ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Инвентаризация объектов негативного воздействия - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Паспорт приоритетного проекта "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.08.2017 N 9)
761,4 Бюджеты субъектов Российской Федерации 500 2 000 2 000 38 000 42 500 Местные бюджеты органов местного самоуправления Внебюджетные источники, млн руб. 5 000 5 000 8 000 72 000 90 000 Итого 6 891,5 18 729,2 21 275,8 198 364,9 245 261,4 -------------------------------- <*> Предварительный оценочный объем средств, сформированный на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подлежит уточнению в рамках подготовки сводного плана мероприятий приоритетного проекта и после проведения инвентаризации объектов негативного воздействия в соответствии с разделом "3. Этапы и контрольные точки". <**> Предварительный объем средств, подлежит уточнению. 5. Ключевые риски и возможности N п/п Наименование риска/возможности Мероприятия по предупреждению риска/реализации возможности 1. Риск. Сокращение государственного финансирования проекта вследствие нестабильной макроэкономической ситуации Планирование и контроль выделения и доведения лимитов бюджетных средств, финансирования отдельных этапов работ из средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, средств частных инвесторов, создание благоприятных условий для частных инвесторов (налоговые льготы, механизмы
Статья 5.
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. 2. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными
Определение № 304-ЭС22-6626 от 26.05.2022 Верховного Суда РФ
предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352, и установив, что обществом, эксплуатирующим объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (коды объектов №№ 69-0170-001193-П, 69-0270-001626-П), не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ и не получены утвержденные нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, признали, что предписание соответствует положениям действующего законодательства, в связи с чем отказали в удовлетворении требований. Суды отметили, что предписание по результатам проведенной проверки не налагает на общество дополнительных обязанностей и не нарушает его прав в сфере экономической деятельности, поскольку
Определение № А53-6300/20 от 30.08.2021 Верховного Суда РФ
площадке резервуарного парка для хранения нефтепродуктов общество не обеспечило устройство твердого бетонированного покрытия, пришли к выводу, что предписание соответствуют закону, не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования. При этом суды, проанализировав проектную документацию объекта, виды деятельности общества, пояснения управления, исходили из того, что накопительные емкости (резервуары РГС-50) в количестве 6 единиц объемом 50 м3 по результатам инвентаризаций выбросов загрязняющих веществ в атмосферу определены как источники выделения загрязняющих веществ в атмосферу и являются объектами повышенного негативного воздействия на окружающую среду, а при наступлении аварийных ситуаций несут угрозу загрязнения компонентов окружающей природной среды (почвы). Кроме того суды учли, что общество не представило доказательства неисполнимости оспариваемого предписания и до проведения проверки по вопросу исполнения первоначально выданного предписания общество частично исполнило требования в отношении резервуара (произвело обвалование резервуаров), однако сами резервуары установлены на рыхлом слое почвы, твердое бетонированное покрытие на площадке резервуарного парка для хранения
Решение № А32-19339/09 от 25.08.2009 АС Краснодарского края
мусор и др.), а также обществом осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в частности от использования сварочного оборудования. Заявителем не представлены доказательства не образования в процессе хозяйственной деятельности отходов производства и потребления, а также отсутствия источников вредных выбросов в атмосферный воздух, а также заявителем не представлены доказательства не размещения образовавшихся отходов производства и потребления, в частности не представлен договор на вывоз твердых бытовых отходов, заключенный со специализированной организацией, не представлены результаты проведенной инвентаризации объектов негативного воздействия на окружающую среду. Объективной стороной административного правонарушения предусмотренного, частью 8.41 КоАП РФ является неисполнение лицом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки обязанности по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Из материалов дела об административном правонарушении следует, и не оспаривается заявителем, что обществом на момент проверки не была внесена в бюджет плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2008 года, а плата за 1
Решение № А28-2272/08 от 11.04.2008 АС Кировской области
условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В соответствии с пунктом 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 №183 предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий. Управлением на основании инвентаризации объектов негативного воздействия выдано разрешение Обществу на выброс загрязняющих веществ в атмосферу № 12-131 от 12.02.2007, которым предусмотрены перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу, в том числе установлен суммарный ПДВ от всех источников загрязнения общества по аммиаку – 102,7 г/сек. 31.01.2008 интенсивность суммарного выброса аммиака составила 175 г/сек, что в 1,7 раза превышает разрешенный ПДВ по аммиаку от всех источников завода. Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела актом-предписанием от 4.03.2008 №
Постановление № 13АП-13334/2022 от 19.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
0004 и открытая автостоянка (двигатели а/т) № 6011, с учетом требований положений пунктов 1 и 5 статьи 22 Закона № 96-ФЗ, а также письма Росприроднадзора исх. № РН-09-03-32/43691 от 14.12.2020. Учитывая изложенное, сведения, представленные в составе заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет, являются достоверными. Инвентаризация всех источников проведена с учетом требований положений пунктов 1 и 5 статьи 22 Закона № 96-ФЗ. По результатам проведенной инвентаризации, все источники выбросов загрязняющих веществ учтены в составе единой промышленной площадки, которая является объектом негативного воздействия на окружающую среду и поставлена на государственный учет в соответствии с природоохранным законодательством. Источники выбросов, указанные в пунктах 1-3 предписания, не состоят на государственном учете как отдельные объекты негативного воздействия на окружающую среду. По результатам проверки Балтийско-Арктическим МРУ Росприроднадзора выдано Свидетельство об актуализации сведений. Приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,
Постановление № 13АП-17223/2022 от 19.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
№6001 с учетом требований положений пунктов 1 и 5 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а также письма Росприроднадзора исх.№ РН-09-03-32/43691 от 14.12.2020 г. Таким образом, сведения, представленные в составе заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет, являются достоверными. Инвентаризация всех источников проведена с учетом требований положений пунктов 1 и 5 статьи 22 Закона № 96-ФЗ. По результатам проведенной инвентаризации, все источники выбросов загрязняющих веществ учтены в составе единой промышленной площадки, которая является объектом негативного воздействия на окружающую среду и поставлена на государственный учет в соответствии с природоохранным законодательством. Источники выбросов, указанные в Предписании, не состоят на государственном учете как отдельные объекты негативного воздействия на окружающую среду. Достоверность сведений проверена контрольно-надзорным органом. По результатам проверки Балтийско-Арктическим межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования выдано Свидетельство об актуализации сведений. Приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги
Решение № 06-72 от 09.03.2011 Мелекесского районного суда (Ульяновская область)
веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы, в период с 10.11.2009 г. по 02.11.2010 г., тем самым, нарушен п. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7 -ФЗ (далее по тексту - Закон № 7 -ФЗ). В постановлении государственный инспектор Госэкоконтроля Солнышкин Р.М. указывает, что на этапе планирования своей деятельности Обществом должно было быть получено разрешение на выбросы загрязняющих веществ. В начале создания Общества (декабрь 2003г.) сотрудниками Общества была проведена инвентаризация объектов негативного воздействия на окружающую среду, в результате которого выяснилось, что единственный стационарный источник негативного воздействия на окружающую среду - стоянка спецтехники, расположенная по адресу: ***, и арендуемая у ОАО «Ульяновскнефть», уже учтена в проекте ПДВ данной организации под № источника 188. И данной организацией получалось разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В данный момент действует разрешение № 1201 от 13.05.2010г. на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в котором в приложении
Решение № 12-67/2022 от 19.09.2022 Псковского областного суда (Псковская область)
«ПсковАгроИнвест» Добрынина М.К. и Матвеев А.В., действующие на основании доверенности, доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям. Дополнительно указали, что ходатайство о продлении срока исполнения предписания было подано ООО «ПсковАгроИнвест» за два дня до истечения срока его исполнения, поскольку в Обществе отсутствует необходимый штат юристов для работы по каждому предписанию (по его обжалованию и составлению ходатайств о продлении срока исполнения). Предписание не обжаловалось, поскольку подача жалобы является правом Общества. В целях проведения инвентаризации объектов негативного воздействия на окружающую среду Обществом было заключено дополнительное соглашение с индивидуальным предпринимателем К.., который его не выполнил в предусмотренный срок, в связи с чем ему было направлено претензионное письмо, новый контрагент не подыскивался. Выполнить иные пункты предписания без инвентаризации этих объектов невозможно. В июне 2022 года Обществом были отобраны пробы, необходимые для завершения инвентаризации объектов и после получения лабораторных результатов Общество продолжит выполнять требования предписания. Должностное лицо, выдавшее предписание, и вынесшее обжалуемое постановление, -