привело к увеличению срока выполнения работ и увеличению стоимости строительства с учетом инфляционных процессов, а комитетом при расчете стоимости выполненных за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 работ не применены индексы - дефляторы в целях индексации стоимости выполненных работ. Оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды установили факт выполнения подрядчиком работ в заявленный период, сдачу заказчику результата работ и принятие их заказчиком без замечаний по качеству, объемам и срокам выполнения, оплату выполненных работ без индексации цен. Суды указали, что при заключении контракта срок выполнения работ был установлен до 19.04.2011, заявка на участие в конкурсе была подана обществом из расчета указанного срока выполнения работ, а нарушение сроков бюджетного финансирования привело к увеличению срока выполнения работ и стоимости строительства с учетом инфляционных процессов после 2011 года, риски которых не были учтены государственным заказчиком при формировании начальной цены контракта в 2009 году. При названных обстоятельствах, руководствуясь статьями 309, 408,
статьи 19.1, пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона № 94-ФЗ при обосновании начальной (максимальной) цены контрактов; - в 2012 и 2013 годах только статья 19.1 Закона № 94-ФЗ указывала на способы установления начальной (максимальной) цены контракта, данная норма носит диспозитивный характер и позволяет заказчику определять начальную цену различными способами, в том числе и посредством осуществления своих расчетов, - письма Минэкономразвития Российской Федерации, содержащие индексы изменения сметной стоимости и индексы-дефляторы, не имеют статуса нормативно-правовых актов, носят только рекомендательный характер; - проектно-сметная документация на объект капитального строительства «Автомобильная дорога М-54 «Енисей» прошла государственную экспертизу, по результатам которой получено положительное заключение. ФГУ «Главгосэкспертиза России» пришло к выводу в отношении сметы на капитальный ремонт о соответствии сметных расчетов Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004. Сметная документация выполнена в достаточном объеме и соответствует нормативным документам в области сметного нормирования и ценообразования; - в соответствии с письмом и.о. Министра Минтранса
Минэкономразвития России от 28.11.2018 по отрасли «Строительство», которые составили на 2018 год – 1,052 (квартальный индекс 1,012754), на 2019 год – 1,050, на 2020 год – 1,051. При этом при определении сметной стоимости строительства, рассчитываемой на несколько лет реализации инвестиций, к стоимости работ, планирующихся к выполнению в соответствующем году, необходимо применять индексы-дефляторы соответствующего года. Вместе с тем, как установили суды и соответствует материалам дела, Учреждение применило индексы-дефляторы в размере 1,09784 на 2019 год и 1,19483 на 2020 год по отношению к ценам второго квартала 2018 года, что не соответствует приведенным нормам. Применение Учреждением положений приказа Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от 18.02.2010 № 33-ОД «Об утверждении Порядка формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта при проведении торгов (конкурсов, аукционов) на строительство, реконструкцию, ремонт объектов капитального строительства для государственных нужд на территории Республики Коми» при действии в спорном периоде Методических рекомендаций, утвержденных в соответствии с компетенцией федеральным органом
власти субъектов Российской Федерации, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (далее - индексы фактической инфляции). Индексы фактической инфляции применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен, в котором утверждена проектная документация (далее - уровень цен на дату утверждения проектной документации), в уровень цен на дату определения НМЦК (подпункт «а»). В подпункте «б» пункта 8 Порядка№ 841/пр указано, что НМЦК в случае, указанном в пункте 5 настоящего Порядка, определяется также с применением индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)» или прогнозных индексов инфляции (при наличии), установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (далее – индекс прогнозной инфляции). Индексы прогнозной инфляции применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень цен соответствующего периода реализации проекта. Расчет НМЦК согласно пункту 18 Порядка
а также проект расчета для подготовки дополнительного соглашения с учетом замечаний и рекомендаций Счетной палаты. Ответным письмом № 2968-А от 23.10.2019 истец сообщил Дирекции, что применение правового механизма, предложенного Счетной палатой, приведет к более точному балансу интересов сторон контракта и в какой-то степени покроет убытки подрядчика, в связи с чем просил государственного заказчика высказать мнение относительно возможности заключения дополнительного соглашения об увеличении сметной стоимости строительства с учетом индексов-дефляторов 2016-2020 годов. ГКУ «ДДХ ЯНАО», рассмотрев предложение подрядчика о применении индексов-дефляторов к сметной стоимости строительства , сообщило, что индексация ранее выполненных, принятых и уже оплаченных государственным заказчиком работ, не предполагается и не планируется. Вместе с тем применение механизма, предложенного Счетной Палатой ЯНАО, в части использования индексов-дефляторов обоснованно и будет реализовано по отношению ко вновь выполняемым и планируемым к сдаче работам. Также государственный заказчик заверил подрядчика, что проект дополнительного соглашения находится на стадии подготовки. После согласования с подрядчиком документация будет направлена в Департамент
для определения НМЦК явился сводный сметный расчет, составленный по объемам рабочего проекта (ведомости на выполнение подрядных работ (ведомости дефектов и намечаемых работ)), при отсутствии документов, подтверждающих разработку иных разделов проектной документации. Таким образом, определение и обоснование начальной (максимальной) цены контрактов по объектам закупки не было основано на утвержденной проектной документации. Кроме того, сметная стоимость работ по объектам закупки, указанная в сводном сметном расчете была скорректирована с помощью индексадефлятора, расчет которого произведен посредством применения индексов цен производителей по виду экономической деятельности - строительство на 2019 год в размере 107,0%, 2020 год107,1%, разработанных Минэкономразвития России для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период до 2024 года, а также индекса дефлятора с учетом продолжительности выполнения работ, индексов цен производителей, принятых на дату начала выполнения работ и действовавших в период выполнения работ <скрыто> и <скрыто> соответственно. Окончательная начальная (максимальная) цена контрактов по объектам закупки была определена по итогам корректировки посредством применения индекса
инвестиционного проекта, на основании которой определяется НМЦК, с учетом базового варианта Прогноза социально-экономического развития и положений статьи 22 Закона о контрактной системе, а также Методических рекомендаций. В соответствии с письмом Минэкономразвития Р.Ф. от 19 октября 2015г. №Д28и-3161 расчет сметной стоимости объекта капитального строительства по годам реализации инвестиционного проекта в ценах соответствующих лет реализации осуществляется с использованием индексов-дефляторов «Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования». В связи с этим был произведен пересчет сметной стоимости в ценах по состоянию на 4 кв. 2015г. по индексам-дефляторам в цены соответствующих планируемых лет начала и окончания строительства школы. В соответствии с письмом Минэкономразвития Р.Ф. от 05 октября 2017г. №Д/4и-2177 для пересчета сметной стоимости в цены соответствующих лет строительства (2016,2017,2018 и 2019г.г) были применены индексы- дефляторы в соответствии с таблицей - Прогноз индексов-дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2020 г. ( письмо прилагается - см. 5 лист).Сметная стоимость 2019г. пересчитана
* Ис.г.1 * И2 *.. . * Иn-1 * Ис.г.n, где: НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта; С1, С2,.. .Сn – сметная стоимость строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, подлежащих выполнению в соответствии с графиком исполнения контракта соответственно в 1-й, 2-й,.. .n-й годы, в уровне цен на момент определения НМЦК; И1, И2,.. .Иn – индексы-дефляторы на первый, второй,.. .n-й год строительства (ремонта). Значение индекса-дефлятора на соответствующий год определяется по формуле: И = 1 + (Д - 100) / 100; Ис.г.1, Ис.г.2,.. .Ис.н.n – индексы-дефляторы на середину первого, второго,.. .n-го года строительства (ремонта). Значение индекса-дефлятора на середину года определяется по формуле: Ис.г. = 1 + 0,5 * m / 12 * (Д - 100) / 100, где: Д – значения прогнозных дефляторов по видам экономической деятельности, определяемых Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации по отрасли «капитальные вложения (инвестиции)» и доводимых информационными письмами Министерства тарифного регулирования и
автомобильных работ соответствует требованию п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. В соответствии с ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе методы определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги определены в Методических рекомендациях, где предусмотрено применение индекса дефлятора по видам экономической деятельности, определенного Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (далее - индексдефлятор) при определении НМЦК на строительство и (или) реконструкции объектов капитального строительства в рамках инвестиционных проектов. В соответствии с абз. З ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон об инвестиционной деятельности) капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские
автомобильных работ соответствует требованию п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. В соответствии с ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе методы определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги определены в Методических рекомендациях, где предусмотрено применение индекса дефлятора по видам экономической деятельности, определенного Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (далее - индексдефлятор) при определении НМЦК на строительство и (или) реконструкции объектов капитального строительства в рамках инвестиционных проектов. В соответствии с абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон об инвестиционной деятельности) капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы