и выгодоприобретателей», утвержденных приказом Росфинмониторинга от №366 от 22.11.2018, идентификация клиентов индивидуального предпринимателя и фиксирование результатов идентификации проводятся без соблюдения всех установленных требований, Анкеты на клиентов, заключивших договора комиссии или скупки, не оформляются, все обязательные сведения, получаемые в результате идентификации клиентов, иным способом не фиксируются. При проведении проверки анкеты на клиентов ни в электронной форме, ни в распечатанном виде представлены не были, в представленной квитанции на скупленные ценности № 00-0Н75-0012923 от 30.08.2019 года и договоре комиссии № 00-0Н75-0012984 от 31.08.2019 года отметки о проверке клиентов
Решение № 5-3/20 от 17.03.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)
агентов по оптовой торговле металлами в первичных формах». В нарушение ст.ст. 3, 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", п.п. 6, 37, 38, 39 Приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" идентификация клиентов и фиксирование результатов идентификации проводились ИП Чувтаевым Е.И. без соблюдения установленных требований, анкеты на клиентов, заключивших договоры комиссии или скупки, не оформлялись, все обязательные сведения, получаемые в результате идентификации клиентов, иным способом не фиксировались. В нарушение п.п. 31-32 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской
Решение № 2-1335/2021 от 19.05.2021 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)
Кредитом. Возврат Кредита и уплата процентов должны осуществляться ежемесячно 08-го числа каждого календарного месяца. Клиентом в Банк была подана онлайн заявка на кредит наличными через официальный сайт Банка в личном кабинете ВТБ-онлайн (заявка от 07.10.2019 г.). Данная заявка одобрена Банком. Условия обслуживания физических лиц в системе ВТБ – Онлайн (Которые в свою очередь являются Приложением №1 к Правилам предоставления дистанционного банковского обсаживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО)) предусмотрен порядок доступа клиентов к ВТБ-Онлайн, идентификация клиентов , порядок подтверждения операций. Согласно п. 5 вышеуказанных условий подтверждение распоряжений/заявлений производится при помощи средств подтверждения: ЭЦП, SMS/Push кодов. Получив по своему запросу сообщение с SMS, и должен ввести SMS с Push – кодом при условии согласия клиента с операцией/действием банка. Положительный результат проверки кода Банком означает, что распоряжение или иное действие клиента в ВТБ – Онлайн подтверждено, а соответствующий электронный документ подписан электронной подписью клиента. При этом, операции, совершенные клиентом в ВТБ-Онлайн были
Решение № 7Р-479/17 от 03.08.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)
как организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, на учет в территориальном органе не поставлена. Указанные нарушения повлекли непредставление ООО АН «Белое море» сведений в органы Федеральной службы по финансовому мониторингу информации о сделках с недвижимым имуществом, по которым оказывались посреднические услуги. Кроме того установлено, что вопреки требованиям п. 7 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ООО АН «Белое море» не проводится идентификация клиентов . Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. На основании решения участника ООО АН «Белое море» от 16 декабря 2015 года директором общества назначена Пеньевская А.В. Выявленные нарушения требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, послужили основанием для вынесения постановления о привлечении должностного лица - директора ООО АН «Белое